Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:50, курсовая работа
О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.
Введение.......………………………………………………………………………3
Глава 1 Проблема мотивов общения в психологической науке…………........5
1.1. Понятие «общение».........................................................................................5
1.2.Мотивы общения……………………………………………………………..13
1.3.Особенности общения в младшем школьном возрасте.................................21
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................................………..26
2.1.Организация метода исследования………….…………………………….....26
2.2.Анализ результата исследования…….……………………………………....29
2.3.Вывод…………………………………………………….………………….....35
2.4.Заключение………………………………………...…………………………..36
Список литературы………………………………………………………………..37
Приложение..............................................................................................................39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНЧКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Мотивы
общения младших школьников со сверстниками
Курсовая
работа по психологии
кандидат психологических наук,
доцент
кафедры психологии
Челябинск 2009
Содержание
Введение.......………………………………………
Глава 1 Проблема
мотивов общения в психологической науке…………........5
1.1. Понятие «общение».....................
1.2.Мотивы общения……………………………………………………………
1.3.Особенности общения в младшем школьном
возрасте......................
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов
общения в младшем школьном возрасте......................
2.1.Организация метода исследования………….……………………………..
2.2.Анализ результата исследования…….…………………………………….
2.3.Вывод…………………………………………………….
2.4.Заключение……………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Приложение....................
Введение
О мотивах общения говорили немало. Но до сих пор эта проблема остается не до конца изученной. Изучение потребностей и мотивов общения — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе. ( Лисина) Какие мотивы общения существуют? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач. [13].
Неудивительно,
что мотивации и мотивам
И поэтому мы поставили перед собой цель
глубже изучить это явление.
Итак, целью нашего исследования являлось:
- выявление мотивов общения младших школьников со сверстниками, которое конкретизировалось в следующих задачах:
- изучить разработанность проблемы мотивации общения в психологической науке;
- Провести исследование мотивов общения младших школьников со сверстниками;
- Проанализировать результат исследования.
Предмет исследования: мотивы общения младших школьников со сверстниками;
Объект исследования: межличностные отношения.
В исследовании принимали участие учащиеся 3-3 класса в колличестве 26 человек Гимназии №1.
Методы исследования:
Глава
1. Проблема мотивации общения в психологической
науке
Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний. [6]
Но прежде чем говорить о мотивации общения, остановимся на понимании самого понятия «общение». Каждый автор дает свою интерпретацию этого понятия. Вот что говорит Ильин:
Общение – это частный вид коммуникации. Под коммуникацией понимается взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, приборами, и взаимодействую человека с другими людьми и животными. При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт. Это значет, что в процессе общения происходит не просто получение информации или обмен ею, но и вызов эмоций, обмен эмоциями – сопереживание или проявление отрицательного отношения к партнёру общения. Поэтому человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнёру информации ( вербальной и невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания. [6]
Каган М. С. дает другое определение:
Общение есть взаимодействие, участники которого относятся друг к другу как к целям, а не как к средствам; но существуют и такие варианты человеческих взаимодействий, в которых целью оказывается только один из партнеров, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей 12. [14]
Роберт Семенович Немов выделяет несколько видов общения ( материальное, кондиционное, когнитивное, деятельностное, биологическое и т.д) Он также дает определение мотивационному общению. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. [17]
Доктор психологических наук, Бодалеев Алексей Александрович, характеризует общение, как связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. [2] А вот определение, которое дает один из психологических словарей: Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Нарушения общения вызывают изменения личности. [21]
Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. [1]
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. [9,10]
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, зависит вся система данного лица. [10]
Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык. [10]
Исходя, из содержания и условий целесообразно рассматривать уровни общения.
Психологи выделяют три уровня общения:
- макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности.
- мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом.
-
микроуровень, который предполагает акт
общения и выступает в роли своеобразной
элементарной единицы. Таким актом общения
можно считать «вопрос - ответ», рукопожатие,
многозначительный взгляд – мимическое
движение в ответ. [15]
Деление
общения на виды возможно по нескольким
основаниям: контингенту участников, продолжительности,
степени опосредованности, законченности,
желательности и другое. [6]
В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично – групповое, межгрупповое общение.
В первой группе, первичном коллективе, каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. [6]
Лично – групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично – групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. [6]
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения групп, коллективов могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. [6]
«Непосредственное»,
имеют в виду общение «лицом к
лицу», общение, при котором каждый
его участник воспринимает другого
и осуществляет контакт, используя
все имеющиеся в его
Информация о работе Мотивы общения младших школьников со сверстниками