Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.
У Крутецкого В.А.
основанием в понятии способности
служат два показателя: быстрота овладения
деятельностью и качество достижений.
Человека считают способным - быстро
и успешно овладевает какой –
либо деятельностью, легко в сравнении
с другими людьми приобретает
соответствующие умения и навыки,
- добивается достижений, значительно
превосходящих средний уровень.
Способности - это
индивидуально –
К способностям
относятся (музыкальный слух, чувство
ритма, конструктивное воображение, быстрота
двигательной реакций – спортсмена,
тонкость цветоразличения для художника
– живописца ).
Наряду с индивидуальными
особенностями психических
Любая деятельность
требует от человека не одной частной
способности, а ряда взаимосвязанных
способностей.
Недостаток, слабое
развитие какой – либо одной частной
способности могут быть компенсированы
(возмещены) за счет усиленного развития
других.
Крутецкий В.А. считает,
что способность формируется, а
следовательно, и обнаруживается только
в процессе соответствующей деятельности.
Не наблюдая человека в деятельности,
нельзя судить о наличии или отсутствии
у него способностей. Нельзя говорить
о способностях к музыке, если ребенок
еще не занимался хотя бы элементарными
формами музыкальной
Человек не рождается
способным к той или иной деятельности,
его способности формируются, складываются,
развиваются в правильно
Способности –
прижизненное, а не врожденное образование.
В деятельности, направленной на удовлетворение
потребностей, исторически создавались
и развивались способности
Следует подчеркнуть
тесную и неразрывную связь
В деятельности,
направленной на удовлетворение потребностей,
исторически создавались и
В психолого-педагогической
литературе различаются специальные
и общие способности.
Общие – включают
в себя ( успехи человека в самых
различных видах деятельности ) умственные,
тонкость и точность ручных движений,
развитая память, совершенная речь.
Специальные способности
– это способности, которые необходимы
для успешного выполнения какой
– нибудь одной определенной деятельности
– музыкальной, художественно- изобразительной,
математической, литературной, конструктивно-
технической и т.д. Эти способности
также представляют собой единство
отдельных частных
Специальные –
определяют успехи человека в специфических
видах деятельности, для которых
нужны задатки и их развитие /
музыкальные, математические, лингвистические,
технические, литературные, художественно-творческие,
спортивные /.
Наличие у человека
общих способностей не исключает
развития специальных и наоборот.
А нередко они
взаимно дополняют и обогащают
друг друга.
Теоретические
и практические способности отличаются
тем, что первые предопределяют склонность
человека к абстрактно – теоретическим
размышлениям, а вторые к конкретным,
практическим действиям. Эти способности
чаще не сочетаются друг с другом, вместе
встречаясь только у одаренных, разносторонне
талантливых людей.
Учебные и творческие
– отличаются друг от друга. Первые
определяют успешность обучения и воспитания,
усвоения человеком знания, умений,
навыков, формирование качеств личности.
Вторые – создание предметов материальной
и духовной культуры, производство
новых идей, открытий и изобретений,
индивидуальное творчество, в различных
областях человеческой деятельности.
Способности к
общению, взаимодействие с людьми, предметно
- деятельностные, или предметно
– познавательные.
К ним относится
речь как средство общения ( ее коммуникативные
функции) Межличностное восприятие
и оценивание людей, социально –
педагогическая адаптация к различным
ситуациям: входить в контакт
с различными людьми, располагать
их к себе, оказывать на них влияние.
Отсутствие у
человека таких способностей явилось
бы непреодолимой преградой на пути
превращения его из биологического
существа в социальное.
В становлении
способностей к общению можно
выделить этапы формирования, свои
специфические задатки. К ним
относится врожденная способность
детей реагировать на лицо и голос
матери (комплекс оживления), способность
понимать состояния, угадывать намерения
и приспосабливать свое поведение
к настроению других людей и следовать
в общении к определенным социальным
нормам /способность общаться с людьми
вести себя, чтобы быть принятым,
убеждать других, добиваться взаимопонимания,
оказывать влияние на людей/.
К общим умственным
способностям относят например, такие
качества ума, как умственная активность,
критичность, систематичность, быстрота
умственной ориентировки, высокий уровень
аналитико – синтетической
Высокий уровень
развития способностей называют талантом.
Талант - это
наиболее благоприятное сочетание
способностей, дающих возможность особенно
успешно, творчески выполнять
Развитие талантов
решающим образом зависит от общественно
- исторических условий. Классовое общество
тормозит развитие талантов среди представителей
эксплуатируемых классов. И если
даже в подобных условиях народ дал
немало выдающихся талантов ( М.В.Ломоносов
– сын рыбака – помора, Т.Г. Шевченко
– сын крепостного крестьянина,
изобретатель паровоза Стефенсон - сын
рабочего ), то это говорит лишь о
том, насколько талантлив народ,
насколько велики возможности трудящихся.
Следовательно,
можно утверждать, что познавательные
способности, которых требует современная
школа, правомерно считать родовыми
общечеловеческими. Эти способности
- такие же, признаки принадлежности
к человеческому роду, как и
органы чувств человека, активность его
мышц и т.д. Если среди школьников
наблюдается мало или вовсе не
успевающие, это нужно объяснить
тем, что некоторые методики обучения
не активизируют родовых способностей,
не формируют их, подобно тому, как
есть дети, которые не могут проявлять
силу своих мускулов, свою физическую
ловкость из-за неподготовленности к
их применению. Никто, как правило, не
должен отставать в учении. Если
же таковые в школе есть, то только
потому, что они оказались неготовыми
к обучению: одни из-за недостаточности
своих предыдущих знаний, другие из-за
неумения использовать свои родовые
способности в учебной
Есть великая
формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая
завесу над тайной рождения творческого
ума: “ Сначала я открывал истины,
известные многим, затем стал открывать
истины, известные некоторым, и наконец
стал открывать истины, никому еще
неизвестные”.Видимо, это и есть
путь становления творческой стороны
интеллекта, путь развития изобретательского
и исследовательского таланта. Наша
обязанность – помочь ребенку
встать на этот путь.
Таким образом,
способности не могут быть ни врожденными,
ни генетическими образованиями - они
продукт развития. Врожденными факторами,
лежащими в основе способностей, являются
задатки.
Задатки определяются
как анатомо-физиологические
1.2 Условия перехода
природных задатков в
Рассмотрев в
предыдущем параграфе сущностные характеристики
способностей, необходимо развить следующий
важный на наш взгляд аспект этой проблемы:
условия перехода наследственной потенции
в способности.
При рождении каждый
ребенок обладает определенными
задатками для развития способностей
и личностных качеств, которые окончательно
формируются в процессе индивидуального
развития и обучения. но чтобы способности
получили развитие, мало дать ребенку
знания, умения и навыки. Очень важно
сформировать такие личностные качества,
которые стали бы движущей силой
всей его учебной деятельности, а
также определили бы дальнейшую судьбу
полученных знаний: останутся ли они
мертвым грузом или будут творчески
реализованы
Психологи признают
известную роль природных, биологических
факторов как природных предпосылок
развития способностей. Такие природные
предпосылки развития способностей
называют задатками.
Задатки - некоторые
врожденные анатомо – физиологические
особенности мозга, нервной системы,
анализаторов, которые обусловливают
природные индивидуальные различия
между людьми.
Задатки влияют
на процесс формирования и развития
способностей. При всех прочих равных
условиях наличие благоприятных
для данной деятельности задатков способствует
успешному формированию способностей
облегчает их развитие. Разумеется,
только наличием особо благоприятных
задатков и особо благоприятных
условий жизни и деятельности
объясняются чрезвычайно
К задаткам относятся
некоторые врожденные особенности
зрительного и слухового
В этом случае типологические
свойства являются парциальными (“парциальны”
в переводе с латинского означает
“ частичный”, “отдельный”), так
как характеризует работу лишь отдельных
участков коры мозга. Парциальные свойства
уже более определенно можно
считать задатками
В качестве задатков
следует рассматривать также
уровень развития и соотношения
первой и второй сигнальной систем.
В зависимости от особенностей соотношения
между сигнальными системами
И.П Павлов различал три специально
человеческих типов высшей нервной
деятельности: художественный тип с
относительным преобладанием
Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе