Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:33, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
Анализ действующего Базисного учебного плана (утверждённого приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объём предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.
Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом:
Предметные курсы – содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.
Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика, относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).
В рамках реализации Концепции профильного обучения курсы по выбору в 9-х классах кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор должны помочь в решении двух задач.
Во-первых, создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Разница между прежними факультативами состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а курсы по выбору для всех (какие должен выбрать старшеклассник) и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика.
Во-вторых, курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.
К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9 классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п.
Информационная работа – это организованное знакомство учащихся 9 классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и другое.
В качестве дополнительных
В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу.
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток студентов с нарушенным слухом.
Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.
1.4. Анализ педагогической литературы
по проблеме профильной подготовки детей с нарушением слуха.
Независимо от того, будет ли введено профильное обучение в конкретной школе, предпрофильную подготовку должны осуществлять все образовательные учреждения. Это является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися, имеющими отклонения в развитии, в связи с тем, что возникает ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования уже в выпускном классе основной школы.
В научной литературе появилось новое понятие, характеризующее весь процесс предпрофильной подготовки - профильная ориентация.
Профильная ориентация – это компонент предпрофильной подготовки, представляющий собой специально организованную деятельность, направленную на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. (Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения», 1996, с.9).
Профильная ориентация больше ориентирована на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Также отмечается, что «профильная ориентация способствует «…созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом» (Е.А. Климов, 1996).
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Условно эти этапы можно обозначить:
Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующим содержанием, формами и методами, а также рядом условий, обеспечивающих успешность предпрофильной подготовки школьников.
Необходимыми для формирования профильной ориентации школьников являются следующие условия:
Анализ состояния проблемы профильной ориентации на этапе предпрофильной подготовки в педагогической теории и практике свидетельствует об определённых недоработках в решении этой проблемы, которые объясняются наличием ряда противоречий:
Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра её возможных проблем выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является профориентационная работа, реализуемая с подростками, имеющими нарушения слуха.
Совершенствование системы профессионального образования детей с нарушением слуха требует углубленного изучения особенностей этого процесса и выявления факторов, определяющих специфику и динамику его развития.
Разработка проблемных вопросов трудовой и социальной адаптации глухих представлена целым рядом психолого-педагогических исследований (И.П.Акименко, В.М.Вельгус, А.П.Гозова, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Л.А.Новоселов, Г.Н.Пенин, И.В.Цукерман, В.Н.Чулков и др.). Этими исследованиями открылись пути разработки нормативной документации, оформления системы методической организации трудового обучения и профессионального образования детей с нарушенным слухом, внедрения в повседневную учебную практику.
Анализ психологических особенностей развития лиц с нарушениями слуха позволил А.П. Гозовой («Дефектология», №5, 1983г.) выделить принципиальные подходы в ограничении рекомендованных профессий. Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры); используется акустическая сигнализация опасности; работа ведётся на высоте; требуется постоянный речевой контакт с окружающими.
В исследованиях А. П. Гозовой и её последователей представлены основные фазы профориентации;
Благодаря этой работе «узкий круг бесполезных ремесел» (Л.С.Выготский) был расширен и качественно изменён. В него вошли и продолжают вводиться профессии, соответствующие новому этапу развития производства, — новые специальности в электротехнической, радиотехнической промышленности, металлообработке, строительстве, полиграфии, бытовом обслуживании, использовании компьютеров в разных сферах и т.д. («Дефектология», №5, 1983г.)
Актуальность данных исследований
определяется необходимостью научного
осмысления противоречивых процессов,
возникших в сфере профессионального
образования детей с нарушенным слухом
в современных социально-экономических
условиях, связанных с динамикой рынка
труда и профессий, с изменяющимися общественно-личностными
образовательными потребностями.
Информация о работе Формирование профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха