Мотивы общения младших школьников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.

Содержание

Введение.......………………………………………………………………………3

Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5

1.1. Понятие «общение».........................................................................................5

1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13

1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26

2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26

2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29

2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35

2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36

Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 79.62 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     ЧЕЛЯБИНЧКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 
 

     Мотивы  общения младших школьников со сверстниками 

     Курсовая  работа по психологии 
 
 

                                                                        Выполнила: студентка 35 а/ф группы

                                                                        Шахматова Маргарита Александровна

                                                                     Научный руководитель: Орлова                                                                       Лидия Владиславовна, 

     кандидат  психологических наук,

     доцент  кафедры психологии 
 
 
 

     Челябинск 2009

Содержание 

Введение.......………………………………………………………………………3

  

  Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5 
 
1.1. Понятие «общение».........................................................................................5 
 
1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13 
 
1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21 
 
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26 
 
2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26 
 
2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29 
 
2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35 
 
2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36 
 
Список литературы………………………………………………………………..37
 

Приложение..............................................................................................................39 

Введение 

     О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе. ( Лисина) Какие мотивы общения существуют? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач. [13].

     Неудивительно, что мотивации и мотивам общения  посвящено большое количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, Р.С. Немов, В. К. Вилюнас, И.Ю. Кулагина, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. Коломинский Я.Л., М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.). Но изучению мотивации общения именно в младшем школьном возрасте отведена незначительная роль. Этой проблемой занимались немногие психологи ( М.В.Матюхиной, Т.П.Гаврилова, К.Гуревич, Я.Л.Коломинской). Если мы внимательно изучим работы остальных авторов, мы увидим, что большинство из них не углублялись в исследование мотивации общения в младшем школьном возрасте, о ней чаще всего упомянается вскользь.  
И поэтому мы поставили перед собой цель глубже изучить это явление.

     Итак, целью нашего исследования являлось:

     - выявление мотивов общения младших школьников со сверстниками, которое конкретизировалось в следующих задачах:

     - изучить разработанность проблемы мотивации общения в психологической науке;

     - Провести исследование мотивов  общения младших школьников со  сверстниками;

     - Проанализировать результат исследования.

     Предмет исследования: мотивы общения младших  школьников со сверстниками;

     Объект  исследования: межличностные отношения.

     В исследовании принимали участие учащиеся 3-3 класса в колличестве 26 человек Гимназии №1.

     Методы  исследования:

  • Теоретический анализ литературы;
  • Социометрический тест;
  • Мини-опрос «4 вопроса» Большуновой Н.Я.
  • Наблюдение, беседа.
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Проблема мотивации общения в психологической науке 

     
    1. Понятие «общение»
 

     Общение является важным условием человеческого  существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний. [6]

     Но  прежде чем говорить о мотивации  общения, остановимся на понимании  самого понятия «общение». Каждый автор  дает свою интерпретацию этого понятия. Вот что говорит Ильин:

     Общение – это частный вид коммуникации. Под коммуникацией понимается взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, приборами, и взаимодействую человека с другими людьми и животными. При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт. Это значет, что в процессе общения происходит не просто получение информации или обмен ею, но и вызов эмоций, обмен эмоциями – сопереживание или проявление отрицательного отношения к партнёру общения. Поэтому человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнёру информации ( вербальной и невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания. [6]

     Каган М. С. дает другое определение:

       Общение есть взаимодействие, участники которого относятся друг к другу как к целям, а не как к средствам; но существуют и такие варианты человеческих взаимодействий, в которых целью оказывается только один из партнеров, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей 12. [14]

       Роберт Семенович Немов выделяет несколько видов общения ( материальное, кондиционное, когнитивное, деятельностное, биологическое и т.д) Он также дает определение мотивационному общению. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. [17]

       Доктор психологических наук, Бодалеев Алексей Александрович, характеризует общение, как связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. [2] А вот определение, которое дает один из психологических словарей: Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Нарушения общения вызывают изменения личности. [21]

     Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его  является изменение взаимоотношения  между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. [1]

     В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее  отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. [9,10]

     Своеобразным  содержанием общения следует  признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают  ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, зависит вся система данного  лица. [10]

     Содержательная  сторона же общения реализуется  через способы, средства. Главным  средством общения, в человеческом обществе, является язык. [10]

     Исходя, из содержания и условий целесообразно  рассматривать уровни общения.

     Психологи выделяют три уровня общения: 

     - макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности.

     - мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом.

     - микроуровень, который предполагает акт общения и выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос - ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд – мимическое движение в ответ. [15] 
          Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и другое. [6]

     В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично  – групповое, межгрупповое общение.

     В первой группе, первичном коллективе, каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения  реализуются как личные, так и  групповые цели и задачи. [6]

     Лично – групповое общение – это  тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая –  группа, коллектив. Лично – групповое  общение наиболее отчетливо проявляется  между руководителем и группой, коллективом. [6]

     Межгрупповое  общение предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения  групп, коллективов могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит  «мирный» характер. Если цели не совпадают  и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная  ситуация и общение приобретает  вид конфронтации, противоборства. [6]

     «Непосредственное», имеют в виду общение «лицом к  лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого  и осуществляет контакт, используя  все имеющиеся в его распоряжении средства. [6]

Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками