Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
На четвертом этапе- этапе начальной профессионализации - происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного профессионального выбора.
Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самовыражении, выбор той или иной профессии подростком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.
Так, по данным В.С. Собкина,
для каждого второго школьника
в возрасте 15-16 лет оплата труда
выступает как значимый мотив(54,1%), а среди
17-18-летних ее отметили 28,1% опрошенных.
При этом на данном возрастном рубеже
повышается значимость таких мотивов,
как творческий характер труда, возможность
общения с людьми. Кроме того, отмечается
постепенное снижение идеологически клишированного
мотива «возможность принести пользу
людям». (Л.А. Головей, 1996г., с.44)
Глава 3
3.1. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
Психологическое сопровождение профессиональной ориентации – это система специальных целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации (Е.А. Климов, «Путь в профессию», 1974)
Чтобы провести любые мероприятия психологического сопровождения профессиональной ориентации ребёнка с нарушенным слухом, вначале назначается психодиагностика, с помощью которой происходит оценивание особенностей актуального психического развития подростка, возможности его развития, а также определяются показания к психологической помощи, формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются применения оптимальных вариантов методических приёмов и средств. Но чтобы обеспечить адекватное психологическое воздействие, необходима клинико-функциональная информация, характеризующая динамику и прогноз течения заболевания, сведения о социальном статусе воспитанника, его семьи и т. п.
Психологический аспект включает выявление
«зон ближайшего развития» как в сфере
психических процессов (внимание, память,
мышление, психомоторика), так и личностных
характеристик: мотивационных (идеалы,
установки, мотивы, желания, ценностные
ориентации, уровень притязаний), интеллектуальных
(умение ставить задачи и находить пути
их решения, продуктивность афферентного
синтеза, адекватность выдвигаемых гипотез,
ведущих к достижению цели, степень сформированности
сознательного самоконтроля за мыслительным
процессом), эмоционально-волевых
(эмоциональной выносливости, настойчивости,
решительности, целеустремленности, самообладания,
способности к преодолению препятствий
на пути к цели).
На диагностическом этапе определяются показания к психологическому сопровождению профильной ориентации слабослышащих детей:
В качестве показаний к психологической
поддержке в процессе профессиональной
подготовки могут также выступать условия
окружающей социальной среды, внутрисемейные
отношения.
Психологическое сопровождение включает диагностически обоснованную систему мероприятий, а именно:
Психологическое консультирование предполагает ориентацию школьников и их родителей в широком круге проблем взаимоотношений, общения и т. п., что позволяет конструктивно разрешать всевозможные жизненные ситуации, препятствующие самореализации личности.
Психокоррекция включает коррекцию отдельных свойств личности и характера (мотивов, интересов, установок, ценностных ориентации, уровня притязаний и т. п.) в целях возможности успешной и эффективной самореализации в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, профессиональной) при различных условиях социальной среды.
Психологический тренинг направлен на решение задач по восстановлению, развитию, формированию отдельных психических функций, умений, навыков, утраченных или ослабленных в силу особенностей заболевания или воспитания, что препятствует успешной самореализации личности.
В зависимости от характера нарушений выделяют тренинг психомоторных функций, памяти, внимания, креативности, коммуникативный тренинг, аутотренинг и т. п. Психотренинговые занятия, как правило, предъявляют незначительные требования к интеллектуальному и культурному уровню воспитанника.
Психотерапия решает задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики (клинически ориентированная психотерапия), изменению отношений к социальному окружению и собственной личности (личностно ориентированная психотерапия).
Также в качестве психологической поддержки используются многочисленные разновидности общепринятых групповых психотерапевтических методов:
Так как уровень сформированности познавательных процессов у детей с нарушенным слухом часто снижен, мотивация к трудовой деятельности недостаточна. Для решения этих проблем в образовательном учреждении разрабатываются программы психологической реабилитации.
Программа психокоррекционного занятия направлена на развитие отдельных познавательных психических процессов и мотивационной готовности к трудовой деятельности.
При реализации
мероприятий по психологической
реабилитации необходимо контролировать
и подводить промежуточные
В ходе психологической реабилитации лиц с нарушениями слуха проводится целенаправленная психологическая работа с их родителями, так как родители практически постоянно находятся в состоянии повышенного нервно-психического напряжения. Для успешной реабилитации необходима включённость родителей в процесс реабилитации, в силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления (восстановления) личности необходима организация среды (досуга, быта, обучения, воспитания), которая максимально стимулирует это развитие (восстановление). Но недостаточно высокий общий социально-культурный уровень родителей, их невысокая информированность не позволяют достаточно эффективно решать задачи по созданию условий, благоприятных для реабилитации.
В процессе психологической работы с родителями решаются следующие задачи:
Таким образом, психологическое сопровождение в профессиональной подготовке занимает определенное место, так как в качестве объекта выступает не только воспитанник, но и его семья, ближайшее окружение.
Результаты психологической реабилитации
прямо и непосредственно предопределяют
успешность профессионального обучения,
трудоустройства детей с нарушением слуха.
3.2. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
Психодиагностика в целях профессиональной ориентации предполагает изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессии. Такая ориентация исследования личности от профессии наиболее распространённая и большинство тестов ориентировано именно на это.
Первый этап профессиональной диагностики полагает выявление профессиональной направленности через изучение интересов, склонностей, эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
С этой целью предлагаются следующие методы:
Цель данной диагностики: изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессией.
Е.А. Климов («Путь в профессию», 1974) предложил всё многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от предметов труда, на которые они направлены:
ДДО даёт важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях в рамках изложенной классификации профессий.
Для работы с ДДО раздаются опросники и к ним листы ответов. Следует объяснить, что номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Поэтому ответить на вопрос — значит поставить плюс («да») или минус («нет») в той или иной клетке листа ответов. Требуется ответить на каждый вопрос без пропусков и каждый раз из двух предлагаемых возможностей «А» или «Б» одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) — минусом.
Обработка листа ответов крайне проста. Подсчитывается количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляется соответствующая сумма в нижних клетках листа.
Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям типа «человек-природа» (условное обозначение П), во втором — «человек — техника» (Т), в третьем — «человек — человек» (Ч), в четвертом — «человек — знаковая система» (3), в пятом — «человек — художественный образ» (X).
После того как испытуемые ответили на все вопросы, можно для удобства проставить в верхних клетках столбцов их условные обозначения: П—Т—Ч—3—X.
Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным видам деятельности.
Цель: изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессией.
Методика «Карта интересов» выводит на конкретную область профессиональной деятельности: например, «человек—человек», к которой относятся педагогика, медицина, сфера обслуживания и т.д. Она представляет собой модифицированный вариант методики, разработанной А.Е. Голмштоком (1968). В данной методике представлены 24 различные сферы профессиональной деятельности. Опросник насчитывает 120 вопросов, таким образом, на каждую сферу отводится по 6 вопросов, ответы на которые заносятся в соответствующий бланк — «Лист ответов».
Цель: изучение качеств и особенностей личности в соответствии с требованиями конкретной профессией.
Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха