Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.

Работа содержит 1 файл

диплом Улейкиной С.Н..doc

— 258.00 Кб (Скачать)

           Анализ действующего Базисного учебного плана (утверждённого приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объём предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

       Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом:

  • ориентировочно 2/3 объёма (или 2 учебных часа в неделю) отводить на 2 вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы;
  • оставшуюся часть (1/3 объёма)  предпрофильной подготовки, примерно 30-35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

      Предметные курсы – содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

    Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика, относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

      В рамках реализации Концепции профильного обучения курсы по выбору в 9-х классах кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор должны помочь в решении двух задач.

    Во-первых, создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Разница между прежними факультативами состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а курсы по выбору для всех (какие должен выбрать старшеклассник) и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика.

    Во-вторых, курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

   К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9 классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п.

      Информационная работа – это организованное знакомство учащихся 9 классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и другое.

      В качестве дополнительных возможностей  для организации предпрофильной  подготовки можно рекомендовать:

  • делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, боле активно применять проектные и исследовательские формы;
  • привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;
  • использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, «приближение» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;
  • использовать современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.);
  • использовать практику экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения по той или иной учебной дисциплине.

    В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу.

     В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток студентов с нарушенным слухом.

    Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

1.4. Анализ педагогической литературы

по  проблеме профильной подготовки детей с нарушением слуха.

    

      Независимо от того, будет ли введено профильное обучение в конкретной школе, предпрофильную подготовку должны осуществлять все образовательные учреждения. Это  является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися, имеющими отклонения в развитии, в связи с тем, что возникает ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования уже в выпускном классе основной школы.

   В  научной литературе появилось новое понятие, характеризующее весь процесс предпрофильной подготовки - профильная ориентация.

Профильная  ориентация – это компонент предпрофильной подготовки, представляющий собой специально организованную деятельность, направленную на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. (Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения», 1996, с.9).

     Профильная ориентация больше ориентирована на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Также отмечается, что «профильная ориентация способствует «…созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом» (Е.А. Климов, 1996).

       Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Условно эти этапы можно обозначить:

  • пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
  • основной (в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных образовательных ситуациях;
  • завершающий (по окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля в старшей школе.

Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующим содержанием, формами и методами, а также рядом условий, обеспечивающих успешность предпрофильной подготовки школьников.

    Необходимыми для формирования профильной ориентации школьников являются следующие условия:

  • взаимодействие школы, семьи, социума в осуществлении профильной ориентации: совместное планирование, определение целей и задач профильной ориентации, осуществление информационной и просветительской подготовки учащихся, учителей и родителей по актуальным вопросам профильной ориентации и предпрофильной подготовки, вовлечение родителей и социума в решение проблем профильной ориентации на основе равноправного сотрудничества;
  • обеспечение вариативного набора элективных курсов, удовлетворяющих потребностям учащихся и их родителей, направленных на формирование у школьников оптимистического отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Курсы должны расширять знания о различных профессиях, о мире труда, о собственных ресурсах;
  • создание совместно с представителями социума ресурса системы дополнительного образования для осуществления профессиональных проб с целью проявления творческой активности учащихся, в результате которых происходит соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, способствующее осознанному выбору направления дальнейшего обучения и профессионального пути.

         Анализ состояния проблемы профильной ориентации на этапе предпрофильной подготовки в педагогической теории и практике свидетельствует об определённых недоработках в решении этой проблемы, которые объясняются наличием ряда противоречий:

  • между отсутствием ясного образа социального будущего, ясных перспектив развития страны, общества  и необходимостью прогнозирования ребёнком собственного будущего;
  • между необходимостью выбора профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы и недостаточным развитием личностных качеств, связанным с отклонениями в здоровье;
  • между вынужденной необходимостью осуществления предпрофильной ориентации специальным коррекционным образовательным учреждением и нехваткой кадрового и материально-технического ресурса.

    Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра её возможных проблем выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является профориентационная работа, реализуемая с подростками, имеющими нарушения слуха.

     Совершенствование системы профессионального образования детей с нарушением слуха требует углубленного изучения особенностей этого процесса и выявления факторов, определяющих специфику и динамику его развития.

   Разработка проблемных вопросов трудовой и социальной адаптации глухих представлена целым рядом психолого-педагогических исследований (И.П.Акименко, В.М.Вельгус, А.П.Гозова, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Л.А.Новоселов, Г.Н.Пенин, И.В.Цукерман, В.Н.Чулков и др.). Этими исследованиями открылись пути разработки нормативной документации, оформления системы методической организации трудового обучения и профессионального образования детей с нарушенным слухом, внедрения в повседневную учебную практику.

      Анализ психологических особенностей развития лиц с нарушениями слуха позволил А.П. Гозовой («Дефектология», №5, 1983г.) выделить принципиальные подходы в ограничении рекомендованных профессий. Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где  необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры); используется акустическая сигнализация опасности;  работа ведётся на высоте;   требуется постоянный речевой контакт с окружающими.

      В исследованиях А. П. Гозовой и её последователей представлены основные фазы профориентации;

  • знание психологических и личностных особенностей претендентов на профессию;
  • изучение требований профессий, которые предполагалось рекомендовать людям с нарушениями слуха;
  • и, наконец, сопоставление данных, полученных при изучении указанных факторов, и принятие решения о возможности рекомендации данной профессии людям с нарушениями слуха.

   Благодаря этой работе «узкий круг бесполезных ремесел» (Л.С.Выготский) был расширен и качественно изменён. В него вошли и продолжают вводиться профессии, соответствующие новому этапу развития производства, — новые специальности в электротехнической, радиотехнической промышленности, металлообработке, строительстве, полиграфии, бытовом обслуживании, использовании компьютеров в разных сферах и т.д. («Дефектология», №5, 1983г.)

    Актуальность данных  исследований определяется необходимостью научного осмысления противоречивых процессов, возникших в сфере профессионального образования детей с нарушенным слухом в современных социально-экономических условиях, связанных с динамикой рынка труда и профессий, с изменяющимися общественно-личностными образовательными потребностями. 

Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха