Профессиональная ориентация молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

В основу моего исследования была положена проблематика изучения ориентации, профессиональной склонности, и личных планов выпускников школы № 30. Мною была разработана анкета для сбора информации, где регистрировались ожидания, личные планы и приоритеты, профессиональные склонности десяти- и одиннадцатиклассников данной школы.
Первая часть моей работы посвящена общетеоретическим вопросам касающимся профессиональной ориентации молодежи. Вторая часть полностью посвящена анализу результатов проведенного мною анкетирования.

Содержание

Введение. 3
К вопросу о профессиональной ориентации молодежи. 4
Исследовательская часть. 8
Заключение. 18
Список использованной литературы: 20

Работа содержит 1 файл

Реферат-социология.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию и науке  РФ

Волгоградский Государственный Технический Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  по социологии на тему:

«Профессиональная ориентация молодежи». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2004. 

 

Содержание:

 

Введение.

    Я являюсь представителем молодого поколения «новой России». Моя сознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90-ых годов, когда уже не существовало СССР, не было пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление о недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, росла в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я живу в условиях новой социальной реальности. Со страной произошли радикальные изменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее.

    Сейчас, когда я достигла возраста когда  я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в котором  я живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать события, факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же как и я молодых людей из разных социальных групп.

    В основу моего исследования была положена проблематика изучения ориентации, профессиональной склонности, и личных планов выпускников школы № 30. Мною была разработана анкета для сбора информации, где регистрировались ожидания, личные планы и приоритеты, профессиональные склонности десяти- и одиннадцатиклассников данной школы.  

    Первая  часть моей работы посвящена общетеоретическим  вопросам касающимся профессиональной ориентации молодежи. Вторая часть  полностью посвящена анализу  результатов проведенного мною анкетирования.  
 

К вопросу о профессиональной ориентации молодежи.

      Общественное  поведение личности является результатом  сложного взаимодействия различных  факторов, выявляющих специфику личности и специфику внешних воздействий  на нее. В этом взаимодействии внешним условиям принадлежит особая роль, так как индивидуальность формируется в значительной мере под их влиянием. В конечном счете они определяются экономическими условиями, а непосредственно деятельностью групп и организаций, которые имеют специфические нормы и ценности, управляющие поведением индивида. Общественной поведение молодежи при выборе профессии не является в этом смысле исключением. Оно также определяется как спецификой личности, так и влиянием внешних условий. При этом внешние условия оказывают существенное воздействие не только на отношение к профессиям, на личные планы, но и на решения, на поведение различных групп молодежи. Развитие общества предъявляет разнообразные  и быстро меняющиеся требования к молодежи. Выбор профессии у выпускников школ связан с крупными социальными, профессиональными и территориальными передвижками. Нередко считают что вряд ли можно говорить о закономерности этих процессов, поскольку каждый из выпускников сам выбирает место работы или учебы, при этом он не имеет необходимой информации как о своих способностях так и о потребностях в кадрах, что позволило бы реально оценить свои шансы, поскольку эти процессы носят стихийный характер. Но не правильнее ли исходить из того, что, несмотря на значительные индивидуальные различия, сходство внешних условий  обуславливает сходство типов поведения, то есть девушки и юноши одного возраста, выросшие в одном социальном окружении, достаточно единодушно оценивают различные занятия, имеют примерно одинаковые стремления. Это ведет к тому, что возникает определенная устойчивость жизненных путей, переходов из одной социальной группы в другую, закономерность поведения различных групп при выборе профессии.

     На  процесс формирования личных планов влияют статус семьи, уровень урбанизации поселения, где подросток живет или заканчивает школу, родители, а также пол выпускника и другие факторы.

     Молодое поколение сегодня испытывает на себе кардинальные трансформации в  социально-политической и экономической  жизни, которые происходят очень  быстро и в довольно короткий промежуток времени. На наших глазах происходит существенное нарастание социальной дифференциации общества и поляризация доходов населения. Существенны многообразные трансформации системы образования. Наряду с увеличением свободы выбора, связанной с дифференциацией содержания обучения, наряду с демократизацией строя школьной жизни, начинают проявляться новые социальные ограничения. Плюрализация необходима для нормального, естественного развития системы образования. Надо учитывать, что плюрализация означает дифференциацию образовательных учреждений, а она не может не приобрести социального характера. Возникновение негосударственных учебных заведений, появление платных образовательных услуг в средней и высшей школе, а также элитных учебных заведений, плюрализация обучения в общеобразовательной школе, фактической снижение срока обязательного обучения до уровня 9-летней школы, отсев из школы по ходу обучения ведут к росту неравенства шансов различных социальных групп молодежи на доступ к разным видам обучения и ступеням образования. Одно из следствий дифференциации - дальнейшее выделение слоя привилегированных учебных заведений. При этом выходцы из низов проигрывают. Те, кому не нашлось места на вершине, располагаются на низлежащих этажах иерархии учебных заведений, которая легко отслеживается и хорошо известна в каждом населенном пункте, каждом регионе и в целом по России.

     Кроме того, усиливается тенденция к  введению штатного образования (как специального, так и общего), доступного далеко не всем. Это усиливает влияние снижения уровня жизни на социальный состав выпускников средних школ. Наблюдается введение платы и в обычных государственных школах, где она формально не предусмотрена. Школы прибегают к этому, чтобы сохранить преподавательский состав, содержать в относительном порядке здание, не дать снизиться уровню учебного заведения в целом. Недостаток государственного финансирования восполняется за счет средств родителей. Дети - выходцы из низов вытесняются в «дешевые» школы, и происходит ухудшение уровня образования таких подростков.

       С возникновением рынка труда  кардинально изменились условия  трудоустройства молодежи. Вместо  государственной гарантии рабочего  места отныне молодой человек  сам ответственен за поиски  работы и трудоустройство. В  связи с появлением безработицы и перспективами ее дальнейшего роста трудоустройство молодежи вырастает в небывалую до сих пор проблему. Именно социологические исследования проблемы выбора профессии при вступлении молодежи в трудовую жизнь, предпринимавшиеся в последнее время показали, что это крупная общественная проблема, решение которой невозможно без учета экономической, социальной, демографической сторон, и что субъективные выбор профессии тесно связан с реальностью выбора жизненного пути. Мои исследования, в свою очередь, также подтвердили эту точку зрения.

      При изучении выбора профессии и жизненных  путей молодежи социологи исследуют  структуру системы образования  и ее взаимодействие с социальной структурой общества. В исследованиях, посвященных проблемам социальной и профессиональной мобильности, были установлены определенные закономерности переходов молодых людей разного социального происхождения из одной социальной группы в другую, влияние на направленность и характер этих переходов социальной принадлежности, мнения родителей,  а также таких социальных институтов как школа.  Особенностью изучения проблем выбора профессии и жизненных путей молодежи является то, что ведется исследование как статистических «срезов», позволяющих судить об ориентациях и действительных жизненных путях молодежи в определенные периоды, в конкретных экономических, политических, социальных, демографических условиях, так и динамики ориентаций и характера жизненных путей; в зависимости от изменения во времени ведущих факторов, детерминирующих эти условия. В своих исследованиях я провела статистический «срез» профессиональных предпочтений молодежи.

 

Исследовательская часть.

     Волжская школа № 30, ставшая объектом моего исследования, расположена в одном из новых микрорайонов с повышенной концентрацией жилых массивов. Тесная связь учителей школы с профессорско-преподавательским составом Волжского политехнического института во многом определило генетическую связь школы с ВПИ, а также историю ее последовательной специализации. Сыграла роль и личная инициатива директора Чернова А.Ф. и одного из ведущих преподавателей Заборьевой О.М. в этой «обычной» средней школе создается класс с «физико-математическим уклоном». Волжский политехнический институт мог не только исполнять неформально функцию шефов, но и представляли собой мощный канал рекрутирования учащихся школы. Профессиональная специализация в спецшколе начинается на уровне неполной средней школы. Последовательное расширение научно-педагогических контактов школы, в первую очередь с ВПИ, с годами способствует накоплению большого совокупного культурного капитала. Я остановила свой выбор на этой школе,  так как она считается самой «сильной» в городе, и я сама ее закончила с серебряной медалью.

     Что касается «обычных», массовых средних  школ г. Волжского, которые представляют собой сегодня достаточно диверсифицированное пространство учебных заведений различных типов и наименований, то едва ли не единственной их отличительной чертой является сохраняющаяся за ними обязанность принимать детей данного микрорайона без предварительной селекции. Массовые средние школы находятся на государственном бюджете и в принципе не проводят отбор при приеме в первый класс. В школе № 30 желающие там учиться проходят многоступенчатый отбор в конце каждого учебного года, начиная с 5-го класса. Выбор школы был обусловлен еще и тем, что исходя из предыдущих выпусков школы, можно предположить, что все ее учащиеся будут поступать в ВУЗ. Я провела анкетирование в 10, 11-х классах этой школы о профессиональных предпочтениях ее учащихся. Мною была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. Приложение) о профессиональны предпочтениях учащихся.

      Общая тенденция к росту неравенства  возможностей социальной и территориальной  мобильности молодежи, проживающие  в регионах России, приобрела новые формы в условиях суверенизации регионов, введением платного обучения, несогласованности программ вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения с уровнем подготовки в школах провинции, недостатка мест в общежитиях, удорожанием жилья, повышение стоимости проезда. Складывается неблагоприятная тенденция нарушения целостности образовательного пространства России, а это тормозит миграцию молодежи и внутри регионов. Это находит подтверждение и в моем исследовании.

      Так как я  исследовала школу в городе Волжском, то у каждого ученика

     Диаграмма 1.

       есть выбор между поступлением  в ВУЗ города Волгограда, или  Волжского. Если в десятом классе 67% всех учеников планируют поступать в ВУЗы города Волгограда, то в одиннадцатом классе, более трезво оценив свои возможности и возможности материального обеспечения учебы родителями, лишь 35% продолжают планировать поступление в ВУЗы города Волгограда (см. Диаграмму 1.).

     Один  из вопросов анкеты касался мотивации  выбора того или иного высшего  учебного заведения. Результаты приведены ниже.

     Диаграмма 2.

     Причины выбора ВУЗа.

     

  1. Чтобы получить специальность, дающую возможность  работать в той сфере деятельности, которая мне нравиться
  2. Чтобы получить специальность которая мне нравится
  3. На основании соответствующей подготовки в специализированном классе школы
  4. На специальность, выбранную мною, лучше всего готовят именно в этом ВУЗе
  5. На специальность, выбранную мною, поступить в этот ВУЗ было реальнее всего поступить
  6. Мне нужно получить любое высшее образование

Результаты  говорят о том, что подавляющее  большинство учащихся выбрали свой вуз осознанно, на основании ранее  выбранной профессии.

     Большую часть учащихся выпускных классов неизменно составляют девушки. Юноши чаще уходят из школы на предыдущих стадиях обучения. Это можно объяснить тем, что девушки более прилежны, обязательны, аккуратны и внимательны. Таково очевидное проявление в сфере среднего образования гендерного аспекта социальной дифференциации молодежи.

Диаграмма 3.

     

Приводимые  данные означают, что вероятность  получения общего среднего образования  юношами и девушками различна, а именно: шансы девушек в этом отношении больше. Если принять, что  у юношей больше возможностей в этом возрасте начать самостоятельную жизнь, реализоваться в профессиональной работе, получить возможность обеспечивать себя материально. Юноши ущемлены в возможностях получения полного среднего образования и, как следствие, высшего.

Информация о работе Профессиональная ориентация молодежи