Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)

   Профессиональное образование - процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающихся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям, (1996, с.5-6).

    В педагогической системе профессиональной школы содержание образования занимает особое место, так как содержит элементы, определяющие не только своеобразие, но и необходимость функционирования самой профессиональной школы. Иными словами, при неправильном подходе к определению содержания профессионального образования можно поставить под вопрос существование сложившейся системы профессионального образования.

      «Косвенным тревожным сигналом ошибок в формировании содержания образования в профессиональной школе, - свидетельствует А.Н.Лейбович, - служат периодически (на протяжении последних десятилетий) возникающие в высших эшелонах управления сомнения в необходимости существования профессионального образования как самостоятельной подсистемы народного образования, неспособность четко дифференцировать ее функции и функции системы обучения на производстве и т.п.» (с. 3). 

    Поэтому, «определяя принципиальные особенности современного состояния проблемы проектирования содержания профессионального образования, прежде всего, следует обратить внимание на наметившуюся тенденцию перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере становления рыночных отношений станет доминирующей» (1996, с. 3-4). Соответственно, «будет меняться и рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменениям производственно-технических условий и содержания труда. Значительно уменьшится вероятность того, что работник всю жизнь сможет проработать по одной специальности на одном и том же предприятии. Систематическая переквалификация станет реальным фактором, пробующим на прочность полученное человеком профессиональное образование» (1996, с.13).

      Психологический аспект профессиональной  ориентации, заключающийся в формировании  готовности к профессиональному  самоопределению, отражён в работах  Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Чистяковой, П.А. Шавира и других. 

   Проблеме принятия решения и осуществления выбора посвящены работы С.И. Вершинина, Ю.М. Забродина, И.В. Кузнецовой, Е.В. Машиньян, В.Д. Шадрикова.

      Проведены исследования по вопросам влияния возрастных особенностей на профессиональное самоопределение (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.)  Знание этих особенностей помогает выявить специфику совместной деятельности педагога и учащегося, направленной на формирование готовности учащихся к осознанному выбору.

     Разработкой основ школьной профессиональной  ориентации занимались Ю.К. Васильев, Н.Н. Захаров, А.А. Йовайша, М.Н.  Скаткин.       Особую  роль внешкольного образования  в процессе профессиональной ориентации признавали М.Т. Благин, В.Ф. Сахаров.

      Гуманитарно-педагогические основы  профессионального образования  и воспитания школьников отражены  в работах Т.В. Воронцовой, М.П.  Щетинина.

     Теоретическое обоснование необходимости введения профильной ориентации, вопросы отбора её содержания, форм и методов представлены в исследованиях В.П. Бондарева, С.О. Кропивянской, О.В. Кузиной, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистяковой.

         Построение, организация и управление  процессом профильной ориентации раскрывается в работах Н.С. Клёновой, А.К. Лукиной, Н.В. Немовой.   В частности, в своей работе «Как подготовить школу к профильному обучению» Н.С. Клёновой (Народное образование, 2003, №7) определены требования к курсам по выбору и задачи межпредметных (ориентационных) курсов, затронут вопрос о методическом, программном и кадровом обеспечении элективных и предпрофильных курсов. Как вариант решения проблемы автор предлагает активнее использовать профессорско-преподавательский состав вузов, учителей-пенсионеров, родителей, педагогов дополнительного образования. При подведении итогов автор подчеркивает, что основополагающий принцип, на котором должна быть организована предпрофильная подготовка - коллегиальность принимаемого решения, иначе идея профилизации теряет свой смысл.

    В соответствии с основополагающими документами, определяющими развитие системы образования России — Концепцией модернизации и Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, - основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан  России.

      При этом согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 14) качество образования достигается за счёт «сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства», а также «создания условий для самоопределения и самореализации личности» [ст. 55].

    В Концепции модернизации Российского образования  в разделе «Новые социальные требования к системе образования» говорится, что «школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и государство» [69, с. 13].

                 Согласно основным концептуальным положениям профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [69, с. 16].

      Введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута, оно значительно расширяет возможности для раскрытия творческого потенциала личности, проявления активности и деловой инициативы, способствует ориентации и самоопределению личности в постоянно меняющемся обществе.

    По мнению авторов Концепции,  введение профильного обучения  позволит решить ряд существенных  задач, а именно:

  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы общего образования;
  • создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • установление равного доступа к полноценному образованию детям
  • с отклонениями в развитии в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
  • создание  условий для более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    На наш взгляд, основной задачей профильного обучения является создание ситуации «учебной успешности», о которой много говорится в психолого-педагогических исследованиях. Ряд психологов (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов) считает, что человек может достичь успеха в нескольких областях, но высокоэффективной его работа будет только в той деятельности, к которой он проявляет интерес, и которая соответствует его индивидуальным склонностям и способностям. Эти же авторы указывают на тот факт, что «учебная успешность» является мощным мотивационным и стимулирующим фактором самообразования и саморазвития, она позволяет иметь широкую теоретическую базу, в совершенстве владеть своей специальностью и постоянно испытывать потребность в образовании, освоении нового поля трудовой деятельности. Именно эти способности являются определяющими для современного специалиста.

          Как любой инновационный процесс, введение профильного обучения затруднено рядом обстоятельств:

  • большим разнообразием типов школ в образовательном пространстве России и необходимостью учитывать их специфику;
  • неготовностью педагогических кадров и родителей к образованию детей в новых условиях, выполнению ими новых социальных ролей;
  • неготовностью учащихся к проявлению высокой доли самостоятельности в отношении собственного образовательного будущего.

    Важным нововведением, следующим  из Концепции профильного обучения, становится упорядочение и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу вопросов приёма в профильные школы и классы. Это потребует изменения форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к более объективной «внешней», проводимой муниципальными (районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

     Одновременно планируется работа  по изменению содержания экзаменационных заданий за курс основной школы. Соответственно со сказанным связана идея построения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Предполагается, что основными составляющими  рейтинга должны стать:

  • результаты итоговой аттестации («внешние» экзамены после 9-го класса);
  • «портфолио» ученика, т. е. совокупность индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений» ученика, в первую очередь на олимпиадах, мероприятиях системы дополнительного образования, в различных творческих и исследовательских проектах и др.
 

    Основным условием успешного перехода к профильной школе является организация предпрофильной подготовки учащихся в основной школе, которая является подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию, готовит учащихся к осознанному выбору профиля или путей продолжения образования.

    Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.      

    То есть, сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после 9-го класса). Затем, к моменту окончания школы,  он не только должен выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и получить определённую подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования.

    Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору - в предстоящих условиях более вариативного и дифференцированного профильного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе сегодня - определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

       Само понятие предпрофильной подготовки является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось в Концепции профильного обучения (Приказ Министра образования № 2783 от 18.07.2002). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска организационных и педагогических мероприятий в предпрофильном классе основной школы, которая на данном этапе выглядит острой и недостаточно проработанной.

      В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы на 2003/ 2004 учебный год» (приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что данный тип обучения организуется «для создания специализированной подготовки  с учётом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии».

          Предпрофильная подготовка в основной школе, во-первых, состоялась как особое педагогическое понятие и, во-вторых, получает широкую и интенсивную экспериментальную апробацию. 
           В основе идей предпрофильной и профильной подготовки учащихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников ещё в 9-ом и 10-х классах уже определились с выбором профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концепции профильного обучения» со ссылкой на данные социологов.      

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха