Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
I – «человек - природа»
II – «человек - техника»
III – «человек – знаковая система»
IV – «человек – художественный образ»
V – «человек - человек»
Требуется читать по порядку утверждения и если ребёнок согласен с ним, то со знаком «+» выписывает цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на листе. Если человек не согласен с ним, то выписывает цифру со знаком «-».
Ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитываются суммы выписанных цифр в каждой из колонок. Наибольшие положительные результаты будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим типам профессий, наименьшие – неподходящим профессиям.
Психолог предлагает испытуемым задание внимательно прочитать вопросы и дать 3 ответа, выражающее «умение», «отношение», «пожелание» относительно содержания вопроса. Необходимо оценить каждый ответ в баллах от 0 до 2.
Оценки (в баллах) в таблицу ответов (номер клетки соответствует номеру вопроса). В каждую клетку ставятся баллы, соответствующие ответам на все 3 вопроса. В каждом из них оценивается сначала «умение» (1), «отношение» (2), «пожелание» (3).
В этой же последовательности
проставляются оценочные баллы
в клетку таблицы.
Глава 4.
4.1. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Организация введения предпрофильной
подготовки – дело трудоёмкое и кропотливое.
Перед педагогическим коллективом встаёт
необходимость определения чётких обязанностей
работников школы, привлекаемых к работе
по данному направлению.
Целью
данной работы является: создание комплекса
организационно-педагогических условий
в образовательном процессе для осуществления
предварительного профессионального
самоопределения обучающихся, воспитанников
с нарушениями слуха, обеспечивающими
их готовность на основе сформированных
ключевых компетентностей принимать решение
о продолжении своего образования или
трудоустройства.
Задачи:
Для реализации предпрофильной подготовки в школе для детей с нарушениями слуха составляется:
Учебный план предпрофильного обучения как часть Государственного стандарта устанавливает следующие основные нормативы:
Предпрофильная
подготовка в школах для детей
с нарушенным слухом
Для
реализации данного подхода необходимо
разработать подробную программу коррекции,
развития и диагностики базовых мыслительных
операций. В существующей практике такого
опыта нет. В связи с этим, педагогический
коллектив школы-интерната в течении трех
лет работал над реализацией методической
цели: формирование программно-методического
обеспечения образовательного процесса
по развитию базовых мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация), позволяющего эффективно
организовать образовательный процесс
для обучающихся с нарушением интеллекта.
Предполагаемые педагогические эффекты программы предпрофильной подготовки школьников с нарушением слуха:
4.2. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в
школе для детей
с нарушением слуха.
Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути. Однако реальность такова, что многие выпускники, имеющие нарушения слуха, обладая определённой системой знаний, не могут найти им применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учётом собственных особенностей, возможностей и склонностей. Окончив школу, подростки нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.
Введение предпрофильного обучения в школах II вида призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории.
Так как школы для детей
с нарушением слуха работают
по общеобразовательным
С 2007 года в ГС(К)ОУ «117 работает программа предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха «Мой путь». Реализация данной программы должна способствовать личностному и профессиональному самоопределению подростков с нарушением слуха.
Поскольку жизненная ситуация требует от учеников всё более раннего принятия решения и построения своего жизненного пути, то наша главная задача – помочь и поддержать их в этот момент жизни. Своевременная квалифицированная помощь в процессе профессионального и жизненного самоопределения снижает вероятность ошибки, влекущей за собой и разочарования человека, и ущерб для экономики страны.
Поскольку в раннем юношеском
возрасте продолжается процесс
развития самосознания
Итак, разработанный курс «Мой путь» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Цель курса – психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями, интересами и профессиональными склонностями, а также с учётом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи курса:
Курс «Мой путь» предназначен для учащихся 9 - 11-х классов. Курс для учащихся 11-х классов рассчитан на 34 часа, для 9-х классов – на 12 часов. Курс представлен как теоретической, так и практической частью. Курс может вести либо педагог-психолог, либо же теоретическую часть курса преподает педагог, а практическую – педагог-психолог.
Предполагаемый результат. Предполагается, что результатом данного курса станет информирование о закономерностях развития, о влиянии индивидуальных особенностей на выбор профессии, ознакомление с алгоритмом выбора профессии, осознание своей ответственности при выборе профессии и жизненном самоопределении. А также построение развёрнутого плана предпрофильной подготовки
Формы и методы работы:
Связь курса с другими учебными дисциплинами.
Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, ранее полученных при изучении других дисциплин. Это позволяет использовать опыт, накопленный нашими предками в построении уже своей жизни в современном обществе.
Курс «Мой путь» находится в тесной связи и с такими учебными предметами, как биология, география, литература и др.
Связь с экономическими дисциплинами прослеживается в том, что при изучении рынка труда и базы учебных заведений мы изучаем вопросы спроса и предложения рабочей силы, востребованность различных профессий. Анализируя базу учебных заведений города, мы узнаем условия поступления и обучения.
Связь с естественнонаучными
дисциплинами состоит в том,
что изучая свои индивидуально-
При изучении профессий,
Умение представить себя, грамотно составить резюме, описать свои способности, возможности, особенности, характеристики, свои цели и стремления - всё это базируется на знаниях русского языка и литературы, а также помогает подростку практиковаться в общении речью.
Таким образом, мы видим, что
формирование профессионала
Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха