Организация процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть принципы теории организации.

Для достижения цели следует решить задачи:

1.Определить модели организационных систем,

2. Рассмотреть содержание принципов организации,

3.Описать принципы организации, характерные для жизнедеятельности организации на современном этапе,

4.Дать оценку реализации принципов организации на конкретном примере.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Методология принципов современных организаций………………. 3
1.1. Понятие организации и модели организационных систем в условиях рыночной экономики …………………………………………………………. 3
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации …………………………………………………………………… 8
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации…………… 12
Глава 2. Характеристика структурных, процессных и принципов обратной связи в современной организации (на примере СГМУТП «Книга»)………………………………………… 20
1.1. Организационно – экономическая характеристика СГМУТП «Книга» . 20
2.2. Оценка соответствия деятельности общим принципам организации … 22
2.3. Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления ……………………………….. 26
Глава 3. Выполнение принципов конечного результата в СГМУТП «Книга»……………………………………………………………. 31
2.3. Оценка реализации принципа конкурентности ………………………… 31
3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности …... 35
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ.doc

— 971.50 Кб (Скачать)
 

     В таблице указаны основные факторы, определяющие успех предприятия  на рынке, и даны переменные, по которым  можно количественно оценивать  значения факторов. Баллы проставляются в каждой графе таблицы (0 – соответственно в наиболее слабые позиции по параметру оценки конкурентоспособности, 5 –  доминирующая позиция на рынке), а затем эти оценки суммируются.

     Представленные  в таблице данные можно прокомментировать следующим образом. Как видно, общая рейтинговая оценка СГМУТП «Книга» конкурентоспособности находится на низком уровне. Явным лидером по параметрам конкурентоспособности является сеть магазинов «Роллер» - общая рейтинговая оценка составляет 22,9 балла.

     Проанализируем  параметры конкурентоспособности СГМУТП «Книга». Как видно из представленной таблицы, самым высоким параметром в оценке предприятия является параметр «Товар». В данный комплексный параметр включены, прежде всего, разнообразие ассортимента товаров по сравнению с конкурентами.

       Самым низким рейтинговым показателем  является цена – оценена покупателями  в 4,2 балла. Необходимо отметь, что уровень цен на товары  СГМУТП «Книга» регулируется  муниципалитетом. 

     Важнейшим вопросом торговой организации является вопрос ценообразования на реализуемые товары. С одной стороны, необходимо установить такую цену, которая приносила бы организации прибыль, а с другой – цену, удовлетворяющую запросы покупателей. При установлении цен любая организация должна стремиться к уровню, обеспечивающему максимальный объем прибыли.

     Особенностью  формирования доходов торгового  предприятия является то, что составным  элементом  розничной цены является наценка (надбавка). Торговая надбавка для розничного торгового предприятия – это разница между розничной и оптовой ценой товара. Известно, что надбавка может устанавливаться больше или меньше, соответственно от этого зависит цена реализуемого товара. Таким образом, надбавка может повлиять на цену.

     Но, с другой стороны, размер надбавки может повлиять и на спрос на данный товар, то есть проявиться закон спроса. Поэтому предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно  этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот — при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки. В зависимости от применяемой рыночной стратегии предприятием выбирается определенная форма осуществления ценовой политики. В настоящее время применяются следующие стратегии ценообразования:

       1. Стратегия высоких цен, когда предприятие устанавливает высокие цены в расчете на конкретный сегмент рынка.

       2. Стратегия средних цен, означающая  стабильное получение доходов.

       3. Стратегия низких цен с целью  проникновения на рынок.

       4. Стратегия льготных цен (для  привлечения покупателей, увеличения  объема продаж).

     В СГМУТП «Книга» используется стратегия высоких цен, поскольку цены рассчитаны на конкретный сегмент рынка.

     На  предприятии используется метод  ценообразования «издержки+прибыль».  

     3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности

     Рассмотрим  также наличие такого важного  для современной организации принципа соответствия, как  эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат] (рис.3). [14, с.83].

     Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются товарооборот, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия.

     В СГМУТП «Книга» используется краткосрочное  стратегическое бизнес – планирование. Используется стратегия оптимальных издержек.

     В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

     Предприятие имеет двойное налогообложение, связанное с различными формами  реализации товара (наличный и безналичный расчет).

     Реализация  товара через розничную торговлю проводится по безналичному расчету. У  предприятия заключен договор с  Сбербанком, где открыт расчетный  счет и перечисляются средства, в  том числе выручка через оптовую  сеть.

     Финансовый контроль на предприятии проводится как государственный,  так и внутрихозяйственный. Последний проводится бухгалтерией и финансовыми службами самого предприятия. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми операциями, связанными с финансами.

     Особенности организации финансов СГМУТП «Книга» заключаются в следующем: имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество СГМУТП «Книга» находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Реализация предпринимательской функции ограничена прямым государственным управлением по производственным, ценовым, финансовым вопросам. Работают на условиях директивного планирования. Не вправе самостоятельно заключать договоры с потребителями и не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров (проведение работ, оказание услуг).

     Ознакомимся с основными финансово – экономическими показателями СГМУТП «Книга». Исходные данные представлены в таблице 5.

     Таблица 5

     Основные  производственно – финансовые показатели СГМУТП «Книга»

Наименование  показателя Значение, тыс. руб Абсолютное

отклонение,

тыс. руб

Темп  роста, %
2008

год

2009

год

2010 год 2009 год 2010 год 2009

год

2010 год
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС) 3927 3884 4939 -43 1055 98,92 127,15
Себестоимость проданных товаров, продукции,

работ, услуг

3352 3392 4323 40 930 101,20 127,43
Валовая прибыль 576 492 616 -84 124 85,46 125,21
Численность работников, чел 26 29 31 3 2 111,54 106,90
Производительность  труда, тыс. руб/чел 151 134 159 -17 25 88,71 118,95
Стоимость основных фондов (с учетом торговых площадей), тыс. руб 5662 5339 5428 -323 89 94,30 101,67
Фондоотдача, тыс. руб 0,694 0,728 0,910 0,034 0,182 104,84 125,06

     Выручка предприятия  в 2010 году составила  4939 тыс. руб при себестоимости (с учетом закупочных цен на товары) – 4323 тыс. руб. Отметим, что в 2009 году размер выручки, полученной предприятием, был ниже уровня предыдущего 2008 года, а в 2010 году темп роста выручки составил 27,15%.

     Валовая прибыль также увеличилась в 2010 году и составила сумму 616 тыс. руб, увеличив свое значение на 124 тыс. руб по сравнению с предыдущим годом.

     Средний за три года  темп роста выручки  составляет 115%, при этом темп роста  себестоимости – 108%, прибыль увеличивается  стабильно, изменение  колеблется в  пределах от 576 до 616 тыс. руб. на протяжении последних трех лет (рис. 9).

     

     Рис. 9 - Изменение выручки и чистой прибыли СГМУТП «Книга» в динамике

     При увеличении выручки на 27,15% прибыль – конечный финансовый результат – увеличилась на 25% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о эффективной финансовой  политике, проводимой финансово – экономическими и бухгалтерской службой (рис. 10). 

     

     Рис.10 – Динамика производительности труда и фондоотдачи СГМУТП «Книга»

     За  счет увеличения выручки при прежнем уровне себестоимости произошло увеличение валовой прибыли, а увеличение постоянной части расходов – коммерческих и управленческих на 169 тыс. руб не оказало решающего влияния на изменение размера прибыли от реализации. Положительной оценки заслуживает рост производительсноти труда и фондоотдачи – в данном случае размер выручки с 1 квадратного метра торговых площадей.

     Таким образом, можно отметить, что по всем показателям отмечается положительная  динамика и тенденция к стабильному  развитию предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В данной работе рассматривалась проблема реализации принципов теории организаций  применительно к современным  организациям и сделаны следующие  выводы.

     Принципы  организации – это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций. Все принципы подразделяются на: общие – для всех организаций и ситуаций; частные и ситуационные – характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации; динамического или статического состояния, характерные для определенной организации.

     Важными являются принципы соответствия - целей и ресурсов,  распорядительства и подчинения эффективности производства и экономичности,  принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления

     Принципы  состояний организации  можно представить как принципы статического и динамического состояния организации – это принцип приоритета цели, принцип приоритета функции над структурой, принцип приоритета субъекта управления над объектом, принципы динамического состояния организации.

     На  примере СГМУТП «Книга» в данной работе исследовано соответствие теоретических подходов и реальной практики. На примере СГМУТП «Книга» сделан вывод о том, что действительно в реальности деятельность организации подчинена тем принципам, которые сформулированы учеными в области теории организации много лет назад, а именно –

  • структурные (разделение труда, централизации – децентрализации, власть и ответственность, единство цели и труда) – проанализирован принцип централизации – децентрализации применительно к СМУТП «Книга» и сделан вывод о его применимости,
  • принципы процессов – справедливость, подчинение главному интересу, предопределяющие характер и содержание деятельности руководителей СГМУТП «Книга» с подчиненными. Вывод – принцип имеет место в деятельности  СГМУТП «Книга».
  • принципы конечного результата – проанализированы принципы конкурентности и принцип эффективности производства и экономичности. Также сделан вывод о том, что и эти принципы имеют место в деятельности СГМУТП «Книга».

     Итак, основной вывод по работе – что независимо от желания любой организации все они развиваются в соответствии с принципами, которые несмотря на то, что сформулированы и обобщены они были давно, имеют актуальность в неизменном виде и на сегодняшний день. И если организация хочет изменить направление своего развития, то необходимо, прежде всего, увязать все принципы воедино, иначе процесс развития не будет эффективным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Будков,  В.  Н.  Модели  и  методы  управления  организационными  системами / В. Н. Будков, В. А. Ириков. – М. : Наука, 2004. -265 с.
  2. Бордяга, Г. Стефано, П. Гибкий менеджмент – фактор рентабельности/ Пер. с итал. – М.: Экономика, 2008. –326 с.
  3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 416 с.
  4. Герасимов, Б. Н. Современные организации: образ, проектирование, развитие :  учебное  пособие / Б. Н. Герасимов, Л. А. Лукьянова, В. В. Морозов. – Самара : УДЦ, 2009. -277 с.
  5. Годовая отчетность СГМУТП «Книга» 2008-2010 г.г.
  6. Менеджмент : учебное пособие для вузов / под ред. Ю. В. Кузнецова,  В. И. Подлесных. – СПб. : Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008. -318 с.
  7. Мильнер,  Б.  З.  Системный  подход  к  организации  управления /  Б.  З. Мильнер, Л. И. Евенко, В. С. Раппопорт. – М. : Экономика, 2008. -422 с.
  8. Мильнер, Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. – 3-е изд. – М. : ИНФА-М, 2009. -286 с.
  9. Пригожин, А. И. Организация : Системы и люди / А. И. Пригожин. – М. : Политиздат, 2010.  -312 с.
  10. Рогожин, С. В. Теория организации : учебное пособие / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. – М. : Экзамен, 2008. -328 с.
  11. Саймон, Г. Менеджмент в организации / Г. Саймон. – М. : Экономика, 2009. -384 с.
  12. Смирнов,  Э. А. Основы теории организации : учебное пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – М. : Аудит, ЮНИТИ, 2008. -277 с.
  13. Смирнов, Э. А. Теория организации : учебное пособие / Э. А. Смирнов.  М. : ИНФА-М, 2009. -326 с.
  14. Смолкин, А. М. Менеджмент : Основы  организации : учебник / А. М. Смолкин. – М. : ИНФА-М, 2009. -355 с.
  15. Теория организации: учебник / под ред. В. Г. Алиевой. – М. : Луч, 2009.
  16. Теория  организаций  и  организационное  проектирование (пособие  по неклассической методологии) : учебное  пособие  /  под  ред. Т. П. Фокиной, Ю. А. Корсакова, Н. Н. Слонова. – Саратов : СГУ, 2007. -215 с.
  17. Франчук,  В.  И.  Основы  построения  организационных  систем /  В. И. Франчук. – М. : Экономика, 2010 -210 с.

Информация о работе Организация процессов