Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть принципы теории организации.
Для достижения цели следует решить задачи:
1.Определить модели организационных систем,
2. Рассмотреть содержание принципов организации,
3.Описать принципы организации, характерные для жизнедеятельности организации на современном этапе,
4.Дать оценку реализации принципов организации на конкретном примере.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Методология принципов современных организаций………………. 3
1.1. Понятие организации и модели организационных систем в условиях рыночной экономики …………………………………………………………. 3
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации …………………………………………………………………… 8
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации…………… 12
Глава 2. Характеристика структурных, процессных и принципов обратной связи в современной организации (на примере СГМУТП «Книга»)………………………………………… 20
1.1. Организационно – экономическая характеристика СГМУТП «Книга» . 20
2.2. Оценка соответствия деятельности общим принципам организации … 22
2.3. Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления ……………………………….. 26
Глава 3. Выполнение принципов конечного результата в СГМУТП «Книга»……………………………………………………………. 31
2.3. Оценка реализации принципа конкурентности ………………………… 31
3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности …... 35
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41
В основе бюрократической модели организации лежат рационализация поведения человека в коллективе и стандартизация его деятельности. Власть в организации строится на принципах компетентности и рационального ее распределения между работниками организации.
Естественная модель свидетельствует о том, что организация объективно функционирует как составная часть всеобщей природы и самоорганизуется в ней сообразно целям своего развития.
Политическая модель организации заключается в выработке и согласовании политики ее деятельности, что достигается путем переговоров. В центре жизнедеятельности организации находятся взаимодействия личных и групповых интересов субъектов целеполагания.
Организация как «дело» имеет свою логику функционирования, которая подчинена исключительно «делу» (например, мафия, партийные организации, религиозные секты и т. п.).
Приведенные модели, с одной стороны, отражают только отдельные стороны организаций вообще, а с другой – могут сочетаться одновременно в отдельно взятой организации [8, с.74].
Но
при всей кажущейся заданности, организации
имеют собственную логику развития,
направленную на преодоление противоречий
между планомерностью и спонтанностью,
индивидуальным и общим, разделением и
объединением.
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации
Организации развиваются не сами по себе, деятельность каждой из них основана на зависимостях, законах и закономерностях [11, с.184]. Зависимость – основа формирования закона, показывающая связь между входным воздействием и результатом его преобразования. Зависимости делятся на объективные (формируется независимо от воли и сознания людей) и субъективные (вырабатываются руководителем или специалистами на какое-то ограниченное время для реализации корпоративных целей). Зависимости могут быть кратковременными (например, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его личной производительности) [13, с.90-96].
Также зависимости можно разделить на моральные (связаны с соблюдением в обществе норм поведения) и аморальные (связаны с обычаями, которые нарушают международные права человека). Иногда зависимости подразделяют на общие и частные, детерминированные и вероятностные.
Понятие закона вытекает из понятия зависимости. Условия перерастания зависимости в закон: 1) фиксация зависимости в законодательных документах; 2) приобретение зависимостью статуса общепринятой для большого количества организации; 3) признание и поддержка зависимости учеными. Закон – это устойчивая объективная связь явлений или событий, которая присуща достаточно большому числу организаций и обладает повторяемостью в сходных условиях.
Социальные законы определяют отношения между работниками и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях. В отличие от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает рассматривать его не как постоянную характеристику, а как некоторую тенденцию, имеющую определенную степень достоверности. Проявление действия законов социальных организаций всегда содержит элемент неопределенности, так как развитие организации связано с деятельностью людей. Типы неопределенностей: неизвестность (для вновь созданной организации изменения в политической ситуации: обвал цен, войны), случайность (факторы, подчиняющиеся социальным законам) и расплывчатость (формулировка закона, допускающая неоднозначность толкования).
Законы имеют большое значение для деятельности организации, так как формируют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют оценивать возникающие ситуации, позволяют анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях. Законы, также как и закономерности, можно разделить на объективные (законы организации) и субъективные (законы для организаций) [7, с.121].
Законы и закономерности имеют механизм действия (формирование зависимости выходных параметров от входных) и механизм использования (набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия). Для эффективной деятельности организации необходимо, чтобы данные механизмы были согласованы между собой.
В теории организации сформулированы также и принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций[9, с.211].
Итак, принцип – оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер. Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.
С
изменениями экономической
– Общие – для всех организаций и ситуаций;
– Частные и ситуационные – характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации;
– Динамического или статического состояния, характерные для определенной организации.
Помимо этого, в литературе принципы организации подразделяются на три группы (рис. 1). [12, с.182].
Рис. 1 – Принципы организации
Правильно
сформированная организация должна
отвечать всем признакам.
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации
Рассмотрим конкретно группы принципов организации.
Принцип обратной связи: социально-экономические системы – это открытые и неравновесные системы. Их регулирование возможно по принципу обратной связи. Любая система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Между ними имеются разнообразные коммуникационные связи, являющиеся каналами передачи управленческой информации, циркуляция которой позволяет установить соотношение между информацией на входе и выходе управляемой системы. Сопоставление уровней информации дает возможность оценить состояние как управляемой подсистемы в целом, так и отдельных ее элементов. Оценка информации субъектом управления должна быть оперативной и достоверной, чтобы не произошла потеря качества управления [6, с.133].
Принцип развития (необратимое направленное изменение системы): движение неравновесной системы к притягателю устойчивости, которое обеспечивается благодаря отклонениям значений величин от их средних значений на любом из этапов жизненного цикла организации. Различают две формы развития: эволюционную (постепенное количественное и качественное изменение) и революционную (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния системы, процесса управления к другому). Существует прогрессивное и регрессивное развитие, которое может вначале охватывать не всю систему, а только какой-либо ее компонент.
Принцип конкурентности: жизнеспособность организации зависит от степени соревновательных начал, которые выявляют наиболее эффективные пути развития [11, с.92].
Принцип дополнительности: амбивалентный подход к раскрытию функционирования и развития организаций – это сочетание в организации, с одной стороны, объективных, устойчивых тенденций, равновесных, организованных, прогнозируемых начал; а с другой стороны – случайных, неустойчивых, стихийных, самопроизвольных, вероятностных, непрогнозируемых начал.
Три принципа соответствия:
1) целей и ресурсов: ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами. Данному принципу соответствует программно-целевая технология процесса производства и разработки решений, условия использования которой следующие: а) штат работников должен составлять 100-2000 чел.; б) время выполнения задания не должно превышать 1 год с момента его выдачи; в) доступность управленческих и производственных ресурсов должна обеспечиваться в срок; г) разделение управленческого и производственного труда должно быть ярко выраженным; д) выпуск серийной и массовой продукции должен осуществляться в течение длительного срока;
2) распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный (выполняет административную, технологическую или патронажную функцию) и любое количество функциональных руководителей при выполнении конкретной работы;
3) эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат] (рис. 2).
Рис.2 - Принципы организации
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: необходимо, чтобы было найдено наилучшее сочетание объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления. Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение организаций или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы является: снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала [13, с.122].
Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Например, ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.
Принцип ритмичности и синхронизации: производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов для обеспечения согласованности производительности труда на различных участках единого технологического процесса. При этом среди производственных подразделений надо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие процессы или подразделения организации. Динамика рыночных отношений требует гибкости в организации бизнес-процессов: что-то временно усилить, кого-то выделить, переориентировать на новые подразделения или процессы [9, с.156].
Частные и ситуационные принципы организации имеют ограниченное распространение в организациях, они обусловлены складывающейся ситуацией или особым характером деятельности. Их подразделяют на следующие группы: 1) применяемые в различных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой); 2) применяемые в процессе различных видов организационной деятельности (принципы госслужбы, принципы управления персоналом); 3) управления организацией.
Например, американский исследователь Д. Коллинз при формировании команды рекомендует руководствоваться следующими принципами:
– «руководство осуществляется при помощи вопросов, а не ответов»;
– «обсуждаются ошибки, а не обвиняются работники»;
– «при неудачах руководитель смотрит в зеркало, а при удачах в окно».
Принцип
приоритета цели: наивысший приоритет
имеет цель в системе «цель-задачи-функции-
Принцип приоритета функции над структурой: наивысший приоритет имеет функция в системе «функция-структура». Руководитель сначала формирует набор необходимых функций, затем в соответствии с ним создает организационную структуру.