Стратегический анализ внутренней среды организации (на примере ОАО «Мордовэнерго»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- изучить теоретико - методологические основы процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия;

- исследовать методы проведения стратегического анализа внутренней среды предприятия;

- проанализировать ключевые факторы внутренней среды предприятия;

- выявить сильные и слабые стороны деятельности ОАО «Мордовэнерго»;

- разработать основные направления по совершенствованию процесса стратегического анализа внутренней среды в ОАО «Мордовэнерго».

Содержание

Введение 5

1Теоретические основы процесса стратегического анализа

внутренней среды предприятия 7

1.1 Стратегический анализ: необходимость и сущность 7

1.2 Управленческий анализ: понятие и особенности 11

1.3 Анализ внутренней среды организации и методы проведения 15

2 Анализ внутренней среды ОАО «Мордовэнерго» 22

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 22

2.2 Анализ внутренней среды предприятия 26

3 Совершенствование процесса стратегического анализа внутренней

среды предприятия 46

3.1 Использование современного метода стратегического анализа

на предприятии 46

3.2 Основные направления деятельности предприятия по устранению

слабых сторон и ограничений 54

Заключение 56

Список использованных источников 59

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 150.70 Кб (Скачать)

     1.5 Разработка программы по сокращению потерь электроэнергии в сети.

     Еще одной возможной угрозой для предприятия является неоправданная тарифная политика. В настоящее время предлагается ограничить динамику тарифов на электроэнергию индексом инфляции, однако следует учитывать, что издержки в электроэнергетике существенно зависят от цен на газ, которые регулируются государством. Их рост опережал и, по всей видимости, еще несколько лет будет опережать общий индекс потребительских цен. Поэтому динамику тарифов на электроэнергию необходимо увязывать не только с общим индексом инфляции, но и с ожидаемым ростом цен на газ.

     Целесообразно также вместе с установлением на очередной год предельного роста тарифов на электроэнергию устанавливать и предельные их значения на последующие два года в соответствии с показателями инфляции и динамикой цен на газ, которые предусматриваются 3-летней программой Правительства. Это даст четкие ориентиры для хозяйственной деятельности электростанциям и энергосистемам, создаст систему мотивации для роста эффективности деятельности этих компаний, позволит им сформулировать задачи по снижению издержек на 3-летнюю перспективу. Это также позволит и потребителям энергии правильно выстроить   свою бизнес - политику, снижая

степень неопределенности в отношении будущих  издержек. 
 
 
 
 

Заключение 

     Стратегический анализ внутренней среды организации является важнейшим этапом стратегического управления, который обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей. Анализ внутренней среды ОАО «Мордовэнерго» показал, что наиболее сильной стороной исследуемого предприятия является наличие высококвалифицированного персонала.

     На основе кадровой составляющей ОАО «Мордовэнерго» можно сделать вывод о том, что кадровая политика Общества разумно сочетает процессы обновления и сохранения, поддержание оптимального численного и качественного состава персонала энергосистемы, способного на высоком профессиональном уровне обеспечить решение задач по производству, передачи и распределении электро - и теплоэнергии, бесперебойному энергоснабжению промышленных предприятий и бытовых потребителей Республики Мордовии. Однако следует отметить, что политика, проводимая РЭКом Республики Мордовия по сдерживанию роста заработной платы работников ОА-энерго способствует высокой текучести кадров.

     Исследование организационной составляющей Общества позволяет говорить, что в основе построения организационной структуры лежит принцип функциональной модели.

     Анализ производственной области деятельности Общества показал рост полезного отпуска тепло- и электроэнергии за анализируемый период, что является положительным для предприятия. Отрицательное влияние на ОАО «Мордовэнерго» оказывают стремительное темпы старения основных производственных фондов, которые обусловлены наметившимся в последние годы ростом энергопотребления

     Проведенный анализ финансового положения компании по «Методике оценки финансового  состояния ДЗО РАО «ЕЭС»   показал, что основные финансовые показатели характеризующие деятельность ОАО «Мордовэнерго»

в течение  трех лет свидетельствует о нестабильном положении предприятия.

     Как и любой анализ, стратегический анализ внутренней среды фирмы предполагает наличие соответствующих методов и инструментария. В данной курсовой работе был рассмотрен наиболее распространенный метод стратегического анализа - SWOT анализ. Предложенный анализ направлен на выявление и оценку сильных и слабых сторон объекта, определение возможностей и потенциальных угроз.

     К сильным сторонам деятельности ОАО «Мордовэнерго» относятся следующие характеристики:

     • принадлежность   энергетического   комплекса   к   базовым   отраслям экономики региона;

     • высокая социальная значимость;

     • повышение эффективности энергоснабжения;

     • наличие квалифицированного кадрового потенциала.

     Перечень слабых сторон включает:

     • деятельность  системы  управления  находиться  в  жестких  правовых рамках;

     • использование   физически   и   морально   устаревшей   техники   и технологий;

     • нестабильное финансово-экономическое положение;

     • отсутствие инвестиционной привлекательности;

     • недостаточное производство электроэнергии.

     Вероятные возможности представляются в виде:

     • устойчивость спроса на продукцию;

     • развитие проектов капитального строительства;

     • отсутствие явной конкуренции;

     • полное    обеспечение    энергоресурсами    региона    с    возможным экспортом электроэнергии;

     • повышение гибкости системы управления.

     Выявлены возможные угрозы. Это:

     • высокая вероятность аварийных ситуаций;

     • нехватка энергетических мощностей;

     • неоправданная тарифная политика;

     • ужесточение экологических требований;

     • влияние топливного кризиса.

     Проведенная   количественная    оценка  сильных   и   слабых  сторон, возможностей   и   угроз    внешней  и   внутренней   среды  показала,   что наиболее сильными сторонами являются принадлежность энергетического     комплекса к базовым отраслям экономики и наличие квалифицированного кадрового   персонала.   Наиболее    уязвимыми   местами   -   эксплуатация     устаревшего   оборудования   и    недостаточное   производство собственной электроэнергии.

     На основании выявленных слабых сторон и ограничений в деятельности ОАО «Мордовэнерго» в процессе стратегического анализа были разработаны рекомендации по их усилению, которые легли в основу плана нормализации долговой позиции Общества.

     Реализация данных мероприятий позволит улучшить финансово-хозяйственную деятельность предприятия и наметить положительные тенденции в его развитии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

     1. Федеральный закон от 26 марта  2003года №35-Ф3 «Об электроэнергетике»

     2. Федеральный закон от 26 марта  2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике».

     3. Федеральный закон от 26 марта  2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях  функционирования электроэнергетики  в переходный период».

     4. Постановление Правительства Российской  Федерации от 11 июля 2001 года №  526 «О реформировании электроэнергетики  Российской Федерации».

     5. Указ Главы Республики Мордовия  от 25 декабря 1999 года № 127 «О  Региональной энергетической комиссии  Республики Мордовия».

     6. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Е&М, 1996.- 110с.

     7. Аналоун Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организации» и 60800 «Экономика и управление на предприятии»/перевод с англ. - М.:ЮИТИ-ДАНА, 2005. - 400с.

     8. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: классическое издание / перевод  с англ. под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 344с.

     9. Армстронг, М. Стратегическое  управление человеческими ресурсами  / перевод с англ. - М.: Инфра-М, 2002. - 328 с.

     10. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебное  пособие. - М.: Инфра-М, 2003. -216с.

     11. Баюров, И.В. Стратегическая карта  целей//Стратегический менеджмент. - 2009. - №2.- с. 124-129.

     12. Большаков, А.С. Современный  менеджмент: теория и практика / А.С.  Большаков, В.И. Михайлов. - Изд. 2-е,  перераб. и доп. - СПб: Питер, 2001. - 416с.

     13. Боумен, К. Стратегия на практике / К. Боумен. - СПб.: Питер,2003.-251с.

     14.  Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. - Изд. 2-е., перераб.  и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 283 с.

     15. Дафт, Р.Л. Менеджмент: перевод  с англ. - Изд. 2-е., - СПб: Питер, 2002. - 832 с.

     16. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента  в XXI веке: пер. с англ.: учеб. пособие. - М.: Вильяме, 2002. - 272 с.

     17.  Зайцев, Л.Г. Стратегический  менеджмент / Л.Г.Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Инфра - М, 2000. - 415 с.

     18. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие  для вузов/А.Т. Зуб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004. -415 с.

     19. Карлоф Б. Деловая стратегия/Пер. с англ.; Научн. ред. и авт. послесл. В.А.Приписнов. М.: Экономика,1991. – 231с.

     20. Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, P.M. Качалов. - М.: Экономика, 1997. - 115 с.

     21. Кочнев, А.Ф Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом//Стратегический менеджмент. – 2009. - №1. – с.34-39.

     22. Кузнецов,Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100/ Б.Т. Кузнецов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. - 623с.    

     23. Курганов, В.М. Современный менеджмент: теория и практика управления / В.М. Курганов. - М.: Кн.мир, 2004. - 182 с.

     24. Лапин, А.Н. Стратегическое управление современной организации/ А.Н. Лапин. - М.: Интел- синтез БШ, 2004. - 288 с.

     25. Левчаев, П.А. Проблемы формирования финансовых ресурсов предприятий электротехнической промышленности региона // Регионология. -2001. - №1. - С. 219 - 225.

     26. Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.:ЮНИТИ, 2000.

- 470 с.

     27. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. – 224с.

     28. Малич, З.А. Анализ финансовой деятельности предприятия // Бухгалтерский учет, - 2003. №3,- С.10 - 12.

     29. Малькова, Т.М. Учет и финансовый анализ // Бухгалтерский учет. - 2002. - №8. С. 15-17

     30. Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и управлению неудовлетворительной структуры бизнеса // Экономика и жизнь. - 2001. - №44. - С. 15 - 17.

     31. Мардас, А.Н. Организационный менеджмент / А.Н. Мардас, О.А. Мардас. - СПб: Питер, 2003. - 336 с.

     32. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2006. - 288 с.

     33. Михайловская, Ю.В. Реформация баланса и распределения прибыли // Главбух, 2001. - №3. - С. 25-32

     34. Методические указания по курсу «Теория организации». / Сост.: B.C. Лапшин, А.В. Лысов - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - 75 с.

     35. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Дело, 2002. - 240 с.

    36. Парахина, Л.С. Стратегический менеджмент: учебник/ В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 3-е изд., стер.- М.:КНОРУС, 2007. – 496с.

     37. Петрова, А.Н. Стратегический менеджмент/под. ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2008. - 496с.

     38. Портер, М. Е. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М. Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.

Информация о работе Стратегический анализ внутренней среды организации (на примере ОАО «Мордовэнерго»)