Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.
Курсовая работа: Формирование творческих способностей школьников в процессе
Введение
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут
быть объяснены не только недостатком
знаний, которые должны были быть приобретены
на предшествующих этапах обучения, но
и неразвитыми способностями
ребенка.
Главная задача
начальной школы – обеспечить
развитие личности ребенка. Источниками
полноценного развития ребенка выступают
два вида деятельности
Во-первых, любой
ребенок развивается по мере освоения
прошлого опыта человечества за счет
приобщения к современной культуре.
В основе этого
процесса лежит учебная деятельность,
которая направлена на овладение
ребенком знаниями и умениями, необходимыми
для жизни в обществе.
Во – вторых,
ребенок в процессе развития самостоятельно
реализует свои возможности, благодаря
творческой деятельности. В отличие
от учебной творческая деятельность
не нацелена на освоение уже известных
знаний.
Она способствует
проявлению у ребенка самодеятельности,
самореализации, воплощению его собственных
идей, которые направлены на создание
нового.
Осуществляя указанные
виды деятельности, дети решают разные
задачи и с разной целью.
Так, в учебной
деятельности решаются учебно - тренировочные
задачи для того, чтобы овладеть
каким-то умением, освоить то или
иное правило. В творческой деятельности
решаются поисково-творческие задачи
с целью развить способности
ребенка. Поэтому, если в процессе учебной
деятельности формируется общее
умение учиться, то в рамках творческой
деятельности формируется общая
способность искать и находить новые
решения, необычные способы достижения
требуемого результата, новые подходы
к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Если говорить о настоящем состоянии
современной начальной школы
в нашей стране, то следует отметить,
что основное место в ее деятельности
все еще продолжает занимать познавательная
деятельность школьников, а не творческая,
поэтому тему нашего исследования мы
обозначили как “ Педагогическое
руководство развитием
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития
творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития
творческих способностей младшего школьника,
будет более эффективным, если:
- созданы условия,
способствующие развитию
- развивающая
работа с детьми строится на
диагностической основе;
Исходя из цели,
гипотезы и учитывая специфику предмета
исследования, определены следующие
задачи:
1.Изучить и
проанализировать научно-
2.Обеспечить
диагностику развития
3.Определить
формы и содержание работы
по развитию творческих
Для достижения
цели исследования и решения поставленных
задач использовались следующие
методы исследования: теоретический
анализ научно- методической литературы,
научных исследований, изучение педагогического
опыта, диагностические методы.
Глава 1. Развитие
творческих способностей младшего школьника
как педагогическая проблема
1.1. Сущность
понятия – способности
В первом параграфе
мы рассмотрим сущностные характеристики
способностей.
Этой проблемой
занимались такие корифеи отечественной
психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес
и другие. Понятийный аппарат, содержание
и основные положения теории способностей
разработаны, главным образом, именно
в трудах этих ученых.
Итак, под способностями
понимаются индивидуально –психологические
и двигательные особенности индивида,
которые имеют отношение к
успешности выполнения какой – либо
деятельности, но не сводятся к знаниям,
умениям и навыкам, которые уже
выработаны у ребенка. При этом успешность
в какой – либо деятельности может
быть обеспечена не отдельной способностью,
а лишь тем своеобразным их сочетанием,
которое характеризует
Отечественные
психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов
занимались изучением способностей,
с разных точек зрения. В фокусе
внимания Б.М. Теплова были индивидуально
– психологические предпосылки
неодинакового успешного
Ни тот, ни другой
не отрицали врожденного неравенства
задатков, с одной стороны, и неоднозначных
связи этих задатков с итоговой успешностью
сложных форм деятельности – с
другой, однако акценты различались,
как различалось и употребление
понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной
психофизиологии связывал понятие
способностей прежде всего с биологически
обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев
же в контексте системного понимания
психологических функций и их
развития относил это слово к сложным,
окультуренным, “ставшими” человеческими
функциями.
Определение: “
Способности” = психические особенности,
от которых зависит возможность,
осуществление и степень
Если обратиться
к “Толковому словарю русского языка”
С.И. Ожегова, у него понятие “способность”
рассматривается так: способность
– природная одаренность
Человек с большими
способностями. Умственные способности
к художественной деятельности. Способный
– обладающий способностями к
чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь
сделать; обладающий каким - нибудь свойством.Способен
трудиться. Этот человек способен на
все / ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическом
энциклопедическом словаре” способность
трактуется как индивидуально-
условиями успешного
выполнения определенной деятельности.
Включают в себя как отдельные
знания умения и навыки, так и
готовность к обучению новым способом
и приемам деятельности.
Для классификации
способностей используются разные критерии.
Так могут быть выделены сенсомоторные,
перцептивные, мнемонические, имажинативные,
мыслительные, коммуникативные способности.
В качестве другого критерия может
выступать та или иная предметная
область, в соответствии с чем
способности могут быть квалифицированы
как научные /лингвистические, гуманитарные
/, творческие / музыкальные, литературные,
художественные, инженерные /.
Различают также
общие и специальные: общие –
это свойства ума, лежащие в основе
разнообразных специальных, выделяемых
в соответствии с теми видами деятельности,
в которых они проявляются / технические,
художественные, музыкальные /.
Выявлены компоненты,
составляющие структуры специальных
способностей, что позволяет сформировать
педагогические рекомендации, направленные
на повышение эффективности
В “Педагогической
энциклопедии” способность
Способность к
деятельности включает в себя сложную
структуру более простых
В процессе обучения
легче обнаруживаются первые из названных
проявлений способностей, в творческой
деятельности решающее значение имеют
вторые. По общественному значению
проявленных человеком
В “Философском
словаре” способности определены как
индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления
В истории философии
способность втечение длительного
периода трактовалась как свойства
души, особые силы, передаваемые по наследству
и изначально присущие индивиду. Качественный,
уровень развития способностей выражается
понятием таланта и гениальности.
Их различие обычно проводится по характеру
полученных продуктов деятельности.
Талантом называют такую совокупность
способностей, которая позволяет
получить продукт деятельности, отличающийся
новизной, высоким совершенством
и общественной значимостью. Гениальность
– высшая ступень развития таланта,
позволяющая осуществлять принципиальные
сдвиги в той или иной сфере
творчества.
Большое место
в психологических и
В учебнике “Психология”
(по редакцией доктора
1.Способности
– свойства души человека, понимаемые
как совокупность всевозможных
психических процессов и
2.Способности
представляют собой высокий
3.Способности
– это то, что не сводится
к знаниям, умениям и навыкам,
но обеспечивает их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.
Это определение
наиболее распространенное. Значительный
вклад в теорию способностей внес
отечественный ученый Б.М. Теплов.. Он
и предложил третье из перечисленных
определений понятия
Индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного от другого
человека;
не всякие, вообще
индивидуальные особенности, а лишь
которые имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности
или многих деятельностей;
понятие не сводится
к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны
у данного человека.
Способность, которая
не развивается, которой на практике
человек перестает
Только благодаря
определенным условиям, связанным с
систематическими занятиями такими
сложными видами человеческой деятельности
как музыка, техническое и художественное
творчество, развиваются творческие
способности..Мы поддерживаем их у себя
и развиваем дальше. Наша успешная
деятельность зависит не от какой
– либо одной, а от сочетания различных
способностей, при чем это сочетание,
дающее один и тот -же результат. При
отсутствии необходимых задатков к
развитию одних способностей их дефицит
может быть восполнен за счет более
сильного развития других.
Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе