Повышение качества обслуживания за счет стимулирования работы персоналаа

Автор: t*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в совершенствовании системы управления персоналом, направленной на повышение эффективности работы. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
─ рассматриваются теоретические основы системы управления персоналом организации;
─ даётся оценка состоянию системы управления персоналом в анализируемой организации;
─ разрабатываются меры по повышению эффективности системы управления персоналом организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом организации 7
1.1.Основные элементы системы управления персоналом 7
1.2.Процесс функционирования системы управления персоналом 16
1.3.Принципы и методы построения системы управления персоналом 24
Глава 2. Анализ состояния системы управления персоналом ООО санаторий (курорт) «Краинка» 33
2.1.Краткая характеристика организации 33
2.2.Анализ эффективности использования персонала организации 41
2.3.Анализ системы управления персоналом организации 50
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом 61
3.1.Повышение эффективности мотивации персонала организации 61
3.2.Управление трудовой дисциплиной и конфликтами в организации 74
3.3.Внедрение эффективной системы адаптации в организации 85
Заключение 92
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать)

      Подбор  кандидатов является основой следующего этапа – отбора будущих сотрудников  предприятия. На этапе отбора происходит: первичное знакомство с претендентами (собеседование); сбор и обработка  информации о них по определённой системе; оценка качеств и составление достоверных «портретов»; сопоставление фактических качеств претендентов и требований должности; сравнение кандидатов на одни должности и выбор наиболее подходящих; назначение или утверждение кандидатов в должности, заключение с ними трудового договора.

      Результаты  ознакомительного собеседования обычно позволяют отсеять сразу же до 80-90% кандидатов, а для оставшихся выбрать наиболее подходящие способы  дальнейшей проверки и изучения психологических  и профессиональных качеств. Один из способов проверки претендентов – тестирование, предназначенное как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, зрительную память, владение смежными операциями, аналитичность мышления, аккуратность, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные склонности [7, с.74].

      Завершает отбор собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них. При согласии сторон заключается трудовой договор и оформляется назначение на должность.

  1. После зачисления на предприятие нового работника вводят в должность, помогая ему сократить период адаптации в коллективе – приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде. При введении в должность непосредственный руководитель представляет нового работника коллективу, знакомит с подразделением и обстановкой в нём, подробно излагает требования, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространённых ошибках в работе. В результате каждый новый работник должен знать общие правила, требования к работе, стандарты её выполнения, процедуры подачи жалоб; действия в случае опоздания или болезни и др. Руководитель инструктирует нового работника, контролирует его первые шаги, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации.

      По  уровню различают первичную (для  лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, а по направленности – профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, её тонкостей, специфики, необходимых навыков, приёмов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

      Психофизиологическая  адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от естественных реакций человека, характеристики самих условий [14, с.55].

      Социально-психологическая  адаптация – это адаптация  к коллективу и его нормам, к  руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого опыта и переоценки значения теоретических знаний и инструкций.

  1. Одной из основных функций системы управления персоналом являются профессиональная подготовка (обучение) и повышение квалификации работников предприятия. Существует несколько видов обучения:
    • без отрыва и с отрывом от производства в специальных учреждениях;
    • через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
    • самообразование без аттестации; на рабочем месте.

      Внутрипроизводственное  обучение относится к непосредственным задачам линейного руководителя и составляет неотъемлемую часть  стратегии развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки. Для организации процесса обучения специалиста используют модель систематического обучения, которая может применяться менеджерами по управлению персоналом в качестве основы для работы (рис.2). 

      

      Рис.2. Модель систематического обучения 

      Определение потребностей в обучении может проводиться на различных уровнях (предприятия, подразделения, рабочие места). Они зависят от результатов освоения новой работы, перевода на новую работу, продвижения по службе, внесения изменений в законодательство, при реорганизации, аттестации и др. Заключительный этап состоит в оценке результатов обучения, которая включает итоги обучения, определение степени подготовки, экономическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат [17, с.132].

  1. Оценка персонала на предприятии представляет собой традиционную аттестацию, которая проводится в несколько этапов (рис.3).

      

      Рис.3. Процесс аттестации

      В соответствии с принятой в России практикой аттестация должна проводиться  периодически не реже одного раза в  три – пять лет. Периодическая оценка сотрудников побуждает руководителей к более интенсивному критическому рассмотрению их потенциальных возможностей.

      Подготовка  к проведению аттестации организуется службой управления персоналом. Она  включает: подготовку необходимых документов на аттестуемых; выработку графиков проведения аттестации; определение состава аттестационных комиссий и их подготовку; подготовку сотрудников – разъяснительную работу о целях и порядке проведения аттестации.

      На  каждого работника, подлежащего  аттестации, не позднее, чем за две недели до начала её проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и размеру оплаты труда; профессиональной компетентности; отношения к работе; выполнения должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не позднее, чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации, составы аттестационных комиссий утверждаются руководителем предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не позднее, чем за две недели  до начала аттестации.

      В состав аттестационных комиссий включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты. Председателем аттестационной комиссии назначается, как правило, заместитель директора предприятия. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого [27, с.164].

      Результаты  аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии. Директор предприятия с учётом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих размеров оплаты труда. Служба управления персоналом готовит справку и приказ об итогах аттестации, составляет совместно с руководством предприятия план вытекающих из них мероприятий.

  1. Весьма важной функцией управления персоналом выступает умение управлять конфликтами на предприятии. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей. Существует много причин возникновения конфликтов. Обычно это недостатки в организации производства, управления и труда, неправильные действия руководителя и подчинённых, психологическая несовместимость людей, нарушение трудового законодательства [13, с.76].

      По  направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К горизонтальным относятся конфликты, в которых не участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга; к вертикальным – те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.

      По  значению для предприятия конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Первые бывают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, вторые – когда нарушаются нормы поведения, не учитываются интересы сторон. Кроме того, конфликты могут быть деловыми и личностными.

      Разрешение  конфликта представляет собой полное или частичное устранение причин, их породивших, либо изменение целей  участников конфликтов. Для этого  требуется:

  • постоянная работа по улучшению условий труда, совершенствованию его оплаты, улучшению организации производства;
  • строгое следование трудовому законодательству;
  • соблюдение служебной этики;
  • учёт ожиданий подчинённых.

      Для управления конфликтом также можно  использовать две стратегии: предупреждения и разрешения. Стратегия предупреждения конфликта представляет собой мероприятия организационного и разъяснительного характера. Стратегия разрешения конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти решение, которое не только исключает чьё-то поражение, но и указывает направления дальнейших действий.

      Система работы с персоналом, обеспечивая  единое и комплексное воздействие  на весь персонал организации в целом, во-первых, интегрирует управление персоналом в общую систему управления предприятием, увязывает его со стратегическими установками и корпоративной культурой, а также с планированием производства, сбыта, повышения качества продукции, работ, услуг; во-вторых, включает развёрнутую систему постоянных и программных мероприятий по регулированию занятости, планированию рабочих мест, организации отбора, расстановки и подготовки кадров, прогнозированию содержания работ; в-третьих, предполагает тщательный учёт качеств и профессиональных характеристик работников, а также результатов их деятельности; в-четвёртых, предусматривает пропагандистскую и воспитательную работу с работниками предприятия; в-пятых, осуществляет меры по совершенствованию механизма кадровой работы [24, с.118].

      Таким образом, система управления персоналом, содействуя достижению наибольшей эффективности  предприятия, включает:

  • помощь предприятию в достижении её целей;
  • эффективное использование потенциала работников;
  • обеспечение предприятия квалифицированными и заинтересованными работниками своей работой, к их наиболее полному самовыражению;
  • развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу на этом предприятии;
  • связь службы управления персоналом со всеми работниками;
  • помощь в обеспечении хорошего морального климата.

      В целом, система управления персоналом соединяет все компоненты в единое целое и позволяет наладить их эффективное взаимодействие.

      1.3. Принципы и методы  построения системы  управления персоналом

      Для успешной работы организации при  построении системы управления персоналом следует опираться на ряд основных принципов, которые:

  • характеризуют требования к формированию системы управления персоналом;
  • определяют направление развития системы управления персоналом.

      Принципы  определяют: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплину, единоначалие, единство направления, подчинённости  личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизацию, справедливость, стабильность рабочего места для  персонала, корпоративный дух [30, с.153].

      Общепринятыми являются следующие принципы построения системы управления персоналом организации:

      ─ правовой защищённости управленческого  решения – включает знание действующего законодательства и принятие управленческих решений только с учётом соответствия этих решений действующим правовым актам;

      ─ оптимизации управления – стремление повысить эффективность управляемой  системы и соблюдать нормы  управляемости;

      ─ соответствия порученной работы интеллектуальным м физическим возможностям исполнителя;

      ─ автоматического замещения отсутствующего на основе действующих служебных  должностных инструкций и формального  регулирования;

Информация о работе Повышение качества обслуживания за счет стимулирования работы персоналаа