Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть принципы теории организации.
Для достижения цели следует решить задачи:
1.Определить модели организационных систем,
2. Рассмотреть содержание принципов организации,
3.Описать принципы организации, характерные для жизнедеятельности организации на современном этапе,
4.Дать оценку реализации принципов организации на конкретном примере.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Методология принципов современных организаций………………. 3
1.1. Понятие организации и модели организационных систем в условиях рыночной экономики …………………………………………………………. 3
1.2. Сущность закономерностей и принципов при функционировании организации …………………………………………………………………… 8
1.3. Характеристика общих и частных принципов организации…………… 12
Глава 2. Характеристика структурных, процессных и принципов обратной связи в современной организации (на примере СГМУТП «Книга»)………………………………………… 20
1.1. Организационно – экономическая характеристика СГМУТП «Книга» . 20
2.2. Оценка соответствия деятельности общим принципам организации … 22
2.3. Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления ……………………………….. 26
Глава 3. Выполнение принципов конечного результата в СГМУТП «Книга»……………………………………………………………. 31
2.3. Оценка реализации принципа конкурентности ………………………… 31
3.2. Оценка принципов эффективности производства и экономичности …... 35
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41
У
недостаткам можно отнести: невозможность
использования в крупных
Основным недостатком данной организационной структуры является то, что руководитель должен обладать разносторонними знаниями; это трудно совместить в одном лице. Поэтому каждое звено управления имеет относительно небольшие возможности решения функциональных задач, а оперативные вопросы доминируют над стратегическими. Система управления при линейной структуре из-за чрезвычайной сложности подготовки нестандартных управленческих решений трудно приспосабливается к новым целям и задачам.
Принцип распорядительства и подчинения гласит: у каждого работника должен быть один линейный (выполняет административную, технологическую или патронажную функцию) и любое количество функциональных руководителей при выполнении конкретной работы.
Количество работников на предприятии составило 26 человек по итогам 2010 года. Количество руководителей – 5 человек.
Принцип
распорядительства и подчинения
в организации выполняется полностью.
2.3. Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления
Выполнение данного принципа подразумевает поиск наилучшего сочетания объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления. Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение организаций или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы является: снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала.
Для оценки исполнения данного принципа необходимо исследовать кадровый состав. Для анализа кадровой политики на основе и оценки состояния кадровых ресурсов предприятия проанализированы штатное расписание, списки сотрудников, информационные отчеты, личные дела сотрудников.
На конец 2010 года в штате предприятия числятся 31 человек (3 из них – в декретном отпуске). Возрастной диапазон: от 18 до 52 лет; 9 возрастных групп с промежутком в пять лет (рис. 6)
Рис. 6 - Численность возрастных групп
Диаграмма показывает, что СГМУТП «Книга» доминирует возрастная группа сотрудников в возрасте 41-45 лет (25,8 %);
на втором и третьем месте - возрастная группа 31-35 и 36-40 лет (по 19,35%).
По мнению специалистов, оптимальная структура торгового предприятия если поддерживается следующее равновесие возрастных пропорций:
Рис. 7. Диаграмма равновесия возрастных групп коллектива СГМУТП «Книга»
Равновесие нарушено: лидирует группа 31-45 лет, недостаточно молодых специалистов (до 30), в СГМУТП «Книга» самая малочисленная группа старше 45 лет. Средний возраст специалистов ЦБС составляет – 35 лет.
В 2010 году из коллектива ушло 4 специалиста, принято на работу - 6. Основная текучка кадров в возрастной группе до 30 лет, многие сотрудники не имеют специального образования. Стабильность сохраняется в возрастной группе от 40 лет.
Анализ образовательного уровня
Таблица 2
Образовательный уровень сотрудников СГМУТП «Книга»
№ | Категории образования | Итого | % |
1 | Высшее (торговое или библиотечное | 7 | 23 |
2 | Высшее (другое) | 5 | 16 |
3 | Среднее специальное (библиотечное или торговое) | 3 | 10 |
4 | Среднее специальное (другое) | 4 | 13 |
5 | Среднее | 5 | 16 |
Итого | 21 | 68 | |
Студенты ВУЗов | 10 | 32 |
Анализ возможностей карьерного роста
Варианты построения карьеры: вертикальная – должностной рост; горизонтальная – самореализация и завоевание авторитета среди специалистов с пребыванием на прежней ступени иерархической лестницы; центростремительная карьера – продвижение к центру управления и включение в процесс принятия решений.
На рис.8 представлена структура состава работников СГМУТП «Книга»
Итак, обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что в СГМУП «Книга» молодой состав сотрудников, для которых необходимо обучение и возможность самореализации.
В штате постоянно есть вакансии, таким образом у сотрудников есть возможность как горизонтального, так и вертикального роста. Перевод специалиста из филиала также может рассматриваться как карьерный рост.
В СГМУП «Книга» преобладают две основные группы специалистов: с библиотечным и торговым образованием. Если пополнение предприятия новыми кадрами будет продолжено за счет выпускников-гуманитариев, обеспечить преемственность специалистов будет сложно. Обеспечение смены кадров возможно с созданием программы непрерывного образования, рассчитанной на разные уровни образовательной подготовки с учетом опыта и стажа работы, профессиональных и личных качеств специалистов.
Необходимо создание открытой системы, где рядовые сотрудники могут заявить о себе, показать свой потенциал (в т.ч. аттестация). Это может служить стимулом для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Вариант: создание базы данных профессионального роста, успехов и повышения квалификации специалистов.
В
СМУТП «Книга» присутствуют три уровня
решения управленческих задач.
1. Макроуровень (метауправление), включающий
в себя решение проблем самоорганизации
системы управления. Это задачи политики
целеполагания, стратегии развития системы
управления в целом, ее структуры и функций
подсистем.
2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.
3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.
Отсюда вытекают и основные функции систем управления в СГМУТП «Книга»:
1) макрофункции – разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.
Таким
образом, принцип обратной связи, а
параллельно – и один из принципов соответствия
(принцип распорядительства и подчинения)
в организации реализован.
Глава 3. Выполнение принципов конечного результата в СГМУТП «Книга»
2.3.
Оценка реализации
принципа конкурентности
Рассмотрим выполнение наиболее актуального в современных условиях - принципа конкурентности: жизнеспособность организации зависит от степени соревновательных начал, которые выявляют наиболее эффективные пути развития.
Принципиальной особенностью оценивания конкурентных позиций СГМУТП «Книга» является относительный характер, а именно принято оценивать возможности своего предприятия относительно конкурентов, близких по возможностям. Предприятия, примерно равные по мощности и схожие по стратегическому поведению, составляют стратегическую группу. Алгоритм выделения стратегической группы конкурентов представлен в таблице 3.
Таблица 3
Алгоритм выделения стратегической группы конкурентов
Параметр | Показатели |
Признаки фирм, входящих в стратегическую группу | 1. Схожий ассортимент
продукции;
2. Ориентация на схожий тип покупателей; 3.Незначительный разброс цен на продаваемый товар и примерно одинаковый уровень качества; 4. Схожие стратегии поведения на рынке. |
Алгоритм выделения стратегических групп | 1.Определяются важнейшие характеристики фирм отрасли, например цена, качество, ассортимент, уровень сервиса и др. |
2.Составляется
несколько двухкоординатных | |
3.Характеристики
анализируемых фирм | |
4.Фирмы, попадающие на карте в одно пространство, объединяются в одну группу | |
5.Фирмы, попадающие на большинстве карт в одно пространство с рассматриваемой фирмой, составляют с ним стратегическую группу. |
Наиболее сильная конкуренция происходит внутри стратегической группы. Как правило, на схеме выделяются несколько стратегических групп. Близко отстоящие стратегические группы конкурируют между собой, так как существуют переходы покупателей.
В качестве критериев оценки конкурентоспособности СГМУТП «Книга» представляется целесообразным выбрать следующие критерии [15, с.92]:
1.Товар:
качественные параметры,
2. Цена:
прейскурантная, процент скидки
с цены, условия кредита, условия
финансирования в случае
3. Каналы
сбыта: форма сбыта (прямая
доставка, торговые представители,
предприятия-производители,
4. Продвижение
товара на рынок: реклама,
5. Продвижение товара по каналам торговли: демонстрация продуктов, премии торговым посредникам, купоны, руководства по использованию, телевизионный маркетинг, коммерческая пропаганда.
В таблице представим исходную информацию для оценки конкурентоспособности предприятия. В качестве основных конкурентов выбраны торговые фирмы, реализующие торговый ассортимент и близкие по количественным параметрам (количество работников, объем товарооборота, размер торговых площадей, т.д). Принята бальная шкала оценки, максимальное количество баллов по одному показателю – 5.
Критерии оценки:
23-25
баллов – высокий уровень
Таблица 4
Исходные данные для оценки конкурентоспособности СГМУТП «Книга»
Параметры конкурентоспособности | СГМУТП «Книга» | Сеть магазинов «Роллер» | «Сургутторгпресса» |
1. Товар | 4,8 | 4,5 | 4,6 |
2. Цена | 4,2 | 4,8 | 4,7 |
3. Каналы сбыта | 4,4 | 4,6 | 4,2 |
4.Продвижение товара на рынок | 4,5 | 4,6 | 4,7 |
5.Продвижение товара по каналам торговли | 4,5 | 4,4 | 4,5 |
Итого бальная оценка | 22,4 | 22,9 | 22,7 |