Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
Особенности социализации молодёжи с нарушениями слуха изучал М.Н. Реут. Современная психология определяет проблему социализации как «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений» («Психологический словарь», 1996, с.364). В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе то есть те качества, которые человек приобретает, усваивая культуру человеческих отношений, в ходе формирования определенных социальных норм, ролей и функций. Нарушение одного или нескольких анализаторов у школьника создает специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации (2000, с.24).
Профессиональную ориентацию и перспективы трудоустройства студентов-инвалидов исследовали Б.Д. Баумгартен, С.Н. Кавокин, М.П. Левицкая, А.И. Мухлаева. Авторы отмечают, что «у человека должна быть возможность выбора в решении вопросов своего бытия и самостоятельной жизни без необходимости использования посторонней помощи» (1997, с.3-4).
Организацию
системы профориентации и
Формированием
новой идеологии в системе
образования занимались Э.И.
Проблема социальной интеграции детей с нарушенным слухом в настоящее время является одной из важнейших научно-практических проблем, привлекающих к себе внимание как отечественных учёных: И.М. Гилевич, С.Ю. Ильина, Э.И. Леонгард, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Т.В. Пелымская, З.А. Пономарева, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, так и зарубежных учёных: П. Бейкер, В. Гудонис, М. Джонсон, Е. Д. Кесарев, Д. Лауве и другие.
Теоретические и методологические аспекты технического и гуманитарного образования инвалидов, а также возможности учебно-методического, информационного, медико-социального сопровождения разрабатывались такими специалистами, как О.К. Агавелян, В.Н. Вовк, В.З. Кантор, М.И. Никитина, А.Г. Станевский, В.А. Мальков.
Изучением положения инвалидов в современном обществе и исследованием проблем инвалидности занимались А.А. Осадчих, И.А. Лебедев, А. Лысенко, Н.В. Васильева.
В НИИ дефектологии ведётся большая работа по совершенствованию трудового обучения, исследуются различные формы предъявления информации детям с нарушениями слуха, разрабатываются методы обучения слабослышащих и глухих основам информатики и вычислительной техники, разрабатываются рекомендации, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки глухих, занимающихся в общей со слышащими сети ПТУ, определяются программы и методы трудового обучения глухих.
Исследование, проведённое сотрудниками
Центрального научно-
Подтверждая мысль Л.С. Выготского о необходимости найти такую систему, в которой удалось бы объединить общую и специальную системы образования (1983, Т.5, с. 34-49), современные отечественные учёные предлагают её обоснование с позиций социально-философского подхода и рассматривают как проблему взаимоотношений государства и специального образования. (В.В. Линьков, H.H. Малофеев).
В России
в последнее десятилетие произошли глобальные
изменения в установках государства и
общества в целом. Стало возможным устранить
политические, идеологические и социальные
барьеры, препятствующие перспективному
развитию системы специального образования,
и укрепить наиболее характерные связи,
определяющие отношения общества и лиц
с ограниченными возможностями здоровья,
а именно: социально-экономические, культурные,
образовательные. Их успешную реализацию
можно рассматривать как путь к социализации
и интеграции, поскольку вне общества
невозможно установление индивидуальных
типологических характеристик личности
и развитие её способностей.
Высоко оценивая потенциальный
уровень развития детей с нарушением слуха,
учёные пытались найти наиболее рациональные
подходы к их обучению и дальнейшей успешной
профессиональной подготовке и социализации
в общество.
Таким образом, актуальность проблемы подготовки школьников с нарушением слуха к осознанному выбору профессии и путей продолжения образования и недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях обусловили выбор темы настоящей работы: «Формирование профильной ориентации школьников с нарушением слуха на этапе предпрофильной подготовки».
В настоящее время открываются новые
перспективы в развитии системы предпрофильного
и профильного образования детей с
отклонениями в развитии, в частности,
с нарушением слуха. Это связано с изменением
отношения общества и государства к детям
с отклонениями в развитии, с решением
проблем их социализации и интеграции.
Глава 2.
Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы — с подготовительного до 12-ого.
Профессионально-трудовое обучение и воспитание призвано решать следующие задачи:
В школах II вида оно осуществляется в 3 этапа:
I этап — трудовое обучение в 1—4 классах.
II этап — общетрудовая подготовка в 5—8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек:
а) технический труд для мальчиков;
б) обслуживающий труд для девочек.
Эта подготовка
является базой для последующего
профильного и
III этап — общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в 8—11 классах.
Задачами
I этапа является развитие детей
в разных аспектах. На уроках трудового
обучения, строящихся на политехническом
принципе, слабослышащие дети овладевают
умениями лепки, конструирования, моделирования,
шитья, склеивания, организации деятельности
и т.д. Они знакомятся с простейшими инструментами,
распространёнными материалами (бумагой,
картоном, тканью, древесиной, пластилином,
проволокой), изготавливают практически
значимые предметы и объекты, учатся выполнять
трудовые задания по словесной инструкции
и сопровождать выполняемую работу устной
речью, интенсивно накапливают, обогащают
словарь специальных технических терминов,
овладевают навыками планирования деятельности.
Уроки труда создают политехническую
базу для дальнейшего общего и профессионального
обучения детей с нарушенным слухом в
основной школе. При организации учебной
деятельности на уроках трудового обучения
учитываются и особые задачи, которые
определяются специфичностью состава
учащихся специальной образовательной
школы II вида, ограниченностью речевого
развития слабослышащих учащихся. Все
этапы урока максимально насыщены речевым
общением, при этом учитель стимулирует
детей к активному пользованию речью,
создавая специальные педагогические
ситуации.
Основной организационной формой трудового обучения как на I, так и на II этапе является урок. Проводятся они в школьных учебных мастерских и кабинете обслуживающего труда. Основное содержание новых программ отводится практическим работам, что примерно составляет 50—75% учебного времени.
Особое внимание уделяется ознакомлению школьников с техникой безопасности и культурой труда.
В конце каждого учебного года учащиеся выполняют комплексные работы, изготавливая несложные изделия. Основной задачей комплексных работ является закрепление полученных ранее теоретических (политехнических) знаний и практических умений.
Большое внимание в процессе трудового обучения учащихся 5—7 классов уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися в процессе трудовой деятельности.
На III этапе обучения осуществляется общетрудовая подготовка, предусматривающая овладение школьниками с нарушенным слухом едиными для всех профилей знаниями, умениями и навыками по планированию, организации и самоконтролю своего труда, общетехническая подготовка, которая строится с учётом специфики избранного учащимся профиля подготовки, специальная профессиональная подготовка, целью которой является формирование у учащихся первоначальных умений и навыков труда по избранной специальности.
Обучение на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.
Формы организации трудового обучения учащихся с нарушениями слуха разнообразны. К ним относятся различные типы уроков, лабораторно-практические и практические занятия, учебно-производственные работы, экскурсии, производственная практика. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены содержанием обучения, последовательностью видов трудовой деятельности учащихся, мастерством педагога.
В процессе трудового обучения широко используются различные формы работы: фронтальная, групповая (бригадная) и индивидуальная.
Большой удельный вес в старших классах занимает общественно-полезный, производительный труд, а также трудовая практика учащихся, удельный вес которой составляет до 60% учебного времени.
Каждый период трудового обучения предусматривает развитие самостоятельности и активности школьников, их творческих способностей, активизацию познавательных возможностей, развитие речевой коммуникации и применение общеобразовательных знаний в практической деятельности. Следует подчеркнуть коррекционно-компенсаторную направленность профессионально-трудовой подготовки в специальной школе II вида. Она способствует развитию сенсорных способностей, обогащает чувственный опыт учащихся, создает условия для формирования речи в процессе деятельности, активизирует словарь, содействует усвоению и активному употреблению в речи технической и технологической терминологии.
На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическим коллективом совместно с шефствующими и базовыми предприятиями проводится работа по профессионально-трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Трудовая подготовка учащихся осуществляется по семи профилям: (швейное, столярное, слесарное, строительное, обувное, картонажно-переплётное дело, сельскохозяйственный труд).
Одна
из задач специальной школы - помочь
учащимся с нарушениями слуха выбрать
доступную, интересную и нужную профессию,
овладеть ею и успешно трудиться в рабочем
коллективе. Эта задача достаточно эффективно
решается при хорошо организованной и
действенной профориентационной работе
среди глухих учащихся. Неудачный выбор
профессии отрицательным образом сказывается
на формировании личности и нередко на
всей последующей деятельности. Проведение
профессиональной ориентации должно учитывать
возможность дальнейшего трудоустройства.
Профориентация ведётся в процессе изучения
школьной программы, на факультативных
занятиях и элективных курсах, в кружках
с помощью специальных книг, справочников,
наглядных пособий, учебных фильмов. В
систему профориентационной деятельности
школы входит и работа с родителями по
подготовке учащихся к правильному выбору
профессии.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
В исследовании Л.А. Головей (1996)было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стабильность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления.
На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, интересы подростков характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей ребёнка и являются преимущественно познавательными.
На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.
На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, у подростков усиливается интеграция интересов и в тоже время их дифференцированность в соответствии с полом. Кроме того, наблюдается объединение познавательных и профессиональных интересов учащихся, усиливаются взаимосвязи их интересов с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха