Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 23:28, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретико - методологические основы процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия;
- исследовать методы проведения стратегического анализа внутренней среды предприятия;
- проанализировать ключевые факторы внутренней среды предприятия;
- выявить сильные и слабые стороны деятельности ОАО «Мордовэнерго»;
- разработать основные направления по совершенствованию процесса стратегического анализа внутренней среды в ОАО «Мордовэнерго».
Введение 5
1Теоретические основы процесса стратегического анализа
внутренней среды предприятия 7
1.1 Стратегический анализ: необходимость и сущность 7
1.2 Управленческий анализ: понятие и особенности 11
1.3 Анализ внутренней среды организации и методы проведения 15
2 Анализ внутренней среды ОАО «Мордовэнерго» 22
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 22
2.2 Анализ внутренней среды предприятия 26
3 Совершенствование процесса стратегического анализа внутренней
среды предприятия 46
3.1 Использование современного метода стратегического анализа
на предприятии 46
3.2 Основные направления деятельности предприятия по устранению
слабых сторон и ограничений 54
Заключение 56
Список использованных источников 59
ГОУВПО
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический Кафедра менеджмента
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентки 405 группы, Соловьевой Екатерины Николаевны
1. Тема Стратегический анализ внутренней среды организации (на примере ОАО «Мордовэнерго»)
4.1 Теоретические основы процесса стратегического анализа внутренней среды организации
4.2 Анализ внутренней среды ОАО «Мордовэнерго»
4.3 Совершенствование процесса стратегического анализа внутренней
среды предприятия
Руководитель работы Д.В. Родин
Подпись, дата
Задание принял к исполнению ________________ Е.Н. Соловьева
Подпись, дата
Реферат
Курсовая работа содержит 63 страницы, 4 рисунка, 13 таблиц, 51 использованный источник, 1 приложение.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, SWOT - АНАЛИЗ, ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА,
ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПОСТАВЩИК, КОНКУРЕНТ, ТАРИФ, ТЕПЛОЭНЕРГИЯ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Объектом исследования является осуществление стратегического анализа внутренней среды ОАО «Мордовэнерго».
Цель работы - исследование процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия на примере ОАО «Мордовэнерго» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Методы исследования: абстрактно-логический, аналитический, сравнительный, экономико-статистический.
Полученные результаты - проанализированы ключевые факторы внутренней среды ОАО «Мордовэнерго», разработаны основные направления совершенствования процесса стратегического анализа.
Область применения: данная курсовая работа
может быть использована при проведении
стратегического анализа внутренней среды
предприятия, в учебном процессе.
Содержание
Введение
1Теоретические основы процесса стратегического анализа
внутренней среды предприятия
1.1 Стратегический анализ: необходимость и сущность 7
1.2 Управленческий анализ: понятие и особенности
1.3 Анализ внутренней среды организации и методы проведения 15
2 Анализ внутренней среды ОАО «Мордовэнерго» 22
2.1 Общая характеристика деятельности
предприятия
2.2 Анализ внутренней среды предприятия 26
3 Совершенствование процесса стратегического анализа внутренней
среды предприятия
3.1 Использование современного метода стратегического анализа
на предприятии
3.2 Основные направления деятельности предприятия по устранению
слабых сторон и ограничений
Заключение
Список использованных источников
Приложение
А
Введение
В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала.
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды, сопровождающие развитие современного российского бизнеса, обусловливают возрастающее внимание к вопросам стратегического управления предприятием.
Стратегический анализ обычно является исходным этапом процесса стратегического управления. Данный анализ как часть концепции управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как единое целое, на основании проведенного анализа сделать выводы, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
В хозяйственной практике России применение стратегического анализа находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. Какова же роль стратегического анализа для предприятия в условиях рыночной экономики? Необходимость исследования данной проблемы предопределила выбор темы данной курсовой работы, ее актуальность и значимость.
Цивилизованный бизнес в такой отрасли, как электроэнергетика, должен быть социально ответственным бизнесом. Он пользуется определенными преимуществами в отрасли в обмен на жесткие общественные ограничения. Привлекательными сторонами бизнеса в электроэнергетике являются: стабильный и растущий спрос на продукцию; относительно менее острая конкуренция в производстве по причине отсутствия продуктовых инноваций; большие гарантии возврата инвестиций; возможность привлечения широкого круга инвесторов, согласных на более низкие дивиденды при росте курсовой стоимости акций. В то же время существуют и негативные моменты: ограниченные возможности повышения тарифов; многочисленные регламентации по безопасности, качеству продукции, охране окружающей среды, правилам технической эксплуатации и т.д.; ответственность перед обществом, за игнорирование которой придется расплачиваться (возмещение ущерба потребителям от перерывов в энергоснабжении, выплаты крупных штрафов, лишение лицензий).
Основной целью курсовой работы является исследование процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретико - методологические основы процесса стратегического анализа внутренней среды предприятия;
- исследовать методы проведения стратегического анализа внутренней среды предприятия;
- проанализировать ключевые факторы внутренней среды предприятия;
- выявить сильные и слабые стороны деятельности ОАО «Мордовэнерго»;
- разработать
основные направления по
Объектом исследования является ОАО «Мордовэнерго». Теоретическую основу работы составили труды ведущих ученых-экономистов по проблемам стратегического управления и анализа, публикации в периодической печати.
Информационной базой послужили данные
финансовой, бухгалтерской и статистической
отчетности ОАО «Мордовэнерго».
1 Теоретические основы процесса стратегического анализа
деятельности предприятия
Стратегический менеджмент - процесс,
находящийся в постоянном
Существует множество моделей
процесса стратегического
- стратегический анализ;
- стратегический выбор;
- реализация стратегии (рис. 1.1).
Стратегический анализ обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии и обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей и глубокое понимание внешнего конкурентного окружения.
Каждая организация вовлечена в три процесса:
• получение ресурсов из внешней среды (вход);
• превращение ресурсов в продукт (преобразование);
Рисунок
1.1 - Этапы стратегического
• передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым этапом является этап стратегического анализа[48,стр.90].
Этап стратегического анализа интерпретирует стратегическое положение организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые возникли в экономическом окружении организации, и выявление их воздействия на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ и ресурсов организации в зависимости от их изменений. Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
Одним из результатов стратегического анализа является формулирование
общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.