Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа
Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.
1. Сбыт и продажи в структуре деятельности организации 2
2. Особенности профессиональной деятельности продавца 9
2.1. Цели и профессиональные задачи продавца 9
2.2. Предмет деятельности продавца и средства его труда 11
2.3. Этапы деятельности продавца 12
3. Требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам продавца 18
4. Общение продавца и клиента в коммерческом процессе 25
4.1. Коммуникативная сторона общения 26
4.2. Интерактивная составляющая общения 35
4.3. Перцептивная сторона общения 38
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности продавца 47
5.1. Профессиональный отбор 47
5.2. Профессиональная адаптация продавца 57
5.3. Аттестация продавца 62
5.4. Оценка деятельности продавца 65
5.5. Профессиональное обучение 71
6. Корпоративная культура взаимоотношений организации и клиента 94
7. Методический инструментарий для организационного психолога в торговле 109
7.1. Диагностика ориентации на клиента в профессиональной деятельности продавца 110
7.2. Диагностика эмпатии 118
7.3. Оценка профессионализма продавца наблюдением за его профессиональным поведением 123
7.4. Диагностика профессиональной адаптации продавца 131
7.5. Диагностика профессионального выгорания продавца 136
7.6. Диагностика помехоустойчивости внимания как профессионально-важного качества продавца 140
7.7. Диагностика профессиональной направленности продавца («на продажу», «на товар», «на клиента», «на себя») 141
7.8. Измерение степени ориентации предприятия на клиента 147
Список литературы 152
Для практического освоения навыка активного слушания удобно делить его на составные части или отдельные психотехнические приемы (Моховиков А.Н., 1999).
Поощрение — это стимулирование собеседника к продолжению диалога, демонстрация собственной заинтересованности (например, «Я понимаю», «Это интересно», «Пожалуйста, подробнее...», «Что еще вы хотели бы сказать по этому поводу?»).
Повторение — это перефразирование высказывания собеседника (рефрейзинг), демонстрация стремления к пониманию (например, «Правильно ли я понял, что...», «Другими словами, вы читаете...»).
Отражение — это обоснованное описание эмоций собеседника, усиление эмпатии (например, «Вы чувствуете, что...», «Вы волнованы тем, что...», «Вас тревожит, что...»).
Обобщение — это логический анализ содержания диалога (например, «Подводя итог...», «Самое главное, что...».
Успех продаж связан в большей мере с умением продавца слушать, чем говорить. По аналогии с психотерапевтическим выслушиванием пациента выслушивание клиента дает последнему эмоциональную разрядку. Как подчеркивает Г. Н. Кессон (1997): «Если клиент заговорит о своих проблемах, то придет в равновесие. Так учил Фрейд» М.Е. Садомирский подтверждает, что продавец действительно вынужден выслушивать поток жалоб клиента на жизнь и личные проблемы не только потому, что это его профессиональная обязанность, а еще и потому, что он как продавец заинтересован в своем заказчике и его делах. В этом, по его мнению, заключается клиент-центрированный подход и наглядно проявляется психотерапевтическое воздействие продавца.
Под интеракцией понимается взаимодействие и взаимовлияние партнеров в процессе общения. С этой точки зрения общение в целом может рассматриваться как взаимодействие, которое может быть (по Андреевой Г.М., 1994) бесконфликтным (кооперация) и конкурентным (конфликт). Разные виды взаимодействия партнеров по общению опираются на различные психологические механизмы. Отличие таких видов интеракции, как суггестия и индукция, от убеждения состоит в использовании дополнительных правополушарных механизмов коммуникации — эмоциональных, нелогических, нерассудочных, иррациональных. Тем самым разницу между убеждением и суггестией составляет задействование нелогичных, импульсивных механизмов психики. Гиту Орме называет их эмоциональным мышлением, связывая с ним по большому счету секрет успешности, а в частности — секрет влияния на людей, основу убеждающей коммуникации (Гиту Орме, 2003).
Именно в использовании подобного психологического резерва кроется рецепт суперпродаж (активных продаж). Именно этим успешный продавец отличается от неуспешного. И этому психолог, бизнес-тренер должен обучить продавца — но не в теории, а на практике. Подобное обучение представляет собой, по выражению М.Энтони (2004), «тренинг эмоционального интеллекта».
Классификацию видов взаимодействия в общении и их психологические механизмы можно представить следующим образом:
Согласно трансактной теории Э. Берна, каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими (интеракции) может находиться в одном из трех эго-состояний: «Взрослого», «Родителя» или «Ребенка», по формулировке Р.Дилтса (2002), соответственно, «реалиста», «критика» и «мечтателя».
Коммуникативные характеристики состояния «Родитель» — это ответственность, критика и самокритика, противодействие внешней критике и агрессии. Характерна приверженность стереотипам, соответствие социальным стандартам «не высовываться» и морально-этическим нормам. В общении — раздражительность, претензии на доминирование, командные интонации, предъявление завышенных требований к собеседнику.
Ведущий мотив покупки — соответствовать стереотипам: быть как все, поступать правильно, поддерживать установленный порядок, неукоснительно соблюдать общепринятые нормы поведения, традиции.
Последнее особенно справедливо в сфере личной гигиены, Именно на «родительское» ролевое состояние потенциального потребителя, по мнению М.Е. Сандомирского, рассчитаны рекламные призывы, сочетающие в себе дошкольно-воспитательные и санитарно-гигиенические сентенции типа «мойте руки перед едой...».
Коммуникативные характеристики состояния «Взрослый» — это практичность, оперирование цифрами и фактами, здравый смысл, профессиональная компетентность. В общении проявляются уравновешенность, сдержанность, отстраненность, закрытость.
Мотив покупки — разумное соотношение цены и качества, обоснованная и взвешенная потребность.
Коммуникативные характеристики состояния «Ребенок» — непосредственность, общительность, обаятельность, эмоциональность. Позитивной стороной данного состояния является интерес ко всему новому, креативность, способность к поиску неожиданных решений, нестандартных выходов из проблемных ситуаций. Здесь проявляются открытость, легкость вхождения в контакт, раскрепощенность, общение без комплексов, эмоциональная насыщенность, «заводящая» окружающих по механизму эмоционального «заражения».
Мотив покупки — сиюминутное желание, любопытство (новая игрушка), поиск новых ощущений. В состоянии «Ребенка» человек является удобным потребителем досугово-развлекательных услуг, туристических поездок, сладостей, игрушек и безделушек.
Таким образом, заключение коммерческой сделки облегчается, когда покупатель находится в процессе общения в позиции «Ребенка» или «Родителя».
Переходу в
позицию «ребенка» способствуют
- апелляция к нормам морали, этики, которые якобы нарушаются собеседником: «Как вы можете так говорить?»;
- ссылка на внешний
авторитет, мнение которого
- оценка высказываний собеседника как наивных или детских, безответственных, намеки на неосведомленность, недостаточную информированность, «детскую неопытность» покупателя: «Как, разве вы не знаете, что...»;
- похвала или откровенная лесть: «Как вам идет эта вещь! У вас очень хороший вкус, раз вы ее выбрали»;
- резкая смена темы разговора (если собеседник принимает подобное отклонение от основной темы), эффект неожиданности: «Кстати, должен обратить ваше внимание на...»;
- пробуждение внутреннего
«Ребенка» (в сочетании с
Позиция «Родителя» стимулируется:
- ссылкой на внешний авторитет, мнение которого совпадает с мнением собеседника (прием «знакомые имена», по А. Барышевой);
- упоминанием о групповых нормах, стандартах поведения: «В этом сезоне все носят...»;
- подчеркиванием противоречий между теорией и практикой, словом и делом: «Конечно, в рекламе вы можете услышать... Но на самом деле...»;
- апелляцией к чувству
ответственности: «Как
- аргументацией с точки зрения взрослого прагматизма (конкретной практической пользы или вреда), особенно когда речь идет об экономии или удобстве пользования: «Хотя цена холодильников класса «А» несколько дороже, но их экономичное энергопотребление позволяет уменьшить затраты...»;
- интерпретацией поведения собеседника как защиты групповых интересов: «Вас заставляют так думать интересы вашей фирмы...».
Не менее важен подобный подход для конструктивного разрешения возникающих в процессе делового общения конфликтов. Понимание того, что инициатор конфликта, например, обычно находится в «детском» состоянии, помогает спокойно принять его претензии и найти конструктивный компромисс, перейти в состояние уравновешенного «Взрослого».
Перцепция — процесс восприятия нами партнеров в процессе общения, на основе которого формируется отношение к ним.
Напомним о необходимости для продавца безусловного положительного отношения к клиенту. Эта перцептивная установка исключительно важна для успешного делового общения. Иными словами, в отношении любого потенциального клиента фактор привлекательности приобретает позитивное значение автоматически.
При рассмотрении психологических
механизмов перцепции нужно подчеркнуть,
что она опирается на такие
универсальные психотерапевтиче
Факторы перцепции и их психологические механизмы таковы:
- рефлексия (когнитивный, направленный на себя механизм);
- интерпретация (когнитивный, направленный на окружающих механизм);
- эмпатия (эмоциональный механизм);
- идентификация (поведенческий — связан с подражанием — механизм).
Рассмотрим эти факторы вслед за М.Е.Сандомирским (2006).
Рефлексия — это осознание (или логическое представление) человеком в процессе общения того, как он воспринимается партнером по общению.
Иными словами, — взгляд на себя со стороны. В понятие рефлексии включается и интроспекция (самопознание) — мысли человека о самом себе, осознание им собственных психических процессов. На самооценку и взаимодействие с партнерами по общению влияют оценки, которые нам «выставляют» партнеры. Увидев себя в другом человеке, как в зеркале, поняв, как по принципу обратной связи нас воспринимает партнер, мы можем корректировать процесс общения.
Различают три составляющие рефлексии, или три компонента образа «Я» (К. Роджерс): «Я — реальное», «Я — идеальное» (происходящее из понятия идеала, по А. Адлеру) и «Я — социальное», которое результирует взаимодействие реального и идеального «Я», и также связано с самооценкой. В процессе общения вследствие интеракции к этому добавляется четвертая составляющая, или реальное впечатление собеседника. Тем самым, рефлективная самооценка может быть разделена на четыре части (табл. 2) в социальном аспекте (образ внутреннего и внешнего «Я», или картина «Я» для себя и для других) и во временном аспекте (реальное «Я», ориентированное на настоящее время, — «какой я есть» и идеальное, ориентированное на психологическое будущее время, — «каким я хочу быть или казаться»).
Таблица 2
Структура рефлективного образа «Я»
Самооценка |
Структура образа «Я» | |
Соответствие «Я» реального и идеального |
Несоответствие «Я» реального и идеального | |
Внутренняя оценка – в собственных глазах |
Позиция «Я в порядке» (для себя) |
Позиция «Я не в порядке» (для себя) |
Внешняя оценка – в глазах окружающих (социальная) |
Позиция «Я в порядке» (для окружающих) |
Позиция «Я не в порядке» (для окружающих) |
Именно это соответствие или, напротив, несоответствие друг другу реального и идеального «Я» лежит в основе формирования устойчивого отношения человека к себе самому и к окружающим, описанного Э.Берном в форме так называемых «жизненных позиций». Человек с позицией «Я — в порядке» более успешен и приспособлен к жизни, чем человек с противоположной позицией «Я — не в порядке». Позиция же, которую человек мысленно приписывает другим людям в отношении себя самого, зеркально отражается в его позиции по отношению к окружающим. При этом позитивный выбор способствует более эффективному и бесконфликтному общению.
Точно так же и социальное «Я», или представление собственного «Я» для окружающих, разделяется на две части: каким я хочу казаться каким, по моему мнению, меня воспринимает собеседник.
От соотношения (соответствия, конгруэнтности) этих составляющих рефлективного образа «Я» зависит предпочитаемая человеком позиция в общении, стиль его поведения, степень уверенности в себе (ассертивность).
Чрезмерно большое расстояние между реальным и идеальным «Я», делающее последнее недостижимым, порождает заниженную самооценку (недовольство собой, комплекс недостаточности). Напротив, чрезмерное сближение (или даже слияние) реального и идеального «Я» приводит к неадекватно завышенной самооценке (нарциссизм). Негармоничное соотношение реальной и идеальной составляющих социального «Я» приводит в одном из крайних случаев к «закомплексованности» в общении, боязни публичных выступлений (социофобия), другая же крайность — эгоистичное, антисоциальное поведение.
М.К.Лассен и Ч.Элиот
приводят следующую расширенную
схему рефлексии —
Таблица 3
Схемы самооценивания
Информация о работе Сбыт и продажи в структуре деятельности организации