Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа
Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.
1. Сбыт и продажи в структуре деятельности организации 2
2. Особенности профессиональной деятельности продавца 9
2.1. Цели и профессиональные задачи продавца 9
2.2. Предмет деятельности продавца и средства его труда 11
2.3. Этапы деятельности продавца 12
3. Требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам продавца 18
4. Общение продавца и клиента в коммерческом процессе 25
4.1. Коммуникативная сторона общения 26
4.2. Интерактивная составляющая общения 35
4.3. Перцептивная сторона общения 38
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности продавца 47
5.1. Профессиональный отбор 47
5.2. Профессиональная адаптация продавца 57
5.3. Аттестация продавца 62
5.4. Оценка деятельности продавца 65
5.5. Профессиональное обучение 71
6. Корпоративная культура взаимоотношений организации и клиента 94
7. Методический инструментарий для организационного психолога в торговле 109
7.1. Диагностика ориентации на клиента в профессиональной деятельности продавца 110
7.2. Диагностика эмпатии 118
7.3. Оценка профессионализма продавца наблюдением за его профессиональным поведением 123
7.4. Диагностика профессиональной адаптации продавца 131
7.5. Диагностика профессионального выгорания продавца 136
7.6. Диагностика помехоустойчивости внимания как профессионально-важного качества продавца 140
7.7. Диагностика профессиональной направленности продавца («на продажу», «на товар», «на клиента», «на себя») 141
7.8. Измерение степени ориентации предприятия на клиента 147
Список литературы 152
Сферы личности
|
Схемы рефлексии | |||
Негативные неадекватные |
Адекватные |
Позитивные неадекватные | ||
Самоуважение | ||||
Принятие себя |
Виноватый |
Принимающий |
Безупречный | |
Привлекательность для окружающих |
Непривлекательный |
Привлекательный |
Неотразимый | |
Ценность для общества |
Недостойный |
Достойный |
Особенный | |
Соответствие принятым нормам, требованиям |
Несоответствующий |
Соответствующий |
Совершенный | |
Компетентность | ||||
Уверенность в себе |
Уступающий |
Уверенный |
Доминирующий | |
Способности |
Зависимый |
Способный справиться |
Абсолютно независимый | |
Личная сила |
Бессильный |
Сильный |
Всесильный | |
Сопротивляемость стрессам |
Уязвимый |
Способный сопротивляться |
Неуязвимый | |
Отношения | ||||
Сосредоточенность на собственных интересах |
Альтруист |
Центрированный |
Эгоцентричный | |
Эмоциональная близость |
Страх покинутости |
Близость |
Избегание | |
Определение границы собственной ответственности |
Отсутствие границ |
Ясные границы |
Расширенные границы | |
Доверие к окружающим |
Недоверчивый |
Доверчивый |
Наивный |
Схема удобна отделением адекватных схем самооценки, помогающих адаптивному поведению, от неадекватных схем (которые могут быть как негативными, так и позитивными) (Лассен М.К., Элиот У., 2002).
Под идентификацией в контексте общения понимается соотношение поведения собеседника с уже известным поведением из прежнего опыта (в отличие от психотерапии, где под идентификацией понимается самоидентификация, или отождествление себя с окружающими). Это механизм, необходимый для понимания поведения других людей.
Интерпретация поведения окружающих осуществляется на основе идентификации как:
Этот важный психологический механизм приписывания ответственности срабатывает и тогда, когда покупатель приписывает ответственность за качество товара продавцу. И тогда, когда продавец приписывает ее не зависящим от него обстоятельствам. И тогда, когда пациент обращается за чудодейственным исцелением к экстрасенсу, возлагая на него последнюю надежду (персонализация). А тот переадресует ответственность высшим силам, опираясь на наивное, магическое мышление страждущего.
Эффект персонализации в рекламе проявляется, в частности, как эффект «первого лица», хозяина фирмы-производителя, с которым ассоциируется качество производимого товара. В качестве примера Сандимирский приводит текст рекламного ролика (в кадре крупным планом — сам пивовар): «За качество Я отвечаю».
В психологии менеджмента приписывание ответственности представляет собой постоянный источник конфликтов руководителя и подчиненных. В самом деле, с точки зрения подчиненных, являющихся рядовыми исполнителями, т. е. непосредственными участниками некой проблемной ситуации, ответственность в случае неблагоприятного ее исхода приписывается обстоятельствам. Для руководителя же, наблюдающего за ситуацией со стороны, представляется оправданным приписать ответственность лично действующим лицам, т.е. подчиненным.
На восприятие человека влияет также прошлый опыт общения, психологические механизмы переноса:
Понятие эмпатии в психологии было внесено Э.Титченером. Это не что иное, как процесс «вчувствования» в собеседника, сопереживания и эмоционального резонанса.
Эмпатия является исключительно значимой для установления психологического контакта, доверительных отношений, взаимопонимания. Эмоциональная связь партнеров по общению является важным невербальным каналом передачи информации, показывающим важность словесных сообщений, их правдивость. Психофизиологически в основе эмпатии лежит отражение, «отзеркаливание» телесных ощущений, вызванных эмоциями.
Как считает Дольник В.Р. (2003), общение — это процесс восприятия и воздействия на другого человека через множество едва различимых био-логических сигналов, оттенков и нюансов, которые формируют наш телесный опыт. Этот процесс постоянного резонанса с другими людьми является организующим фактором, влияющим на качество и природу наших социальных контактов, хотя для многих людей он остается неосознанным. Тем самым телесный опыт (или индуцированные в процессе общения телесные ощущения) рассматривается как основа эмпатии, как механизм бессловесного, доразумного общения и единения.
Отсюда важнейший принцип эффективного делового общения — помимо логики изложения информации использовать для убеждения собеседника механизм эмпатии. В живом общении с клиентом эмпатия представляется не только как отражение его эмоций продавцом, но и как обратное воздействие, как управление собственным эмоциональным состоянием, перевод его из негатива в позитив. Это управляемые переживания (Ребрик С, 2003) — необходимость излучать оптимизм, уверенность и благожелательность.
Для этого нужна эмпатическая саморегуляция, или саморегуляция в телесном смысле, — умение сознательно воспроизводить связанные с эмоциями телесные ощущения. Создавать те эмоции, которые сближают. В некотором смысле нужно «полюбить» покупателя (хотя и временно) как близкого, почти как родного человека. Настроить себя правильным образом, чтобы сформировать безусловное положительное отношение к клиенту (по К.Роджерсу).
Важно, чтобы в этом профессиональном сочувствии не было ни одной капли неискренности или фальши, иначе эффект окажется прямо противоположным желаемому. Как отмечает Сандомирский, рецепт подобной клиент-центрированной эмпатии, подсказанный психотерапевтическим подходом, парадоксален. Это воображаемый возврат в детство. Иными словами, нужно мысленно посмотреть на клиента, на зрелого человека, как на ребенка. И относиться к нему соответственно. Для неуверенных, не определившихся с покупкой клиентов это отношение родительски-воспитующее, принимающее часть делегированной клиентом ответственности за выбор решения (функция продавца как лидера). Для требовательных, дотошных покупателей — отношение родительски-авторитетное (функция продавца как консультанта, эксперта). Для конфликтных, недовольных — отношение родительски-сочувствующее и утешающее. В этом заключен одновременно и рецепт убеждения, и рецепт снятия напряженности, сглаживания конфликтов с клиентами.
Еще одна задача управляемой эмпатии — эмоциональное заражение клиента, усиливающее его желание приобрести товар. Задача коммуникатора с точки зрения телесной эмпатии — возбудить этот огонь, создать соответствующее телесное ощущение.
Именно телесный опыт является основой подобной саморегуляции в процессе общения. Это происходит тогда, когда эмпатия становится осознанной, когда человек целенаправленно тренирует навык наблюдения за телесными ощущениями и управления собственным эмоциональным состоянием через ощущения. Опора на определенные телесные ощущения, помогающие буквально держать себя в руках (рассматриваемые как внутренние ресурсы, отработанные в процессе работы над собой), становится фоновой деятельностью, совмещаемой с ведением диалога. Но этим дело не ограничивается: телесный психологический «инструмент» осознанной эмпатии помогает как контролировать собственные эмоции, так и лучше чувствовать собеседника и устанавливать с ним доверительный контакт.
В то же время эмпатия является, образно говоря, обоюдоострым оружием. Помимо установления доверительного психологического контакта (раппорта) с собеседником и эффективного воздействия на последнего, эмпатия может создавать проблемы для самого коммуникатора. Оборотной стороной медали является эмоциональный рикошет, или обостренное переживание, направление на коммуникатора негативных эмоций собеседника. Частое повторение подобных реакций приводит к профессиональному заболеванию коммуникатора — так называемому эмоциональному выгоранию. Способом же защиты от этих проблем служит эмоциональная компетентность, или техника безопасности для обращения с собственными эмоциями с помощью процедур антистрессовой психологической саморегуляции.
М.Е.Сандомирский (2006) подытоживает составляющие эффективного общения продавца, его профессиональной коммуникативной компетентности с точки зрения психотерапевтического подхода:
- доведенное до автоматизма
умение словесно и невербально
подстраиваться» под
- способность тонко
чувствовать эмоции
- осознанность эмпатии, умение использовать ее как рабочий инструмент;
- «распараллеленность»
внимания, наблюдение за телесными
ощущениями параллельно
Для совмещения этих двух видов деятельности текст должен быть отработан: по выражению успешного продавца — в определенные моменты необходимо включать стандартные заготовки текста.
Наработку этих заготовок нельзя пускать на самотек. Для этого предназначены соответствующие тренинги персонала (тренинги продаж).
Профессиональный отбор продавца эффективен при соблюдении следующих условий:
1. Знание особенностей
профессиональной среды и
2. Знание требований, предъявляемых к продавцу, его профессионально-важных качеств (на основе психограммы)
3. Наличие разработанных норм
отбора по соответствующим
На основе профессиограммы целесообразно разработать портреты «идеального» и «допустимого» кандидатов, которые будут своеобразным ориентиром при профотборе.
Таблица 4
Портрет кандидата (по Ковалевой О.Е., Юферовой Е.Э, 2001)
Требования |
«Идеальный кандидат» |
«Допустимый кандидат» | |
1. |
Пол |
||
2. |
Возраст |
||
3. |
Образование |
||
4. |
Желательные учебные
заведения, где кандидат мог бы получить
необходимые для успешного |
||
5. |
Желательная предыдущая сфера деятельности |
||
6. |
Названия возможных занимаемых кандидатом ранее должностей |
||
7. |
Минимальный опыт работы |
||
8. |
Перечень знаний, необходимых кандидату |
||
9. |
Навыки, которыми кандидат должен владеть |
||
10. |
Психологические качества, необходимые будущему кандидату для успешной работы |
||
11. |
Психологические качества, несовместимые с работой в данной должности |
||
12. |
Качества кандидата, обязательные для того, чтобы вписаться в организационную культуру |
||
13. |
Качества кандидата, несовместимые для работы в данной организации |
||
14. |
Культурный уровень |
Информация о работе Сбыт и продажи в структуре деятельности организации