Педагогика дети с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

«Среди детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.

Работа содержит 1 файл

готовая педагогика нарушение слуха.docx

— 37.46 Кб (Скачать)

Понятие и сущность данного вида отклонений.

«Среди детей  значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность  живого организма воспринимать и  различать звуки. Эта способность  реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего  и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого.

У взрослого  человека к моменту нарушения  слуха сформирована речь, словесное  мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается  с точки зрения возможности общения  на основе слуха. Утрата слуха в детском  возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к  возникновению целого ряда вторичных  дефектов. Дефект слуха нарушает речевое  развитие ребенка, а при рано возникшей  глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному  формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению  познания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Причины и классификация нарушений  слуха

«Современные  исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа - это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа - факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). Третья группа - факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).

Вместе с  тем исследователи полагают, что  достаточно часто поражение слуха  возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие  в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факто-ры риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления  причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые  могут обусловить появление нарушения  слуха у ребенка: факторы, действовавшие  в процессе беременности матери и  при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни» Выделяют три основные группы детей с нарушениями  слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

«Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может  быть наследственным, врожденным или  приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей  не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми - глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х  гг. У большинства глухих детей  имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой  от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более  низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают  звуки громкостью 70-85 дБ, то принято  считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают  только очень громкие звуки - силой  более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха  определяется как тугоухость четвертой  степени. Обучение речи глухих детей  специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как  организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается  своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются  социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка. Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки  слуха у ребенка приводят к  замедлению в овладении речью, к  восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих  детей очень велики и зависят  от индивидуальных психофизических  особенностей ребенка и от тех  социально-педагогических условий, в  которых он находится, воспитывается  и обучается. Слабослышащий ребенок  даже с тугоухостью второй степени  к моменту поступления в школу  может иметь развитую, грамматически  и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных  слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка  приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после  того, как они овладели речью, т.е. в 2 -3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

У детей с  нарушениями слуха всех групп  возможны еще дополнительные первичные  нарушения различных органов  и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и  других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.

При гемолитической болезни новорожденных, причиной которой  может быть несовместимость крови  плода и матери по резус-фактору  или по принадлежности их крови к  разным группам, возможно нарушение  слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и  олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться анализ и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано  с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и  его проводящих путей и корковой части. Перенесенный ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых  формах наследственной глухоты или  тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.

Вместе с  тем сложные, комплексные нарушения, включающие повреждение слуха и  других систем, могут возникать под  воздействием разных причин и в разное время.

Таким образом, у глухих и слабослышащих детей  помимо нарушений слуха могут  встречаться следующие виды нарушений:

• нарушения  деятельности вестибулярного аппарата;

• разные варианты нарушения зрения;

• минимальная  мозговая дисфункция, приводящая к  первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные  факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечнососудистой системы, дыхательной, выделительной  и т.д., изменяющих работу мозга;

• обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

• нарушения  мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

• локальные  нарушения слухоречевой системы  мозга (корковых и подкорковых образований);

• заболевания  центральной нервной системы  и всего организма, ведущие к  психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу  и др.);

• тяжелые  заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы  и др., ведущие к общему ослаблению организма;

• возможность  глубокой социально-педагогической запущенности.

 

 

 

 

Содержание  коррекционно-педагогической работы и ее основные направления.

«Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной  речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения)».

«Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П. Кузьмичева, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)

Необходимо  заметить, что Важные коррекционные  задачи решаются в процессе развития слухового восприятия обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения  устной речи. Работа по развитию слухового  восприятия у глухих и слабослышащих  дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются  восприятию речевого материала и  неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

Таким образом, работа по развитию остаточного слуха  и обучение произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала  и неречевых звучаний; создание и  совершенствование слухо-зрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации.

 

Обучение  произношению предполагает: создание потребности в устной общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование  различной звукоусиливающей аппаратуры.

Так же как  и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Особое значение в дошкольных учреждениях для  детей с нарушениями слуха  придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучения действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители, воображаемые предметы и действия, умения отражать в играх  действия людей и их отношений, разворачивать  и обогащать сюжеты игр.

Информация о работе Педагогика дети с нарушением слуха