Экологическое воспитание на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Содержание

Ведение
Теоритическая часть
Практическая часть:
Разработка цикла уроков
Урок № 1 «Мир, в котором мы живем»
Приложение к уроку № 1
Урок № 2 «Город, в котором мы живем»
Урок № 3 «Дом, в котором мы живем»
Урок № 4. Устный журнал «Химия и экология»
Урок № 5 «Зачетное занятие»
Дополнительный материал к зачету:
I Вриант
II Вариант
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Экологическое воспитание на уроках химии»

 

 

Студентки заочного отделения

Специальность «Биохимия»

Лядская Виктория Геннадьевна

Научный руководитель:

Лебедкова Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Ведение
  2. Теоритическая часть 
  3. Практическая часть: 
    1. Разработка цикла уроков
    2. Урок № 1 «Мир, в котором мы живем»
    3. Приложение к уроку № 1
    4. Урок № 2 «Город, в котором мы живем»
    5. Урок № 3 «Дом, в котором мы живем»
    6. Урок № 4. Устный журнал «Химия и экология»
    7. Урок № 5 «Зачетное занятие»
    8. Дополнительный материал к зачету:
      • I Вриант
      • II Вариант
  1. Вывод 
  1. Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное значение понятия  экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Классическое определение  экологии[1]: наука, изучающая взаимоотношения  живой и неживой природы.

Второе определение  дано на 5-м Международном экологическом  конгрессе (1990) с целью противодействия  размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это  определение полностью исключает  из компетенции экологии как науки  аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Вот некоторые возможные  определения науки «экология»:

Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.[2]

Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах

Сложности определения  экологии

  • Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами
  • Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
  • Деление экологии на общую экологию и частную экологию
  • Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
  • Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
  • Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общество, в котором  мы живем, спешит завладеть материальными  благами, забывая о морали, о том, что есть такие понятия, как Доброта, Любовь, Помощь, Спасение... Причина нравственной опустошенности людей заключается в  погоне за деньгами, вещами, в пренебрежении нравственными ценностями. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущие воды». Многозначный  афоризм заключает в себе то, что мы понимаем под словами экологическая культура. Это понятие возникло не так давно, но осознание человеком своей взаимосвязи с природой происходило во все времена, все эпохи. Широко известны прекрасные слова Ф.И.Тютчева, который сумел передать в поэтическом слове философскую глубину образа природы:

Не то, что мните, вы, природа:

Не слепок, не бездушный  лик –

В ней есть еще душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в  ней есть язык...

Эти слова, сказанные  в XIX веке, заключают в себе цель экологического образования и воспитания подрастающего поколения. «Я люблю свой город, это мой дом, моя родина. Всё для меня здесь дорого – это бесценные дары природы, которые мы, к сожалению, не в силах сберечь. Каждый человек наводит порядок в своей квартире, но почему же мы не можем навести в нашем общем доме под названием «Львов». Не можем или не хотим?!»

В современной школе  нет предмета «Экология», но есть раздел «Химия и экология». Именно о химии  говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты. Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.

Экология стала позицией для конкретной деятельности. Представленное обновленное экологическое содержание химического образования предусматривает систематичность, непрерывность, преемственность в работе, а также учет возрастных особенностей учащихся. И одним из условий успешности – единство классной и внеурочной деятельности. Через что: социально-экологическое, химико-экологическое и учебно-исследовательское направления. Чем: систематичность, непрерывность, преемственность, возрастные особенности. Для чего: осознанное восприятие окружающей действительности, развитие интеллекта и творческих способностей, формирование устойчивых познаний для деятельности, выбор порядка действий, способов и средств деятельности. Используя объяснительно-иллюстративное обучение, практический способ обучения, ИКТ, проблемное обучение, дифференциальное обучение. Цели социально-экологического направления можно выразить через понятия.

Социальные понятия: человек  и общество, человек-продукт природы  в обществе, отношение человека к  природе: сознание и нравственность, взаимосвязь, взаимозависимость, единство и сотрудничество человека и природы – основа сохранения окружающей среды.

Природоохранные понятия: рациональное природопользование, создание экологически-безвредных технологий, методы очистки промышленных выбросов, утилизация вторичного сырья.

Экологические понятия: живой организм, экосистема, экологические факторы, биосфера, биогеохимический круговорот, окружающая среда. Все эти понятия сводятся к оптимизации взаимодействия общества и природы, а также к охране природы. Ведь ещё в средние века в различных видах искусства в любви к Природе «скрыта тайна» экогармонии Будущего. А на гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Вот многозначительный афоризм, включающий в себя квинтэссенцию того, что мы понимаем под словами экологическая культура. Составляющими в этом направлении являются –

Работа с родителями:

    • беседы по экологическим проблемам,
    • экскурсии,
    • походы,
    • встречи,
    • спонсорская помощь.

 

Методическое оснащение  кабинета:

а) литературой: справочная, публицистическая, художественная, специальная, историческая, по искусству, психолого-педагогическая;

б) средства обучения на печатной основе: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, тематически оформленные  альбомы, портреты, листы – инструкции, эскизы;

в) экранно-звуковые средства: кинофильмы, видеозаписи, телепередачи;

г) оборудование демонстрационное и лабораторное.

 

Самообразованию учащихся:

    • библиотечный фонд,
    • элективные курсы,
    • заочные школы,
    • электронные учебники,
    • Интернет.

В педагогической науке  существует два термина: «Экологическое «воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго. Рассматривая цели экологического образования учащихся, можно определить уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

С учетом специфики работ  кабинета предусматривается усвоение элементарных экологических понятий  и формирование умений оперировать  ими в повседневной деятельности. В процессе обучения учащиеся получают знания - убеждение в области общей  и промышленной экологии, охраны окружающей среды, которые приводят их к пониманию причин и механизмов возникновения основных экологических проблем.

Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры. Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования имеются средства обучения и оборудования:

- образная наглядность  (картины, фотографии, макеты, муляжи)

- стенд «химическая экология»

- лабораторный практикум и демонстрация экспериментов

– банк видеофильмов

- дидактический материал

- литература (специальная  и художественная)

 

Задачами химико-экологического направления являются :

– развитие умственной способности  учащихся;

– формирование индивидуальной готовности ученика к восприятию изучаемого материала;

– обеспечение самоактивности, процесса восприятия, наблюдения и  запоминания;

– формирование и развитие научных понятий, отражающих картину  мира;

– интеграция знаний.

Учебно-образовательная  деятельность – это экологические конференции, решение химико – экологических задач 10 - 11 классы, экологические мероприятия, акции, химические вечера, КВН, участие во Всеукраинском конкурсе «Колосок» и т.п.

Информационно – наглядная  деятельность –  это периодическая  стенгазета «Химическая экология», сборник творческих работ учащихся, презентации.

Ясно, наконец, и то, что  защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного  количества химических соединений, поступающих  от самых разных предприятий, может  и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт.

Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова  В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед  вами весы, на одной чаше которых  ваше могущество, на другой – ваша ответственность».

Современные исследования и практика в области экологического состояния жилья, продуктов питания показывают, что городской житель испытывает дискомфорт. А отсюда у человека появляются определённые заболевания и нервные срывы. Именно такой тематике была посвящена одна из экологических конференций, проводимых среди старшеклассников школы.

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках химии