Сбыт и продажи в структуре деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.

Содержание

1. Сбыт и продажи в структуре деятельности организации 2
2. Особенности профессиональной деятельности продавца 9
2.1. Цели и профессиональные задачи продавца 9
2.2. Предмет деятельности продавца и средства его труда 11
2.3. Этапы деятельности продавца 12
3. Требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам продавца 18
4. Общение продавца и клиента в коммерческом процессе 25
4.1. Коммуникативная сторона общения 26
4.2. Интерактивная составляющая общения 35
4.3. Перцептивная сторона общения 38
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности продавца 47
5.1. Профессиональный отбор 47
5.2. Профессиональная адаптация продавца 57
5.3. Аттестация продавца 62
5.4. Оценка деятельности продавца 65
5.5. Профессиональное обучение 71
6. Корпоративная культура взаимоотношений организации и клиента 94
7. Методический инструментарий для организационного психолога в торговле 109
7.1. Диагностика ориентации на клиента в профессиональной деятельности продавца 110
7.2. Диагностика эмпатии 118
7.3. Оценка профессионализма продавца наблюдением за его профессиональным поведением 123
7.4. Диагностика профессиональной адаптации продавца 131
7.5. Диагностика профессионального выгорания продавца 136
7.6. Диагностика помехоустойчивости внимания как профессионально-важного качества продавца 140
7.7. Диагностика профессиональной направленности продавца («на продажу», «на товар», «на клиента», «на себя») 141
7.8. Измерение степени ориентации предприятия на клиента 147
Список литературы 152

Работа содержит 1 файл

Дворцова Е[1].В. Организация и клиент.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

 

Этапы профотбора

1. Отбор по заочной  информации (изучаются, анализируются  и сравниваются анкеты и резюме  кандидатов)

2. Телефонное собеседование  с кандидатами, отобранными на  основе заочной информации

3. Собеседование с  кандидатом в организации

Основные цели собеседования:

определить, может ли кандидат успешно выполнять должностные  обязанности с необходимым результатом  и качеством, то есть определить способности  кандидата

выяснить, может ли кандидат работать в организации, то есть определить соответствие его личных качеств корпоративной культуре организации

понять, хочет ли кандидат успешно работать в предлагаемой должности и в вашей организации, то есть определить мотивацию кандидата

проанализировать совместимость  кандидата и его будущих коллег, подчиненных и руководителей.

Этапы собеседования

Установление контакта с кандидатом

Получение необходимой  информации от кандидата

Ответы на вопросы  кандидата об организации и должности

Завершение контакта с собеседником, подведение итогов и договоренность о дальнейших шагах.

 

При собеседовании  можно задать следующие вопросы:

почему Вы хотите стать  продавцом?

почему Вы хотите работать именно в нашей организации?

какие Вы видите для себя привлекательные и отрицательные стороны в работе продавца?

насколько Ваша предыдущая профессиональная деятельность близка к выбираемой?

Слушая кандидата, необходимо обращать внимание на то, как он держится, насколько он может держать себя в руках, как развита у него речь, каков словарный запас, наблюдать за мимикой, жестами, движением рук – все эти аспекты важны, ведь ему в его работе предстоит общаться с массой незнакомых людей. Важным является то, вовремя ли пришел кандидат на собеседование. Наблюдая за поведением кандидата при первой личной встрече можно сделать прогноз о многих профессионально-важных качествах: эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, сообразительности, ответственности и т.д.

 

Методы, используемые при профотборе продавца:

1. Анализ написанного кандидатом сочинения на тему: «Каким я представляю себе эффективного продавца».

2. Психологическое тестирование

На основе проведенного профессиографического анализа  деятельности продавца, а также экспертной оценки в нашем исследовании (Дворцова Е.В., 2004) было выявлено повышенное требование к коммуникативным, эмоционально-волевым, мыслительным, а также мнемическим и аттенционным свойствам продавца. В этой связи в качестве психодиагностического инструментария могут быть использованы 16-факторный личностный опросник Кеттелла, корректурная проба (стандартный или модифицированный вариант) для диагностики особенностей внимания и стандартные тесты для диагностики кратковременной слуховой и зрительной памяти.

3. Ролевые игры. В игре моделируются различные ситуации продажи. Возможны конфликтные ситуации при взаимодействии с покупателем. Необходимо заранее подготовить игрока, который в паре с кандидатом будет разыгрывать задание. Здесь возможно оценить навыки продаж, умение разрешать конфликтную ситуацию, умение поддерживать контакт и т.д.

Пример ролевой игры. Магазин работает до 19.00. В 18.55 в магазин вбегает запыхавшийся покупатель и бросается к продавцу с просьбой: «Девушка, я понимаю, что магазин закрывается, но мне очень срочно нужны акварельные краски. Ребенку завтра на урок рисования».

4. Самопрезентация. Кандидата просят в течение 2-3 минут сделать презентацию себя, продать себя, преподнести все выгоды и преимущества работы именно с ним. В результате самопрезентации выявляются навыки технологии продаж, эмоциональная устойчивость, оперативность мышления.

5. Презентация любого товара на выбор. В течение 5 минут кандидат должен презентовать товар таким образом, чтобы слушателям захотелось его купить.

Остановимся более подробно на методе психологического тестирования.

Пример  психологического тестирования при  профотборе

продавца  книжного магазина

В нашем исследовании (Дворцова Е.В., 2004) для того чтобы оценить роль профессионально-важных качеств в  достижении продавцами книг эффективности труда, из психограммы были выбраны наиболее значимые качества. Этот выбор осуществлялся с помощью 5 экспертов (продавцы книг с высоким уровнем профессионализма и большим стажем). Экспертам предлагалось проранжировать предложенные качества с точки зрения их важности для успешной работы продавца книжного магазина.

Для экспертизы был предъявлен следующий  список качеств:

сенсорные и перцептивные

психомоторные

аттенционные

мнемические

мыслительные

эмоционально-волевые

имажинитивные

речевые и коммуникативные

По результатам экспертной оценки было выбрано 5 групп качеств, которые имели наивысшие ранги: аттенционные, мнемические, эмоционально-волевые, коммуникативные и мыслительные.

Затем были подобраны методики для диагностики данных профессионально-важных качеств. Испытуемые продавцы книжных магазинов г. Новокузнецка Кемеровской обл. (женщины в возрасте от 20 до 40 лет) в количестве 80 человек были протестированы по данным методикам.

После этого испытуемые были разделены  на две группы по эффективности труда  – таким образом, была образована группа более эффективных и группа менее эффективных продавцов. С помощью методов математико-статистической обработки были выявлены отдельные профессионально-важные качества, особо необходимые для выполнения успешной профессиональной деятельности продавца книжного магазина.

Результаты проведенного анализа  представлены в таблице 2.

 

Таблица 5

Профессионально-важные качества продавца книжного магазина (Дворцова Е.В., 2004)

 

Группы ПВК продавца книг

Методика

Выявленный по методике фактор

Обозначение фактора

Требования к наличию ПВК  у продавца

 

Уровень статистической знач-ти (р)

1

Коммуникативные

Многофакторный личностный опросник Кеттелла (16PF)

 

 

общительность

А+

обязательно

0,02

смелость в общении

H+

обязательно

0,01

экспрессивность,

жизнерадостность

F+

желательно

 

доминантность

E-

желательно

 

нонкомформизм

Q2+

обязательно

0,05

дипломатичность

N+

желательно

 

подозрительность

L-

желательно

 

2

Мыслительные

оперативность мышления, общая культура

B+

обязательно

0,05

развитое воображение

M+

обязательно

0,02

радикализм

Q1-

обязательно

0,05

3

Эмоционально-волевые

эмоциональная устойчивость

C+

обязательно

0,05

высокая нормативность поведения

G+

обязательно

0,02

чувствительность

I

обязательно

0,468

0,01

тревожность

O-

обязательно

0,01

высокий самоконтроль

Q3+

желательно

 

напряженность

Q4-

обязательно

0,02

4

Аттенционные (свойства внимания)

«Тест Мюнстерберга» (модифицированный вариант корректурной пробы)

Помехоустойчивость внимания (+)

 

обязательно

0,01

5

Мнемические (свойства памяти)

«Методика диагностики  кратковременной памяти (слуховой и  зрительной)» (Немов Р.С., 1995).

Зрительная память (+)

 

 

 

 

 

 

 

обязательно

0,001

Слуховая память (+)

 

обязательно

0,05


 

Коммуникативные качества

Общительность (фактор А + по Кэттеллу) Легкость в установлении непосредственных межличностных контактов, открытость, непринужденность, готовность к сотрудничеству, внимание к людям помогают продавцу книг расположить к себе покупателя, способствует лояльности клиента и стремлению его к совершению покупки.

 

Нонкомформизм (фактор Q2 + по Кэттеллу) Зачастую совершить покупку покупателю мешают так называемые «страхи и сомнения». Клиент невольно ждет, чтобы его убедили в необходимости покупки, аргументированно доказали это. Поэтому продавец, обладающий независимостью, ориентацией на собственные решения, находчивостью с успехом снимает все сомнения и страхи клиента.

 

Смелость в  общении (Н + по Кэттеллу) Фактор Н характеризует степень активности в социальных контактах. Такой продавец книг активный, имеет эмоциональные интересы, готов к сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах.

 

Мыслительные  качества

Оперативность мышления (фактор В + по Кэттеллу).  Профессия продавца книг, в связи со спецификой продаваемого товара, имеет значительное отличие от продавца вообще. Покупатели не просто просят показать книгу, они ждут совета и консультации. И для этого, чтобы удовлетворить такие потребности клиента, продавцу необходимо иметь достаточный уровень интеллекта, вербальной культуры и эрудиции.

 

Развитое воображение (фактор М + по Кэттеллу). Вспомним золотое правило маркетинга применительно к продаже книг: «Не предлагайте покупателям книгу, пообещайте им огромное удовольствие от прочтения этого произведения». Только продавец с развитым воображением способен применить это правило на практике, он сможет мысленно, опираясь, порой, лишь на аннотацию книги, перенестись в литературные миры и передать это покупателю. Яркая внутренняя интеллектуальная жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств делает такого продавца интересным для покупателя и помогает найти выход в неожиданных ситуациях благодаря хорошему воображению и находчивости.

 

Низкий радикализм (фактор Q1- по Кэттеллу). Высокий радикализм снижает профессиональную успешность продавца. Независимость суждений, взглядов и поведения, готовность к нарушению привычек и устоявшихся традиций на практике выливается в ситуации, когда продавец выражает критическое отношение к выбору покупателя, к его вкусам в литературе.

 

Эмоционально-волевые  качества

Эмоциональная устойчивость (фактор С + по Кэттеллу). Продавцу книг при наличии выдержанности, эмоциональной зрелости, спокойствия, уверенности в стрессовых ситуациях гарантирован успех при взаимодействии с покупателями.

 

Высокая нормативность поведения (G + по Кэттеллу). Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, осознанное соблюдение общепринятых норм – необходимые качества для успешного выполнения работником свои профессиональных задач.

 

Низкая тревожность (О- по Кэттеллу). Продавцы книг с высокими оценками по этому фактору беспокойны, озабоченны, ранимы, легко теряют присутствие духа, не уверены в себе, чувствительны к оценкам окружающих, склонны к депрессиям. Все это весьма затрудняет взаимодействие с клиентами и препятствует достижению высот эффективности.

Низкая напряженность (Q4- по Кэттеллу). Излишне напряженный продавец книг беспокоен, взвинчен, раздражителен. Это препятствует построению взаимоотношений с покупателями. Энергетическая возбужденность требует определенной разрядки, снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность. Все это несовместимо с эффективным взаимодействием с клиентом.

 

Чувствительность (фактор I+ по Кэттеллу). Продавец книг, обладающий высокой чувствительностью, склонен к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, он склонен к рефлексии, задумывается над своими ошибками и путями избежания таковых.

 

Аттенционные  качества

Помехоустойчивость  внимания (+). Продавец книг должен оперативно реагировать на запрос клиента (а, порой, нескольких одновременно), уметь быстро ориентироваться в требованиях покупателя  в любых условиях при наличии различных возмущающих факторов, кроме того одновременно при этом держать во внимании весь торговый зал.

 

Мнемические качества

Слуховая память (+) и зрительная память (+). Специфика работы продавца в книжном магазине требует постоянного запоминания и удерживания в памяти названия произведений, их авторов, издательств, кратких аннотаций, информации о наличии той или иной книги в магазине. Чем больше таких сведений держит в памяти продавец, тем более полную информацию он может дать покупателю, тем лучше сможет удовлетворить его потребности.

 

 

5.2. Профессиональная  адаптация продавца

 

Адаптация новых сотрудников к работе в организации является прямым продолжением процесса профотбора. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новичков сведет к нулю результаты отбора, если новый работник, не сумев своевременно освоить новую работу и, не вписавшись в коллектив, уволится. Таким образом, время и деньги, потраченные организацией на поиск и отбор персонала, будут выброшены на ветер.

Психологическая профессиональная адаптация - это процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда» (М.А.Дмитриева, 1991). Характеристиками человека как субъекта труда М.А.Дмитриева (1990) считает способности, опыт, мотивацию и психические состояния. Профессиональная среда включает: объект и предмет труда, орудия, цели труда, профессиональные задачи, условия труда (физическая среда), социальная среда.

Информация о работе Сбыт и продажи в структуре деятельности организации