Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия: профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека, более того, что именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему.
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются (Е.А.Климов «Психология профессионального самоопределения», 1996, с.14):
профессиональная
информация – ознакомление различных
групп населения с современными видами
производства, состоянием рынка труда,
потребностями хозяйственного комплекса
в квалифицированных кадрах, содержанием
и перспективами развития рынка профессий,
формами и условиями их освоения, требованиями,
предъявляемыми профессиями к человеку,
возможностями профессионально-
профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;
предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, помогающая самоопределению учащихся старших классов основной школы.
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
Основные методы профессиональной ориентации (Е.А.Климов, 1996, с.19):
1. 2. Из истории возникновения и развития
профильной
подготовки учащихся.
Определённый опыт профильной
подготовки накоплен как за
рубежом, так и в России. Ещё
в 1864 году был принят указ, согласно
которому организовывались
Новый импульс идея профильного обучения получила в 1915-1916 годах в ходе реформы образования. По предложенной структуре, 4 – 7 классы гимназий разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.
В 1918 году состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 году ЦК ВКПБ и совет
Народных Комиссаров СССР
Академия педагогических наук
в 1957 году выступила инициатором
проведения эксперимента, в котором
предполагалось провести
С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углублённым изучением предметов, которые постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.
В конце 80-х – начале 90-х
годов в стране появились
Таким образом, направление
1.3. Анализ нормативно-правовых документов, освещающих проблему профильной подготовки школьников.
Организация профильного образования в школах строится на основании следующих нормативных документов:
Концепция развития системы профессионального образования России на современном этапе в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования экономики. Переход нашей страны на рыночные методы хозяйствования, становление в России рынка труда, развитие негосударственного сектора, объективная необходимость интеграции в мировую экономическую систему требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. Российская система профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующей требованиям отечественной экономики и международным стандартам. Обществом всё больше осознается тот факт, что профильное образование становится не только определяющим фактором развития общества и государства, но и важнейшим условием жизненной успешности личности.
Являясь основным
Достижения педагогической
Педагогическая наука,
Исследования в области профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, А.Н. Лейбович, Е.Г. Осовский, И.П.Смирнов и др.) позволяют отметить, что на всех этапах развития профессионального образования его стратегия определялась социально-экономическими предпосылками. Диалектическое единство национальной экономики и системы профессионального образования заключается в общности конечных целей и их взаимосвязи и взаимозависимости. Для разведения понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка» А.Н.Лейбовичем предлагается их развёрнутая характеристика.
Профессиональная подготовка в широком смысле: организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования; в узком смысле: ускоренная форма приобретения профессиональных навыков (ускоренная профессиональная подготовка).
Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха