Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)

   Особенности социализации молодёжи с нарушениями слуха изучал М.Н. Реут. Современная психология определяет проблему социализации как «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений» («Психологический словарь», 1996, с.364). В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе то есть те качества, которые человек приобретает, усваивая культуру человеческих отношений, в ходе формирования определенных социальных норм, ролей и функций. Нарушение одного или нескольких анализаторов у школьника создает специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации (2000, с.24).

        Профессиональную ориентацию и перспективы трудоустройства студентов-инвалидов исследовали Б.Д. Баумгартен, С.Н. Кавокин, М.П. Левицкая, А.И. Мухлаева. Авторы отмечают, что «у человека должна быть возможность выбора в решении вопросов своего бытия и самостоятельной жизни без необходимости использования посторонней помощи» (1997, с.3-4).

  Организацию  системы профориентации и довузовской подготовки разрабатывали О.Л. Бобкова, Е.М. Кузнецова, Э.В. Миронова  и другие учёные.

      Формированием  новой идеологии в системе  образования занимались Э.И. Леонгард,  Е.А. Ямбург, Н.Д.  Шматко.

     Проблема социальной интеграции детей с нарушенным слухом в настоящее время является одной из важнейших научно-практических проблем, привлекающих к себе внимание как отечественных учёных: И.М. Гилевич, С.Ю. Ильина, Э.И. Леонгард, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Т.В. Пелымская, З.А. Пономарева, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, так и зарубежных учёных:  П. Бейкер, В. Гудонис, М. Джонсон, Е. Д. Кесарев, Д. Лауве и другие.

       Теоретические и методологические аспекты технического и гуманитарного образования инвалидов, а также возможности учебно-методического, информационного, медико-социального сопровождения разрабатывались такими специалистами, как О.К. Агавелян, В.Н.  Вовк, В.З. Кантор, М.И.  Никитина, А.Г. Станевский, В.А.  Мальков.

     Изучением положения инвалидов  в современном обществе и исследованием проблем инвалидности занимались А.А. Осадчих, И.А. Лебедев, А. Лысенко, Н.В. Васильева.

              В НИИ дефектологии ведётся большая работа по совершенствованию трудового обучения, исследуются различные формы предъявления информации детям с нарушениями слуха, разрабатываются методы обучения слабослышащих и глухих основам информатики и вычислительной техники, разрабатываются рекомендации, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки глухих, занимающихся в общей со слышащими сети ПТУ, определяются программы и методы трудового обучения глухих.

     Исследование, проведённое сотрудниками  Центрального научно-исследовательского  института экспертизы и трудоустройства  инвалидов, показало, что лицам  с нарушением слуха может быть рекомендован широкий круг профессий.  Правильный выбор профессии для детей с нарушениями слуха имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Проблема профессионально-трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации слабослышащих и глухих, как отмечает Т.А. Власова, «является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухих». 

         Подтверждая мысль Л.С. Выготского о необходимости найти такую систему, в которой удалось бы объединить общую и специальную системы образования (1983, Т.5, с. 34-49), современные отечественные учёные предлагают её обоснование с позиций социально-философского подхода и рассматривают как проблему взаимоотношений государства и специального образования. (В.В. Линьков, H.H. Малофеев).

    В России в последнее десятилетие произошли глобальные изменения в установках государства и общества в целом. Стало возможным устранить политические, идеологические и социальные барьеры, препятствующие перспективному развитию системы специального образования, и укрепить наиболее характерные связи, определяющие отношения общества и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно: социально-экономические, культурные, образовательные. Их успешную реализацию можно рассматривать как путь к социализации и интеграции, поскольку вне общества невозможно установление индивидуальных типологических характеристик личности и развитие её способностей.  
    Высоко оценивая потенциальный уровень развития детей с нарушением слуха, учёные пытались найти наиболее рациональные подходы к их обучению и дальнейшей успешной профессиональной подготовке и социализации в общество.       

    Таким образом, актуальность проблемы подготовки школьников с нарушением слуха к осознанному выбору профессии и путей продолжения образования и недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях обусловили выбор темы настоящей работы: «Формирование профильной ориентации школьников с нарушением слуха на этапе предпрофильной подготовки».

    В настоящее время открываются новые перспективы в развитии системы предпрофильного и профильного  образования детей с отклонениями в развитии, в частности, с нарушением слуха. Это связано с изменением отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии, с решением проблем их социализации и интеграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.

 

    Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы — с подготовительного до 12-ого.

   Профессионально-трудовое обучение и воспитание призвано решать следующие задачи:

  • обучать учащихся политехническим знаниям и профессионально-техническим умениям и навыкам;
  • воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда;
  • развивать техническое мышление и творческие способности;
  • способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха;
  • повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
  • осуществлять профориентационную работу, готовить учащихся к профессионально-трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства;
  • осуществлять психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями, интересами и профессиональными склонностями, а также  с учётом потребностей рынка труда в кадрах.

В школах II вида оно осуществляется в 3 этапа:

I этап — трудовое обучение в 1—4 классах.

II этап — общетрудовая подготовка в 5—8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек:

а) технический труд для мальчиков;

б) обслуживающий труд для девочек.

Эта подготовка является базой для последующего профильного и профессионального  обучения в 8—11 классах.

III этап —  общетрудовая, профильная и профессиональная  подготовка в 8—11 классах.

 Задачами I этапа является развитие детей  в разных аспектах. На уроках трудового обучения, строящихся на политехническом принципе, слабослышащие дети овладевают умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т.д. Они знакомятся с простейшими инструментами, распространёнными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования деятельности. Уроки труда создают политехническую базу для дальнейшего общего и профессионального обучения детей с нарушенным слухом в основной школе. При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения учитываются и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся специальной образовательной школы II вида, ограниченностью речевого развития слабослышащих учащихся. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением, при этом учитель стимулирует детей к активному пользованию речью, создавая специальные педагогические ситуации. 

 Основной  организационной формой трудового  обучения как на I, так и на II этапе  является урок. Проводятся они в школьных учебных мастерских и кабинете обслуживающего труда. Основное содержание новых программ отводится практическим работам, что примерно составляет 50—75% учебного времени.

 Особое  внимание уделяется ознакомлению  школьников с техникой безопасности и культурой труда.

 В конце  каждого учебного года учащиеся выполняют  комплексные работы, изготавливая несложные  изделия. Основной задачей комплексных  работ является закрепление полученных ранее теоретических (политехнических) знаний и практических умений.

 Большое внимание в процессе трудового обучения учащихся 5—7 классов уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися  в процессе трудовой деятельности.

 На III этапе обучения осуществляется общетрудовая подготовка, предусматривающая овладение школьниками с нарушенным слухом едиными для всех профилей знаниями, умениями и навыками по планированию, организации и самоконтролю своего труда, общетехническая подготовка, которая строится с учётом специфики избранного учащимся профиля подготовки, специальная профессиональная подготовка, целью которой является формирование у учащихся первоначальных умений и навыков труда по избранной специальности.

 Обучение  на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.

 Формы организации  трудового обучения учащихся с нарушениями слуха разнообразны. К ним относятся различные типы уроков, лабораторно-практические и практические занятия, учебно-производственные работы, экскурсии, производственная практика. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены содержанием обучения, последовательностью видов трудовой деятельности учащихся, мастерством педагога.

 В процессе трудового обучения широко используются различные формы работы: фронтальная, групповая (бригадная) и индивидуальная.

 Большой удельный вес в старших классах  занимает общественно-полезный, производительный труд, а также трудовая практика учащихся, удельный вес которой составляет до 60% учебного времени.

 Каждый  период трудового обучения предусматривает  развитие самостоятельности и активности школьников, их творческих способностей, активизацию познавательных возможностей, развитие речевой коммуникации и  применение общеобразовательных знаний в практической деятельности. Следует подчеркнуть коррекционно-компенсаторную направленность профессионально-трудовой подготовки в специальной школе II вида. Она способствует развитию сенсорных способностей, обогащает чувственный опыт учащихся, создает условия для формирования речи в процессе деятельности, активизирует словарь, содействует усвоению и активному употреблению в речи технической и технологической терминологии.

 На фоне трудового  обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическим коллективом совместно с шефствующими и базовыми предприятиями проводится работа по профессионально-трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Трудовая подготовка учащихся осуществляется по семи профилям: (швейное, столярное, слесарное, строительное, обувное, картонажно-переплётное дело, сельскохозяйственный труд).  

     Одна  из задач специальной школы - помочь учащимся с нарушениями слуха выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях и элективных курсах, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.     
 
 
 
 
 

 2.2. Мотивация предпрофильной подготовки  учащихся с нарушениями слуха.

      В исследовании Л.А. Головей (1996)было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стабильность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления.

     На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, интересы подростков характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей ребёнка и являются преимущественно познавательными.

На  втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.

На  третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, у подростков усиливается интеграция интересов и в тоже время их дифференцированность в соответствии с полом. Кроме того, наблюдается объединение познавательных и профессиональных интересов учащихся, усиливаются взаимосвязи их интересов с индивидуально-психологическими особенностями личности.

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха