Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:21, реферат
В основу моего исследования была положена проблематика изучения ориентации, профессиональной склонности, и личных планов выпускников школы № 30. Мною была разработана анкета для сбора информации, где регистрировались ожидания, личные планы и приоритеты, профессиональные склонности десяти- и одиннадцатиклассников данной школы.
Первая часть моей работы посвящена общетеоретическим вопросам касающимся профессиональной ориентации молодежи. Вторая часть полностью посвящена анализу результатов проведенного мною анкетирования.
Введение. 3
К вопросу о профессиональной ориентации молодежи. 4
Исследовательская часть. 8
Заключение. 18
Список использованной литературы: 20
Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Волгоградский
Государственный Технический
Работа по социологии на тему:
«Профессиональная
ориентация молодежи».
Волгоград
2004.
Содержание:
Я являюсь представителем молодого поколения «новой России». Моя сознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90-ых годов, когда уже не существовало СССР, не было пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление о недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, росла в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я живу в условиях новой социальной реальности. Со страной произошли радикальные изменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее.
Сейчас, когда я достигла возраста когда я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в котором я живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать события, факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же как и я молодых людей из разных социальных групп.
В основу моего исследования была положена проблематика изучения ориентации, профессиональной склонности, и личных планов выпускников школы № 30. Мною была разработана анкета для сбора информации, где регистрировались ожидания, личные планы и приоритеты, профессиональные склонности десяти- и одиннадцатиклассников данной школы.
Первая
часть моей работы посвящена общетеоретическим
вопросам касающимся профессиональной
ориентации молодежи. Вторая часть
полностью посвящена анализу
результатов проведенного мною анкетирования.
Общественное
поведение личности является результатом
сложного взаимодействия различных
факторов, выявляющих специфику личности
и специфику внешних
На процесс формирования личных планов влияют статус семьи, уровень урбанизации поселения, где подросток живет или заканчивает школу, родители, а также пол выпускника и другие факторы.
Молодое поколение сегодня испытывает на себе кардинальные трансформации в социально-политической и экономической жизни, которые происходят очень быстро и в довольно короткий промежуток времени. На наших глазах происходит существенное нарастание социальной дифференциации общества и поляризация доходов населения. Существенны многообразные трансформации системы образования. Наряду с увеличением свободы выбора, связанной с дифференциацией содержания обучения, наряду с демократизацией строя школьной жизни, начинают проявляться новые социальные ограничения. Плюрализация необходима для нормального, естественного развития системы образования. Надо учитывать, что плюрализация означает дифференциацию образовательных учреждений, а она не может не приобрести социального характера. Возникновение негосударственных учебных заведений, появление платных образовательных услуг в средней и высшей школе, а также элитных учебных заведений, плюрализация обучения в общеобразовательной школе, фактической снижение срока обязательного обучения до уровня 9-летней школы, отсев из школы по ходу обучения ведут к росту неравенства шансов различных социальных групп молодежи на доступ к разным видам обучения и ступеням образования. Одно из следствий дифференциации - дальнейшее выделение слоя привилегированных учебных заведений. При этом выходцы из низов проигрывают. Те, кому не нашлось места на вершине, располагаются на низлежащих этажах иерархии учебных заведений, которая легко отслеживается и хорошо известна в каждом населенном пункте, каждом регионе и в целом по России.
Кроме того, усиливается тенденция к введению штатного образования (как специального, так и общего), доступного далеко не всем. Это усиливает влияние снижения уровня жизни на социальный состав выпускников средних школ. Наблюдается введение платы и в обычных государственных школах, где она формально не предусмотрена. Школы прибегают к этому, чтобы сохранить преподавательский состав, содержать в относительном порядке здание, не дать снизиться уровню учебного заведения в целом. Недостаток государственного финансирования восполняется за счет средств родителей. Дети - выходцы из низов вытесняются в «дешевые» школы, и происходит ухудшение уровня образования таких подростков.
С возникновением рынка труда
кардинально изменились
При
изучении выбора профессии и жизненных
путей молодежи социологи исследуют
структуру системы образования
и ее взаимодействие с социальной
структурой общества. В исследованиях,
посвященных проблемам
Волжская школа № 30, ставшая объектом моего исследования, расположена в одном из новых микрорайонов с повышенной концентрацией жилых массивов. Тесная связь учителей школы с профессорско-преподавательским составом Волжского политехнического института во многом определило генетическую связь школы с ВПИ, а также историю ее последовательной специализации. Сыграла роль и личная инициатива директора Чернова А.Ф. и одного из ведущих преподавателей Заборьевой О.М. в этой «обычной» средней школе создается класс с «физико-математическим уклоном». Волжский политехнический институт мог не только исполнять неформально функцию шефов, но и представляли собой мощный канал рекрутирования учащихся школы. Профессиональная специализация в спецшколе начинается на уровне неполной средней школы. Последовательное расширение научно-педагогических контактов школы, в первую очередь с ВПИ, с годами способствует накоплению большого совокупного культурного капитала. Я остановила свой выбор на этой школе, так как она считается самой «сильной» в городе, и я сама ее закончила с серебряной медалью.
Что касается «обычных», массовых средних школ г. Волжского, которые представляют собой сегодня достаточно диверсифицированное пространство учебных заведений различных типов и наименований, то едва ли не единственной их отличительной чертой является сохраняющаяся за ними обязанность принимать детей данного микрорайона без предварительной селекции. Массовые средние школы находятся на государственном бюджете и в принципе не проводят отбор при приеме в первый класс. В школе № 30 желающие там учиться проходят многоступенчатый отбор в конце каждого учебного года, начиная с 5-го класса. Выбор школы был обусловлен еще и тем, что исходя из предыдущих выпусков школы, можно предположить, что все ее учащиеся будут поступать в ВУЗ. Я провела анкетирование в 10, 11-х классах этой школы о профессиональных предпочтениях ее учащихся. Мною была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. Приложение) о профессиональны предпочтениях учащихся.
Общая тенденция к росту неравенства возможностей социальной и территориальной мобильности молодежи, проживающие в регионах России, приобрела новые формы в условиях суверенизации регионов, введением платного обучения, несогласованности программ вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения с уровнем подготовки в школах провинции, недостатка мест в общежитиях, удорожанием жилья, повышение стоимости проезда. Складывается неблагоприятная тенденция нарушения целостности образовательного пространства России, а это тормозит миграцию молодежи и внутри регионов. Это находит подтверждение и в моем исследовании.
Так как я исследовала школу в городе Волжском, то у каждого ученика
Диаграмма 1.
есть выбор между поступлением в ВУЗ города Волгограда, или Волжского. Если в десятом классе 67% всех учеников планируют поступать в ВУЗы города Волгограда, то в одиннадцатом классе, более трезво оценив свои возможности и возможности материального обеспечения учебы родителями, лишь 35% продолжают планировать поступление в ВУЗы города Волгограда (см. Диаграмму 1.).
Один из вопросов анкеты касался мотивации выбора того или иного высшего учебного заведения. Результаты приведены ниже.
Диаграмма 2.
Причины выбора ВУЗа.
Результаты говорят о том, что подавляющее большинство учащихся выбрали свой вуз осознанно, на основании ранее выбранной профессии.
Большую часть учащихся выпускных классов неизменно составляют девушки. Юноши чаще уходят из школы на предыдущих стадиях обучения. Это можно объяснить тем, что девушки более прилежны, обязательны, аккуратны и внимательны. Таково очевидное проявление в сфере среднего образования гендерного аспекта социальной дифференциации молодежи.
Диаграмма 3.
Приводимые данные означают, что вероятность получения общего среднего образования юношами и девушками различна, а именно: шансы девушек в этом отношении больше. Если принять, что у юношей больше возможностей в этом возрасте начать самостоятельную жизнь, реализоваться в профессиональной работе, получить возможность обеспечивать себя материально. Юноши ущемлены в возможностях получения полного среднего образования и, как следствие, высшего.