Формирование творческих способностей школьников в процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.

Работа содержит 1 файл

вроде.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

* творческое  мышление, 

* творческое  воображение,  

* применение  методов организации творческой  деятельности. 

Для развития творческого  мышления и творческого воображения  учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:  

классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным  основаниям; 

устанавливать причинно-следственные связи; 

видеть взаимосвязи  и выявлять новые связи между  системами; 

рассматривать систему в развитии; 

делать предположения  прогнозного характера; 

выделять противоположные  признаки объекта; 

выявлять и  формировать противоречия; 

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и  во времени; 

представлять  пространственные объекты. 

Творческие задания  дифференцируются по таким параметрам, как  

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, 

сложность мыслительных операций, необходимых для их решения; 

формы представления  противоречий (явные, скрытые ). 

В связи с  этим выделяются три уровня сложности  содержания системы творческих заданий. 

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются  учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление  или ресурс человека. Творческие задания  этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов  или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного  продуктивного воображения.  

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку  ниже и направлены на развитие основ  системного мышления, продуктивного  воображения, преимущественно алгоритмических  методов творчества. 

Под объектом в  заданиях данного уровня выступает  понятие “ система”, а также  ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной  форме. 

Цель заданий  данного типа – развитие основ  системного мышления учащихся. 

Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных  областей знания, содержащие скрытые  противоречия. В роли объекта рассматриваются  биосистемы, полисистемы, ресурсы любых  систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного  применения алгоритмических и эвристических  методов творчества. 

Выбираемые учащимися  методы творчества при выполнении заданий  характеризуют соответствующие  уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким  образом, переход на новый уровень  развития креативных способностей младших  школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.  

III уровень –  предполагает выполнение заданий  на основе перебора вариантов  и накопленного творческого опыта  в дошкольном возрасте и эвристических  методов. Используются такие методы  творчества:  

метод фокальных  объектов, 

морфологический анализ, 

метод контрольных  вопросов, 

отдельные типовые  приемы фантазирования. 

II уровень - предполагает  выполнение творческих заданий  на основе эвристических методов  и элементов ТРИЗ, таких как:  

метод маленьких  человечков, 

методы преодоления  психологической инерции, 

системный оператор, 

ресурсный подход, 

законы развития систем. 

I уровень –  предполагает выполнение творческих  заданий на основе мыслительных  инструментов ТРИЗ: 

* адаптированный  алгоритм решения изобретательских  задач, 

* приемы разрешения  противоречия в пространстве  и во времени, 

* типовые приемы  разрешения противоречия. 

Отечественные психологи и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Колмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и другие.)подчеркивают значение учебной  деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. 

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным  элементом содержания образования:  

перенос ранее  усвоенных знаний в новую ситуацию, 

самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, 

комбинирование  ранее усвоенных способов в новые  и другие. 

Анализ основных психологических новообразований  и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные  требования к организации обучения как творческого процесса, который  ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и  способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого  опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого  применения полученных в процессе обучения знаний. 

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены  определения творческих видов деятельности. 

Познание –  “...образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания”. 

В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое  получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста. 

Значение воображения  в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения  специально не развивать, в последующем  наступает быстрое снижение активности этой функции.  

Вместе с уменьшением  способности человека фантазировать  обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству, науке и так далее.  

Младшие школьники  большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью  воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней  также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный  материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом  развитии велико. 

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего  мира самораскрытию и самосовершенствованию  личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. 

Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают  его индивидуальный жизненный опыт! По словам Л.С. Выготского, воображение  обеспечивает следующую деятельность ребенка: 

- построение  образа, конечного результата его  деятельности,  

- создание программы  поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих  деятельность,  

- создание образов  описываемых объектов. 

Для развития ребенка  очень важно формирование многих интересов.  

Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный  опыт ребенка, знакомит его с разными  видами деятельности, активизирует его  различные способности. 

Дети, в отличие  от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного  возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста  

Подводя итоги  параграфа, мы приходим к следующему выводу. 

Ребенок младшего школьного возраста в условия  воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных  ему общественных отношений. Это  связано прежде всего с поступлением его в школу, которая накладывает  на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней  сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем  школьном возрасте ребенок впервые  становится как в школе, так и  в семье, членом настоящего трудового  коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения  ребенка в семье и в школе  является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому  овладению важнейшими формами и  правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным  фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим  его познавательные процессы. 

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени  обучения, необычайно широк по сложности  – от нахождения неисправности в  моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или  научного открытия, но суть их одна: при  их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается  нечто новое. Вот здесь-то и требуются  особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. 

Творческая деятельность, является более сложной по своей  сущности, доступна только человеку. 

Есть великая  “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть  истины, известные некоторым, и наконец  открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления  творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта.Наша обязанность –помочь ребенку  встать на этот путь.. 

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для  формирования личности, способной к  творчеству и говой обслуживать  современное производство. Поэтому  начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности. 
 

Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов 

В первой главе  мы рассмотрели сущность понятия  способности, условия перехода природных  задатков в способности, характеристику творческих способностей младшего школьника. 

Во второй главе  мы раскрываем педагогические условия  развития творческой личности ребенка  как во внешкольной и внеклассной, так и в урочной деятельности. 

2.1 Изучение развития  творческих способностей 

Темой наших  исследований явилось определение  условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного  возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной  работы 

В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного  возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст является наиболее благоприятным  для развития воображения и творчества личности. Младший школьный возраст  характеризуется активизацией функций  воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого. 

Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе