Повышение качества обслуживания за счет стимулирования работы персоналаа

Автор: t*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в совершенствовании системы управления персоналом, направленной на повышение эффективности работы. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
─ рассматриваются теоретические основы системы управления персоналом организации;
─ даётся оценка состоянию системы управления персоналом в анализируемой организации;
─ разрабатываются меры по повышению эффективности системы управления персоналом организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом организации 7
1.1.Основные элементы системы управления персоналом 7
1.2.Процесс функционирования системы управления персоналом 16
1.3.Принципы и методы построения системы управления персоналом 24
Глава 2. Анализ состояния системы управления персоналом ООО санаторий (курорт) «Краинка» 33
2.1.Краткая характеристика организации 33
2.2.Анализ эффективности использования персонала организации 41
2.3.Анализ системы управления персоналом организации 50
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом 61
3.1.Повышение эффективности мотивации персонала организации 61
3.2.Управление трудовой дисциплиной и конфликтами в организации 74
3.3.Внедрение эффективной системы адаптации в организации 85
Заключение 92
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать)

      

      Таким образом, только 7,25% опрошенного персонала  организации удовлетворены существующей системой мотивации. Большинство сотрудников  организации ставят под сомнение эффективность системы мотивации, особенно в части её разработки в интересах персонала. Проводимые мотивационные мероприятия не соответствуют существующей описанной системы мотивации и внутреннего распорядка, и в большинстве случаев определяются исходя из мнения руководителя.

      Было  проведено исследование связи мотивационных типов сотрудников ООО санаторий (курорт) «Краинка»  с эффективностью и результативностью их работы применительно к конкретным должностям в организации по методике «типологическая модель трудовой мотивации». Согласно этой модели можно выделить два класса мотивации («избегательная» и «достижительная»), внутри которых существуют пять типов:

    • инструментальный – направленность на зарплату и другие блага, получаемые за труд;
    • патриотический – ориентация на принадлежность к коллективу, разделение общих ценностей и целей организации, приверженность ей;
    • профессиональный – акцентирование на содержании труда и возможности проявить себя;
    • хозяйский (мотивация руководящих сотрудников) – ориентация на автономность и дополнительную ответственность за себя и окружающих;
    • избегательный – стремление к минимизации собственных усилий с единственным условием – избежать наказания [4, с.43].

      Естественно, выделенные типы мотивации не встречаются  в чистом виде, а в каждом человеке представляют определённое сочетание (рис.9).

      

      Рис.9. Сочетание типов  трудовой мотивации 

      На  первом этапе исследования интервьюировались  менеджеры для выявления наиболее эффективных, а также проводилось  тестирование работников организации  с целью определения мотивационного профиля персонала. Опросник для них имел следующую структуру:

  1. Ценности работы (что особенно нравится в ней, причины желания/нежелания сменить место деятельности, ориентации при выборе новой работы).
  2. Доход (отношение к заработку, другим источникам дохода).
  3. Оценка различных аспектов и отношений в организации (принципы построения системы коммуникаций между сотрудником и организацией, причины непонимания и конфликтов между администрацией и персоналом, проявление инициативы, коллективная деятельность, преодоление сложностей, продвижение в должности, качество работы, контроль).

      На  втором этапе обрабатывалась каждая заполненная анкета и составлялся  индивидуальный мотивационный профиль  опрашиваемого. В итоге получилась структура трудовой мотивации сотрудника, выраженная коэффициентами (индексами мотивации). Далее производилась статистическая обработка результатов тестирования для коллектива каждой службы отдельно и организации в целом. На третьем этапе был выработан перечень рекомендуемых форм стимулирования соответственно мотивационному профилю ООО санаторий (курорт) «Краинка». Опишем выявленные с помощью данной методики типы более детально.

      ─ Инструментальный. Работник ООО санаторий (курорт) «Краинка»  с данным типом мотивации требует чёткости процедуры начисления зарплаты, характеризуется развитым социальным достоинством (уверенность в способности обеспечить своим трудом достойные условия жизни для себя и семьи). Этот тип широко представлен в структуре трудовой мотивации персонала ООО санаторий (курорт) «Краинка». В данном исследовании его можно считать достаточно развитым, если его индекс – 0,30.

      ─ Профессиональный. Предпочитает выполнять  инновационные, неповторяющиеся виды работ, сложные задания, с которыми может справиться далеко не каждый сотрудник. Отличается стремлением к постоянному самосовершенствованию и развитым профессиональным достоинством. Этот тип относительно широко распространён среди высококвалифицированных молодых специалистов. В данном исследовании профессиональный тип развит, если его индекс – 0,25.

      ─ Патриотический. Разделяет цели организации  и связывает личный успех с  её эффективным функционированием, готов активно участвовать в  реализации стратегических программ, особенно если об этом будет регулярно  информирован коллектив. Данный тип  развит, если его индекс – 0,27.

      ─ Хозяйский. Характеризуется высокой  и добровольно принимаемой на себя (разделяемой) ответственностью за порученное дело, поэтому отличается стремлением к максимальной самостоятельности  в работе и неприязнью к постоянному  контролю. Этот вид мотивации у наёмного персонала встречается относительно редко. В данном исследовании можно считать хозяйский тип развитым у людей рабочих профессий, если его индекс – 0,13; у руководителей и специалистов – 0,17.

      ─ Избегательный. Отличается ориентацией на минимизацию трудовых усилий и повышенным страхом перед наказанием. Работники с таким типом мотивации не стремятся к достижению высоких результатов, не проявляют активность, не ориентированы на повышение своей квалификации. При этом такой подчинённый удобен: ему можно поручить задание, на которое не согласятся сотрудники других типов мотивации. Он согласен на достаточно низкий заработок и выступает за уравнительность, чрезвычайно зависим от руководителя и принимает это положение как должное. Кроме того, работник с избегательной мотивацией – единственный, по отношению к которому административный стиль управления может быть эффективным. В данном исследовании можно считать избегательный тип развитым среди представителей рабочих профессий, если его индекс – 0,19; у руководителей и специалистов – 0,13.

      Среди протестированных работников ООО санаторий (курорт) «Краинка»  представлены все типы мотивации. При этом самыми распространёнными на основе принятых для данного исследования норм оказались профессиональный и избегательный (таблица 20). 
 
 

      Таблица 20

      Общая структура мотивации  сотрудников ООО  «»

Типы  мотивации Индексы по группе
Инструментальная 0,22
Профессиональная 0,31
Патриотическая 0,28
Хозяйская 0,13
Избегательная 0,19
 

      Относительно  высокий уровень избегательной мотивации должен насторожить руководство ООО «», поскольку она практически неустранима, а работники с таким типом мотивации не стремятся к достижению высокий результатов, так как стратегические цели организации не мобилизуют их. Большая распространённость избегательного типа объясняется, скорее всего, высокой долей рутинного, однообразного труда, а также относительно низким уровнем зарплат в ООО санаторий (курорт) «Краинка». Из пяти приведённых выше типов мотивации три допускают работу с невысокой оплатой: патриотический, хозяйский и избегательный. Патриотизм необходимо воспитывать и поддерживать специальным комплексом мер, так как в ООО санаторий (курорт) «Краинка»  он находится на среднем уровне. Полноценное стимулирование хозяйского типа мотивации доступно только для офисных работников и руководителей. Соответственно реакцией персонала на понижение уровня дохода может стать рост «избегательности».

      Что касается отдельных социальных групп, то существенных различий в структуре  мотивации мужчин и женщин в коллективе выявлено не было. Резкий всплеск избегательной мотивации происходит среди людей в возрасте от 36 до 50 лет. Для небольшой группы сотрудников старшего возраста снижается значимость самих выполняемых обязанностей: на первое место выходят взаимоотношения с коллективом и руководством, атмосфера в организации. Молодые люди, как правило, полны надежд и оптимизма, а работа на исполнительском уровне действует на них подавляюще, что может несколько снижать их самоотдачу.

      Существенные  различия в мотивации наблюдаются у людей с разным стажем работы в ООО санаторий (курорт) «Краинка». У новичков (до одного года) преобладает страх перед неудачей и наказанием. Возможно, это связано с адаптацией к новому коллективу, что всегда является стрессом. Сотрудники, проработавшие от года до трёх лет, наиболее патриотичны и верны своей организации. У самых же опытных сотрудников (со стажем в организации свыше 5 лет), наоборот, наблюдается снижение патриотизма. Для них на первое место выходит содержание и значимость выполняемой работы, они наиболее ответственны и самостоятельны, что особенно важно для руководящих должностей.

      Структура мотивации руководителей и специалистов в целом отражает картину по ООО  санаторий (курорт) «Краинка»: преобладают профессиональный и избегательный (таблица 21).

      Таблица 21

      Распределение мотивационных типов

Типы мотивации Индекс
Специалисты Руководители
Инструментальная 0,22 0,19
Профессиональная 0,32 0,39
Патриотическая 0,29 0,26
Хозяйская 0,10 0,19
Избегательная 0,17 0,10
 

      Образцовые  показатели имеют линейные руководители: из 7 человек четверо имеют выраженную для управленческой деятельности хозяйскую  мотивацию. При этом уровень «избагательности»  у этой категории персонала самый  низкий в ООО санаторий (курорт) «Краинка». Именно менеджеры являются опорой для руководства организации и вносят значительный вклад в её развитие.

      Рекомендации  по разработке системы  стимулирования персонала

      Различным мотивационным типам соответствуют  определённые формы стимулирования:

  • негативные – наказания, угроза потери рабочего места;
  • денежные – заработная плата, включая все вида премий и надбавок;
  • натуральные – аренда жилья, предоставление автомобиля;
  • моральные – грамоты, почётные знаки;
  • забота о сотруднике – создание условий для отдыха;
  • организационные – условия работы, её содержание и организация [8, с.17].

      Реакция работника ООО санаторий (курорт) «Краинка»  на стимул будет происходить в соответствии с его мотивационным профилем и может быть положительной, нейтральной, отрицательной. Связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них видами стимулирования приведена в таблице 22.

      Таблица 22

      Соответствие  мотивационных типов  и видов стимулирования

Виды стимулирования Мотивационный тип
Инструмент. Профессион. Патриотич. Хозяйский Избегат.
Негативные Нейтральна Запрещена Применима Запрещена Базовая
Денежные Базовая Применима Нейтральна Применима Нейтральна
Натуральные Применима Нейтральна Применима Нейтральна Базовая
Моральные Запрещена Применима Базовая Нейтральна Нейтральна
Забота о работнике Запрещена Запрещена Применима Запрещена Базовая
Организационные Нейтральна Базовая Нейтральна Применима Запрещена
 

      Исходя  из того, что каждому  типу работников ООО «соответствует свой вид мотивации, необходимо разработать систему стимулирования персонала организации. Поскольку мотивационный профиль организации – профессионально-избегательный, то для сотрудников этих типов основной формой стимулирования станет обеспечение значимого социального пакета (оптимального для избегательного типа).

Информация о работе Повышение качества обслуживания за счет стимулирования работы персоналаа