Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)

На  четвертом этапе- этапе начальной профессионализации - происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся  профессиональной направленностью и выбором профессии.

Интересы  последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного профессионального выбора.

Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самовыражении, выбор той или иной профессии подростком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии,  материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

    Так, по данным В.С. Собкина,  для каждого второго школьника  в возрасте 15-16 лет оплата труда  выступает как значимый мотив(54,1%), а среди 17-18-летних ее отметили 28,1% опрошенных. При этом на данном возрастном рубеже повышается значимость таких мотивов, как творческий характер труда, возможность общения с людьми. Кроме того, отмечается постепенное снижение идеологически клишированного мотива «возможность принести пользу людям».  (Л.А. Головей, 1996г., с.44) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

3.1. Психологическое  сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.

     Психологическое сопровождение профессиональной ориентации – это система специальных целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации (Е.А. Климов, «Путь в профессию», 1974)

    Чтобы провести любые мероприятия психологического сопровождения профессиональной ориентации ребёнка с нарушенным слухом, вначале назначается психодиагностика, с помощью которой происходит оценивание особенностей актуального психического развития подростка, возможности его развития, а также определяются показания к психологической помощи, формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются применения оптимальных вариантов методических приёмов и средств. Но чтобы обеспечить адекватное психологическое воздействие, необходима клинико-функциональная информация, характеризующая динамику и прогноз течения заболевания, сведения о социальном статусе воспитанника, его семьи и т. п.

    Психологический аспект включает выявление «зон ближайшего развития» как в сфере психических процессов (внимание, память, мышление, психомоторика), так и личностных характеристик: мотивационных (идеалы, установки, мотивы, желания, ценностные ориентации, уровень притязаний), интеллектуальных (умение ставить задачи и находить пути их решения, продуктивность афферентного синтеза, адекватность выдвигаемых гипотез, ведущих к достижению цели, степень сформированности сознательного самоконтроля за мыслительным процессом), эмоционально-волевых (эмоциональной выносливости, настойчивости, решительности, целеустремленности, самообладания, способности к преодолению препятствий на пути к цели). 

   На диагностическом этапе определяются показания к психологическому сопровождению профильной ориентации слабослышащих детей:

  • нарушения в развитии психических функций (интеллекта, восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т. п.);
  • патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);
  • расстройства эмоционально-мотивационной сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность и т. п.);
  • общие нарушения интеллектуальных функций;
  • неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обусловливающее нарушение поведения.

      В качестве показаний к  психологической поддержке в процессе профессиональной подготовки могут также выступать условия окружающей социальной среды, внутрисемейные отношения. 
 

Психологическое сопровождение включает диагностически обоснованную систему мероприятий, а именно:

  • психологическое консультирование;
  • психокоррекция установок, мотивов поведения, семейно-бытовых взаимоотношений и пр.;
  • психологический тренинг;
  • психотерапия.

Психологическое консультирование предполагает ориентацию школьников и их родителей в широком круге проблем взаимоотношений, общения и т. п., что позволяет конструктивно разрешать всевозможные жизненные ситуации, препятствующие самореализации личности.

Психокоррекция  включает коррекцию отдельных свойств личности и характера (мотивов, интересов, установок, ценностных ориентации, уровня притязаний и т. п.) в целях возможности успешной и эффективной самореализации в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, профессиональной) при различных условиях социальной среды.

Психологический тренинг направлен на решение задач по восстановлению, развитию, формированию отдельных психических функций, умений, навыков, утраченных или ослабленных в силу особенностей заболевания или воспитания, что препятствует успешной самореализации личности.

    В зависимости от характера нарушений выделяют тренинг психомоторных функций, памяти, внимания, креативности, коммуникативный тренинг, аутотренинг и т. п. Психотренинговые занятия, как правило, предъявляют незначительные требования к интеллектуальному и культурному уровню воспитанника.

   Психотерапия решает задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики (клинически ориентированная психотерапия), изменению отношений к социальному окружению и собственной личности (личностно ориентированная психотерапия).

   Также в качестве психологической поддержки используются многочисленные разновидности общепринятых групповых психотерапевтических методов:

  • арттерапия (музыкальное воздействие, караоке);
  • телесно- ориентированные методики;
  • методики на выработку групповых коммуникативных свойств;
  • гештальттерапевтические методы;
  • ролевые игры (сказкотерапия и др).

    Так как уровень сформированности познавательных процессов у детей с нарушенным слухом часто снижен, мотивация к трудовой деятельности недостаточна. Для решения этих проблем в образовательном учреждении разрабатываются программы психологической реабилитации.

    Программа психокоррекционного занятия направлена на развитие отдельных познавательных психических процессов и мотивационной готовности к трудовой деятельности.

При реализации мероприятий по психологической  реабилитации необходимо контролировать и подводить промежуточные итоги  это позволяет корректировать цели и задачи психологической реабилитации, модифицировать и совершенствовать методику реабилитационных мероприятий.

    В ходе психологической реабилитации лиц с нарушениями слуха  проводится  целенаправленная психологическая работа с их родителями, так как родители практически постоянно находятся в состоянии повышенного нервно-психического напряжения. Для успешной реабилитации необходима включённость родителей  в процесс реабилитации,   в силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления (восстановления) личности необходима организация среды (досуга, быта, обучения, воспитания), которая максимально  стимулирует это развитие (восстановление). Но недостаточно высокий общий социально-культурный уровень родителей, их невысокая информированность не позволяют достаточно эффективно решать задачи по созданию условий, благоприятных для реабилитации.

В процессе психологической работы с родителями  решаются  следующие задачи:

  • повышение уровня психического здоровья родителей, которое находится под постоянной угрозой в силу хронического стресса;
  • улучшение внутрисемейных отношений для благоприятного влияния на ребёнка;
  • расширение информированности родителей о потенциальных возможностях их ребёнка,  о способах и методах его лечения;
  • обучение родителей навыкам общения с ребёнком;
  • ознакомление родителей с психокорекционными и прихотерапевтическими приёмами.

    Таким образом, психологическое сопровождение в профессиональной подготовке занимает определенное место, так как в качестве объекта выступает не только воспитанник, но и его семья, ближайшее окружение.

    Результаты психологической реабилитации прямо и непосредственно предопределяют успешность профессионального обучения, трудоустройства детей с нарушением слуха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.   Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.

     Психодиагностика в целях профессиональной ориентации предполагает изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессии. Такая ориентация исследования личности от профессии наиболее распространённая и большинство тестов ориентировано именно на это.

    Первый этап профессиональной диагностики полагает выявление профессиональной направленности через изучение интересов, склонностей, эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

С этой целью  предлагаются следующие методы:

  1. ДДО, разработанный Е.А. Климовым.

Цель данной диагностики:  изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессией.

 Е.А. Климов («Путь в профессию», 1974) предложил всё многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от предметов труда, на которые они направлены:

  • «человек—природа» (предмет труда — растения, животные, микроорганизмы);
  • «человек—техника» (машины, механизмы);
  • «человек—человек» (человек, группы людей, коллективы);
  • «человек - знаковая система» (цифры, языки, символы, коды);
  • «человек - художественный образ» (изобразительное искусство, музыка, художественные образы и их элементы).

   ДДО  даёт важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях в рамках изложенной классификации профессий.

    Для работы с ДДО раздаются опросники и к ним листы ответов. Следует объяснить, что номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Поэтому ответить на вопрос — значит поставить плюс («да») или минус («нет») в той или иной клетке листа ответов. Требуется ответить на каждый вопрос без пропусков и каждый раз из двух предлагаемых возможностей «А» или «Б» одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) — минусом.

    Обработка листа ответов крайне проста. Подсчитывается количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляется соответствующая сумма в нижних клетках листа.

    Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям типа «человек-природа» (условное обозначение П), во втором — «человек — техника» (Т), в третьем — «человек — человек» (Ч), в четвертом — «человек — знаковая система» (3), в пятом — «человек — художественный образ» (X).

   После того как испытуемые ответили на все вопросы, можно для удобства проставить в верхних клетках столбцов их условные обозначения: П—Т—Ч—3—X.

    Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным видам деятельности.

  1. Методика «Карта интересов».

Цель:  изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессией.

     Методика «Карта интересов» выводит на конкретную область профессиональной деятельности: например, «человек—человек», к которой относятся педагогика, медицина, сфера обслуживания и т.д. Она представляет собой модифицированный вариант методики, разработанной А.Е. Голмштоком (1968). В данной методике представлены 24 различные сферы профессиональной деятельности. Опросник насчитывает 120 вопросов, таким образом, на каждую сферу отводится по 6 вопросов, ответы на которые заносятся в соответствующий  бланк — «Лист ответов».

  1. Тест «Предпочтительные виды  профессиональной деятельности».

Цель:  изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессией.

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха