Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)
stify">   Для работы с этим тестом предлагается опросник с утверждениями и лист бумаги, разграфлённый на 5 колонок:

I – «человек - природа»

II – «человек - техника»

III – «человек – знаковая система»

 IV – «человек – художественный образ»

V – «человек - человек»

    Требуется читать по порядку утверждения и если ребёнок согласен с ним, то со знаком «+» выписывает цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на листе. Если человек не  согласен с ним, то выписывает цифру со знаком «-».

Ответив таким  образом на 30 утверждений, подсчитываются суммы выписанных цифр в каждой из колонок. Наибольшие положительные результаты будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим типам профессий, наименьшие – неподходящим профессиям.

  1. Опросник профессиональной готовности.

    Психолог предлагает испытуемым задание внимательно прочитать вопросы и дать 3 ответа, выражающее «умение», «отношение», «пожелание» относительно содержания вопроса. Необходимо оценить каждый ответ в баллах от 0 до 2.

Оценки (в  баллах) в таблицу ответов (номер клетки соответствует номеру вопроса). В каждую клетку ставятся баллы, соответствующие ответам на все 3 вопроса. В каждом из них оценивается сначала «умение» (1), «отношение» (2), «пожелание» (3).

В этой же последовательности проставляются оценочные баллы  в клетку таблицы. 
 
 
 

Глава 4. 

4.1. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.

    Организация введения предпрофильной подготовки – дело трудоёмкое и кропотливое. Перед педагогическим коллективом встаёт необходимость определения чётких обязанностей работников школы, привлекаемых к работе по данному направлению. 

Целью данной работы является: создание комплекса организационно-педагогических условий в образовательном процессе для осуществления предварительного профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников с нарушениями слуха, обеспечивающими их готовность на основе сформированных ключевых компетентностей принимать решение о продолжении своего образования или трудоустройства. 

Задачи:

  • Подготовить нормативно-регламентирующую документацию, позволяющую организовать инновационную деятельность в образовательном процессе;
  • Разработать и апробировать систему оценивания достижений выпускников С(К)ОУ в  рамках сформированности ключевых компетенций в образовательном процессе;
  • Подготовить программно-методическое сопровождение образовательного процесса по предпрофильной подготовке, позволяющей формировать ключевые компетентности у выпускников С(К)ОУ в рамках профессионального самоопределения.

Для реализации предпрофильной подготовки в школе  для детей с нарушениями слуха составляется:

  • общий учебный план школы, разрабатываемый на основе базисного учебного плана для данного вида учреждений;
  • рабочий учебный план, разрабатываемый с учётом текущих условий и утверждаемый ежегодно Советом школы или педагогическим советом;
  • индивидуальные учебные планы предпрофильной подготовки, разрабатываемые для каждого учащегося 9 класса. Они учитывают потребности учащихся в ознакомлении с интересующим профилем.

Учебный план  предпрофильного обучения   как  часть Государственного стандарта устанавливает следующие  основные нормативы:

  • структура содержания образования: сохраняет обязательные общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, курсы по выбору.
  • продолжительность предпрофильного обучения в  часах в год – 68часов (2 за счёт факультатива).
  • виды учебных  курсов  и их примерное содержание,
  • минимальное и максимальное количество часов, отводимое на изучение отдельных учебных курсов: 17 часов.
 

   Предпрофильная  подготовка в школах для детей  с нарушенным слухом осуществляется  в соответствии с программно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

   Для реализации данного подхода необходимо разработать подробную программу коррекции, развития и диагностики базовых мыслительных операций. В существующей практике такого опыта нет. В связи с этим, педагогический коллектив школы-интерната в течении трех лет работал над реализацией методической цели: формирование программно-методического обеспечения образовательного процесса по развитию базовых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), позволяющего эффективно организовать образовательный процесс для обучающихся с нарушением интеллекта. 

   Предполагаемые педагогические эффекты программы предпрофильной подготовки школьников с нарушением слуха:

  • Изменение информационной ёмкости содержания (увеличение плотности, сжатие по времени);
  • Развитие мышления, внимания, снятие стереотипов сознания, выход на более высокий уровень осмысления.
  • Выход на новые предметные области;
  • Формирование креативности мышления;
  • Успешная адаптация и социализация выпускника школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2. Организация предпрофильной подготовки (ППП)

в школе для детей  с нарушением слуха. 

   Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.  Однако реальность такова, что многие выпускники, имеющие нарушения слуха, обладая определённой системой знаний, не могут найти им применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учётом собственных особенностей, возможностей и склонностей. Окончив школу, подростки нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.

        Введение предпрофильного обучения в школах II вида призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории.

    Так как школы для детей  с нарушением слуха работают  по общеобразовательным программам  и призваны давать образование,  соответствующее Государственным  образовательным стандартам, то  и содержание предпрофильного обучения базируется на программах предпрофильной подготовки общеобразовательных школ. В условиях специальной коррекционной школы II вида наиболее рациональным подходом к организации предпрофильного обучения является его универсализация, т.е. универсальная подготовка на основной ступени обучения общеобразовательной школы в соответствии с государственным образовательным стандартом, где дифференциация обучения происходит за счёт реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). 

       С 2007 года в ГС(К)ОУ «117 работает программа предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха «Мой путь». Реализация данной программы должна способствовать личностному и профессиональному самоопределению подростков с нарушением слуха.

    Поскольку жизненная ситуация требует от учеников всё более раннего принятия решения и построения своего жизненного пути, то наша главная задача – помочь и поддержать их в этот момент жизни. Своевременная квалифицированная помощь в процессе профессионального и жизненного самоопределения снижает вероятность ошибки, влекущей за собой и разочарования человека, и ущерб для экономики страны.

    Поскольку в раннем юношеском  возрасте продолжается процесс  развития самосознания личности, итогом которого является появление  такого новообразования, как самоопределение, то учитывая эти закономерности, и возникает необходимость проведения профориентационной работы на данном этапе развития личности.

    Итак, разработанный курс «Мой путь» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.    

Цель  курса – психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями, интересами и профессиональными склонностями, а также с учётом потребностей рынка труда в кадрах.

Задачи  курса:

  • сформировать положительное отношение к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизненной и профессиональной стратегии;
  • повысить уровень профессиональной компетентности в процессе планирования карьеры;
  • познакомить с особенностями регионального рынка труда и образовательных услуг;
  • познакомить со спецификой процессов самоорганизации и самопрезентации личности.
  • определить профиль дальнейшего обучения в связи с особенностями выбираемой профессии.

    Курс «Мой путь» предназначен для учащихся 9 - 11-х классов. Курс для учащихся 11-х классов рассчитан на 34 часа, для 9-х классов – на 12 часов. Курс представлен как теоретической, так и практической частью. Курс может вести либо педагог-психолог, либо же теоретическую часть курса преподает педагог, а практическую – педагог-психолог.

Предполагаемый  результат Предполагается, что результатом данного курса станет  информирование о закономерностях развития, о влиянии индивидуальных особенностей на выбор профессии, ознакомление с алгоритмом выбора профессии, осознание своей ответственности при выборе профессии и жизненном самоопределении. А также построение развёрнутого плана предпрофильной подготовки

Формы и методы работы:

  • лекция,
  • диагностические процедуры,
  • групповые консультации,
  • профориентационные и деловые игры,
  • групповые развивающие упражнения.

Связь курса с другими  учебными дисциплинами

   Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, ранее полученных при изучении других дисциплин. Это позволяет использовать опыт, накопленный нашими предками в построении уже своей жизни в современном обществе.

    Курс «Мой путь» находится в тесной связи и с такими учебными предметами, как  биология, география, литература и др.

    Связь с экономическими дисциплинами прослеживается в том, что при изучении рынка труда и базы учебных заведений мы изучаем вопросы спроса и предложения рабочей силы, востребованность различных профессий.  Анализируя базу учебных заведений города, мы узнаем условия поступления и обучения.

    Связь с естественнонаучными  дисциплинами состоит в том,  что изучая свои индивидуально-личностные  особенности, такие как показатели  здоровья и нездоровья, особенности своей нервной системы, темперамент,  т.е. профпригодность, мы прибегаем к данным, которыми располагает биология.

    При изучении профессий, наиболее  востребованных в разных регионах, мы прибегаем к знаниям географии.

      Умение представить себя, грамотно составить резюме, описать свои способности, возможности, особенности, характеристики, свои цели и стремления  - всё это базируется на знаниях русского языка и литературы, а также помогает подростку практиковаться в общении речью.

     Таким образом, мы видим, что  формирование профессионала происходит  не спонтанно, а планомерно  через интеграцию и осмысление  разных сфер жизни.

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха