Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть принципы теории организации.
Для достижения цели следует решить задачи:
1.Определить модели организационных систем,
2. Рассмотреть содержание принципов организации,
3.Описать принципы организации, характерные для жизнедеятельности организации на современном этапе,
4.Дать оценку реализации принципов организации на конкретном примере.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Методология принципов современных организаций………………. 3
1.1. Понятие организации и модели организационных систем в условиях рыночной экономики …………………………………………………………. 3
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации …………………………………………………………………… 8
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации…………… 12
Глава 2. Характеристика структурных, процессных и принципов обратной связи в современной организации (на примере СГМУТП «Книга»)………………………………………… 20
1.1. Организационно – экономическая характеристика СГМУТП «Книга» . 20
2.2. Оценка соответствия деятельности общим принципам организации … 22
2.3. Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления ……………………………….. 26
Глава 3. Выполнение принципов конечного результата в СГМУТП «Книга»……………………………………………………………. 31
2.3. Оценка реализации принципа конкурентности ………………………… 31
3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности …... 35
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41
В таблице указаны основные факторы, определяющие успех предприятия на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значения факторов. Баллы проставляются в каждой графе таблицы (0 – соответственно в наиболее слабые позиции по параметру оценки конкурентоспособности, 5 – доминирующая позиция на рынке), а затем эти оценки суммируются.
Представленные в таблице данные можно прокомментировать следующим образом. Как видно, общая рейтинговая оценка СГМУТП «Книга» конкурентоспособности находится на низком уровне. Явным лидером по параметрам конкурентоспособности является сеть магазинов «Роллер» - общая рейтинговая оценка составляет 22,9 балла.
Проанализируем
параметры
Самым низким рейтинговым
Важнейшим вопросом торговой организации является вопрос ценообразования на реализуемые товары. С одной стороны, необходимо установить такую цену, которая приносила бы организации прибыль, а с другой – цену, удовлетворяющую запросы покупателей. При установлении цен любая организация должна стремиться к уровню, обеспечивающему максимальный объем прибыли.
Особенностью формирования доходов торгового предприятия является то, что составным элементом розничной цены является наценка (надбавка). Торговая надбавка для розничного торгового предприятия – это разница между розничной и оптовой ценой товара. Известно, что надбавка может устанавливаться больше или меньше, соответственно от этого зависит цена реализуемого товара. Таким образом, надбавка может повлиять на цену.
Но, с другой стороны, размер надбавки может повлиять и на спрос на данный товар, то есть проявиться закон спроса. Поэтому предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот — при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки. В зависимости от применяемой рыночной стратегии предприятием выбирается определенная форма осуществления ценовой политики. В настоящее время применяются следующие стратегии ценообразования:
1. Стратегия высоких цен, когда предприятие устанавливает высокие цены в расчете на конкретный сегмент рынка.
2.
Стратегия средних цен,
3. Стратегия низких цен с целью проникновения на рынок.
4.
Стратегия льготных цен (для
привлечения покупателей,
В СГМУТП «Книга» используется стратегия высоких цен, поскольку цены рассчитаны на конкретный сегмент рынка.
На
предприятии используется метод
ценообразования «издержки+
3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности
Рассмотрим также наличие такого важного для современной организации принципа соответствия, как эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат] (рис.3). [14, с.83].
Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются товарооборот, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия.
В СГМУТП «Книга» используется краткосрочное стратегическое бизнес – планирование. Используется стратегия оптимальных издержек.
В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Предприятие имеет двойное налогообложение, связанное с различными формами реализации товара (наличный и безналичный расчет).
Реализация
товара через розничную торговлю
проводится по безналичному расчету. У
предприятия заключен договор с
Сбербанком, где открыт расчетный
счет и перечисляются средства, в
том числе выручка через
Финансовый контроль на предприятии проводится как государственный, так и внутрихозяйственный. Последний проводится бухгалтерией и финансовыми службами самого предприятия. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми операциями, связанными с финансами.
Особенности организации финансов СГМУТП «Книга» заключаются в следующем: имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество СГМУТП «Книга» находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Реализация предпринимательской функции ограничена прямым государственным управлением по производственным, ценовым, финансовым вопросам. Работают на условиях директивного планирования. Не вправе самостоятельно заключать договоры с потребителями и не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров (проведение работ, оказание услуг).
Ознакомимся с основными финансово – экономическими показателями СГМУТП «Книга». Исходные данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные производственно – финансовые показатели СГМУТП «Книга»
Наименование показателя | Значение, тыс. руб | Абсолютное
отклонение, тыс. руб |
Темп роста, % | ||||
2008
год |
2009
год |
2010 год | 2009 год | 2010 год | 2009
год |
2010 год | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС) | 3927 | 3884 | 4939 | -43 | 1055 | 98,92 | 127,15 |
Себестоимость
проданных товаров, продукции,
работ, услуг |
3352 | 3392 | 4323 | 40 | 930 | 101,20 | 127,43 |
Валовая прибыль | 576 | 492 | 616 | -84 | 124 | 85,46 | 125,21 |
Численность работников, чел | 26 | 29 | 31 | 3 | 2 | 111,54 | 106,90 |
Производительность труда, тыс. руб/чел | 151 | 134 | 159 | -17 | 25 | 88,71 | 118,95 |
Стоимость основных фондов (с учетом торговых площадей), тыс. руб | 5662 | 5339 | 5428 | -323 | 89 | 94,30 | 101,67 |
Фондоотдача, тыс. руб | 0,694 | 0,728 | 0,910 | 0,034 | 0,182 | 104,84 | 125,06 |
Выручка предприятия в 2010 году составила 4939 тыс. руб при себестоимости (с учетом закупочных цен на товары) – 4323 тыс. руб. Отметим, что в 2009 году размер выручки, полученной предприятием, был ниже уровня предыдущего 2008 года, а в 2010 году темп роста выручки составил 27,15%.
Валовая прибыль также увеличилась в 2010 году и составила сумму 616 тыс. руб, увеличив свое значение на 124 тыс. руб по сравнению с предыдущим годом.
Средний за три года темп роста выручки составляет 115%, при этом темп роста себестоимости – 108%, прибыль увеличивается стабильно, изменение колеблется в пределах от 576 до 616 тыс. руб. на протяжении последних трех лет (рис. 9).
Рис. 9 - Изменение выручки и чистой прибыли СГМУТП «Книга» в динамике
При
увеличении выручки на 27,15% прибыль – конечный
финансовый результат – увеличилась на
25% по сравнению с предыдущим годом, что
свидетельствует о эффективной финансовой
политике, проводимой финансово – экономическими
и бухгалтерской службой (рис. 10).
Рис.10 – Динамика производительности труда и фондоотдачи СГМУТП «Книга»
За счет увеличения выручки при прежнем уровне себестоимости произошло увеличение валовой прибыли, а увеличение постоянной части расходов – коммерческих и управленческих на 169 тыс. руб не оказало решающего влияния на изменение размера прибыли от реализации. Положительной оценки заслуживает рост производительсноти труда и фондоотдачи – в данном случае размер выручки с 1 квадратного метра торговых площадей.
Таким
образом, можно отметить, что по всем
показателям отмечается положительная
динамика и тенденция к стабильному
развитию предприятия.
Заключение
В данной работе рассматривалась проблема реализации принципов теории организаций применительно к современным организациям и сделаны следующие выводы.
Принципы
организации – это общие
Важными являются принципы соответствия - целей и ресурсов, распорядительства и подчинения эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления
Принципы состояний организации можно представить как принципы статического и динамического состояния организации – это принцип приоритета цели, принцип приоритета функции над структурой, принцип приоритета субъекта управления над объектом, принципы динамического состояния организации.
На примере СГМУТП «Книга» в данной работе исследовано соответствие теоретических подходов и реальной практики. На примере СГМУТП «Книга» сделан вывод о том, что действительно в реальности деятельность организации подчинена тем принципам, которые сформулированы учеными в области теории организации много лет назад, а именно –
Итак,
основной вывод по работе – что независимо
от желания любой организации все они
развиваются в соответствии с принципами,
которые несмотря на то, что сформулированы
и обобщены они были давно, имеют актуальность
в неизменном виде и на сегодняшний день.
И если организация хочет изменить направление
своего развития, то необходимо, прежде
всего, увязать все принципы воедино, иначе
процесс развития не будет эффективным.
Список литературы