Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
Профессиональное образование - процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающихся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям, (1996, с.5-6).
В педагогической системе профессиональной школы содержание образования занимает особое место, так как содержит элементы, определяющие не только своеобразие, но и необходимость функционирования самой профессиональной школы. Иными словами, при неправильном подходе к определению содержания профессионального образования можно поставить под вопрос существование сложившейся системы профессионального образования.
«Косвенным тревожным сигналом ошибок в формировании содержания образования в профессиональной школе, - свидетельствует А.Н.Лейбович, - служат периодически (на протяжении последних десятилетий) возникающие в высших эшелонах управления сомнения в необходимости существования профессионального образования как самостоятельной подсистемы народного образования, неспособность четко дифференцировать ее функции и функции системы обучения на производстве и т.п.» (с. 3).
Поэтому, «определяя принципиальные особенности современного состояния проблемы проектирования содержания профессионального образования, прежде всего, следует обратить внимание на наметившуюся тенденцию перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере становления рыночных отношений станет доминирующей» (1996, с. 3-4). Соответственно, «будет меняться и рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменениям производственно-технических условий и содержания труда. Значительно уменьшится вероятность того, что работник всю жизнь сможет проработать по одной специальности на одном и том же предприятии. Систематическая переквалификация станет реальным фактором, пробующим на прочность полученное человеком профессиональное образование» (1996, с.13).
Психологический аспект
Проблеме принятия решения и осуществления выбора посвящены работы С.И. Вершинина, Ю.М. Забродина, И.В. Кузнецовой, Е.В. Машиньян, В.Д. Шадрикова.
Проведены исследования по
Разработкой основ школьной
Гуманитарно-педагогические
Теоретическое обоснование
Построение, организация и управление процессом профильной ориентации раскрывается в работах Н.С. Клёновой, А.К. Лукиной, Н.В. Немовой. В частности, в своей работе «Как подготовить школу к профильному обучению» Н.С. Клёновой (Народное образование, 2003, №7) определены требования к курсам по выбору и задачи межпредметных (ориентационных) курсов, затронут вопрос о методическом, программном и кадровом обеспечении элективных и предпрофильных курсов. Как вариант решения проблемы автор предлагает активнее использовать профессорско-преподавательский состав вузов, учителей-пенсионеров, родителей, педагогов дополнительного образования. При подведении итогов автор подчеркивает, что основополагающий принцип, на котором должна быть организована предпрофильная подготовка - коллегиальность принимаемого решения, иначе идея профилизации теряет свой смысл.
В соответствии с основополагающими документами, определяющими развитие системы образования России — Концепцией модернизации и Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, - основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России.
При этом согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 14) качество образования достигается за счёт «сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства», а также «создания условий для самоопределения и самореализации личности» [ст. 55].
В Концепции модернизации Российского образования в разделе «Новые социальные требования к системе образования» говорится, что «школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и государство» [69, с. 13].
Согласно основным концептуальным положениям профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [69, с. 16].
Введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута, оно значительно расширяет возможности для раскрытия творческого потенциала личности, проявления активности и деловой инициативы, способствует ориентации и самоопределению личности в постоянно меняющемся обществе.
По мнению авторов Концепции,
введение профильного обучения
позволит решить ряд
На наш взгляд, основной задачей профильного обучения является создание ситуации «учебной успешности», о которой много говорится в психолого-педагогических исследованиях. Ряд психологов (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов) считает, что человек может достичь успеха в нескольких областях, но высокоэффективной его работа будет только в той деятельности, к которой он проявляет интерес, и которая соответствует его индивидуальным склонностям и способностям. Эти же авторы указывают на тот факт, что «учебная успешность» является мощным мотивационным и стимулирующим фактором самообразования и саморазвития, она позволяет иметь широкую теоретическую базу, в совершенстве владеть своей специальностью и постоянно испытывать потребность в образовании, освоении нового поля трудовой деятельности. Именно эти способности являются определяющими для современного специалиста.
Как любой инновационный процесс, введение профильного обучения затруднено рядом обстоятельств:
Важным нововведением,
Одновременно планируется
Предполагается, что основными составляющими рейтинга должны стать:
Основным условием успешного перехода к профильной школе является организация предпрофильной подготовки учащихся в основной школе, которая является подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию, готовит учащихся к осознанному выбору профиля или путей продолжения образования.
Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
То есть, сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после 9-го класса). Затем, к моменту окончания школы, он не только должен выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и получить определённую подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования.
Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору - в предстоящих условиях более вариативного и дифференцированного профильного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе сегодня - определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
Само понятие предпрофильной подготовки является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось в Концепции профильного обучения (Приказ Министра образования № 2783 от 18.07.2002). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска организационных и педагогических мероприятий в предпрофильном классе основной школы, которая на данном этапе выглядит острой и недостаточно проработанной.
В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы на 2003/ 2004 учебный год» (приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что данный тип обучения организуется «для создания специализированной подготовки с учётом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии».
Предпрофильная подготовка в основной
школе, во-первых, состоялась как особое
педагогическое понятие и, во-вторых, получает
широкую и интенсивную экспериментальную
апробацию.
В основе
идей предпрофильной и профильной подготовки
учащихся общеобразовательной школы лежит
тот факт, что немалая часть школьников
ещё в 9-ом и 10-х классах уже определились
с выбором профессии. По крайней мере,
об этом говорится в «Концепции
профильного обучения» со ссылкой на
данные социологов.
Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха