Формирование творческих способностей школьников в процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.

Работа содержит 1 файл

вроде.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

Научный анализ проблемы, практика работы образовательных  учреждений показывает, что развивающая  работа не имеет эффективного результата, если не основывается на предварительном  и текущем изучении уровня развития той или иной способности ребенка. Д.Б. Эльконин указывал на управляемость  развития способностей, на необходимость  учета начального уровня и осуществление  контроля за процессом развития,что  способствует выбору направлений в  последующей работе. Поэтому первым этапом в нашей исследовательской  работе явилось изучение развитости творческих способностей учащихся начальных  классов № 9 города Мариинска, что  стало отправной точкой для построения формирующего эксперимента. 

Исследования  ученых убедительно доказывают, что  в основе многих пробелов в области  развития творческих способностей ребенка  лежит низкий уровень развития культуры личности. 

Исходя из понимания  культуры как: 

а) системы специфических  человеческих видов деятельности; 

б) совокупности духовных ценностей; 

в) процесса самореализации творческой сущности человека. 

мы выделили следующие составляющие объекта  исследования ( творческие способности ), которые могут быть основой  для выявления параметров диагностики, а также ориентиров, определяющих цели и задачи содержания и эффективность  образовательной деятельности:  

Грамотность 

Компетентность 

Ценностно –  смысловой компонент  

Рефлексия 

Культуротворчество 

Грамотность представляет собой азы культуры, в частности  знания о творческих способностях, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей. 

Грамотность означает овладение знаниями, которое может  проявиться в кругозоре, эрудиции, осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми. Грамотность предполагает овладение системой знаков и их значениями. ( 18, с 75.) 

В определении  компетентности мы придерживаемся определения, данного в работе М.А. Холодной: “  Компетентность - это особый тип  организации предметно – специфических  знаний, позволяющий принимать эффективные  решения в соответствующей области  деятельности”. 

Основное отличие  грамотности от компетентности заключается  в том, что грамотный человек  знает, понимает ( например, как вести  себя в той или иной ситуации ), а компетентный – реально и  эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задачи развития компетентности –  не просто больше и лучше знать  о костюме, а включение этих знаний в жизненную практику. 

Творческие способности  представляют собой совокупность личностно  – значимых и личностно – ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.  

Ценность, в отличие  от нормы, предполагает выбор, именно поэтому, именно в ситуациях выбора, наиболее ярко определяются характеристики, относящиеся  к ценностно - смысловому компоненту культуры человека. 

Рефлексия представляет собой отслеживание целей,процесса и результатов своей деятельности по присвоению культуры, осознания  тех внутренних изменений, которые  происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и  отношений.  

Культуротворчество  означает, что человек уже в  детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще освоению уже в дошкольном возрасте.Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга. 

Они не противопоставляются, а лишь условно делятся на процессы освоения творчества. 

Взаимосвязи могут  проявиться практически между всеми  компонентами; организация рефлексии  позволяет достичь преобразований в ценностно – смысловой сфере, которая может повлиять на повышение  грамотности и компетентности. 

Поскольку наш  эксперимент практико-ориентированный, мы использовали эмпирические методы исследования На основе выделенных некоторыми учеными параметров (грамотность, компетентность, творчество) исходя из разделов психолого-педагогической характеристики ребенка младшего школьного  возраста, нами разработан набор диагностических  заданий, которые были направлены на определение степени выраженности фантазии каждого ребенка, что дало нам первоначальные представления  о развитии его творческого воображения  

Для более точного  определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать  и оценивать каждое выполненное  самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся нами была осуществлена с  помощью шкалы “Фантазия”, разработанной  Г.С. Альтшуллером для оценки наличия  фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень  воображения (шкала адаптирована к  младшему школьному вопросу М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук). 

Шкала “Фантазия” включает пять показателей:  

новизну (оценивается  по 4- уровневой шкале: копирование  объекта ( ситуации, явление), незначительные изменение прототипа, получение  принципиально нового объекта (ситуации, явления)); 

убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной  достоверностью). 

Данные научных  работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется  ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке. 

Наши первоначальные исследования показали, что необходима кропотливая и целенаправленная работа с большей половиной учащихся по развитию их творческих способностей, что стимулировало нас к выявлению  и созданию условий, способствующих развитию творческих способностей. 

Мы предположили, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника  может оказать  

ежедневное включение  в учебный процесс творческих заданий и упражнений, 

реализация кружковых  или факультативных занятий по специально разработанной программе, 

вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного  характера со сверстниками и взрослыми  за счет подключения семьи учащихся, 

- дидактические  и сюжетно – ролевые игры  на уроках и во внеурочно  время; 

- экскурсии,  наблюдения; 

- творческие  мастерские; 

- тренинги, проводимые  психологом образовательного учреждения. 

Анализ результатов  диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществлялся  через систему творческих заданий, что позволило:  

*сформировать  требования к системе заданий,  которая позволит целенаправленно  развивать эти способности; 

* рассмотреть  содержание различных учебных  курсов как ресурс заданий  для младших школьников; 

* предложить  способы организации творческой  деятельности учащихся и инструменты  педагогической диагностики; 

* сформулировать  организационные требования к  процессу обучения на начальной  ступени школы. 

Все это позволило  конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. 

2.2 Развитие творческих  способностей ребенка в учебной  деятельности 

Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе  нашей экспериментальной работы мы избрали урок.  

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения  и мышления, фантазии, способности  к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ). 

Надо отметить, что современные образовательные  программы для младших школьников подразумевают решение задач  развития творческих способностей ребенка  в учебной деятельности. 

Так в рамках реализации программы по литературному  чтению работа учителя начальных  классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на:  

развитие творческого  и воссоздающего воображения  учащихся,  

обогащение нравственно- эстетического и познавательного  опыта ребенка.  

В то же время  выбор форм, методов, средств для  решения обозначенных задач у  учителей начальных классов традиционно  вызывают затруднения. 

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно  представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие  от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти  способ решения, применять знания в  новых условиях, создать нечто  субъективно ( иногда и объективно) новое” 

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание  На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) мы выделили следующие требования к творческим заданиям:  

соответствие  условий выбранным методам творчества; 

возможность разных способов решения; 

учет актуального  уровня решения; 

учет возрастных интересов учащихся. 

Учитывая эти  требования, мы выстроили систему  творческих заданий, под которой  понимается упорядоченное множество  взаимосвязанных заданий, ориентированных  на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. 

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты. 

Традиционные  на уроках русского языка задания  по написанию сочинений нами заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале “Светлячки”. Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески  к ее оформлению. Все это стимулирует  младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки. 

Не меньшие  возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки  природоведения, экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения  к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием  творческих способностей ребенка, формировать  целостное представление о мире и месте в нем человека. 

На уроках трудового  обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и  воображения у детей младшего школьного возраста.  

Анализ учебников  для начальной школы (комплект учебников  “ Школа России”) показал, что  содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к “ условно  творческим”, продуктом которых  являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий  направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ. 

Предложенные  задания предполагают использование  в творческой деятельности младших  школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах ( таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и  др.) Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся  

Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе