Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа
Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.
1. Сбыт и продажи в структуре деятельности организации 2
2. Особенности профессиональной деятельности продавца 9
2.1. Цели и профессиональные задачи продавца 9
2.2. Предмет деятельности продавца и средства его труда 11
2.3. Этапы деятельности продавца 12
3. Требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам продавца 18
4. Общение продавца и клиента в коммерческом процессе 25
4.1. Коммуникативная сторона общения 26
4.2. Интерактивная составляющая общения 35
4.3. Перцептивная сторона общения 38
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности продавца 47
5.1. Профессиональный отбор 47
5.2. Профессиональная адаптация продавца 57
5.3. Аттестация продавца 62
5.4. Оценка деятельности продавца 65
5.5. Профессиональное обучение 71
6. Корпоративная культура взаимоотношений организации и клиента 94
7. Методический инструментарий для организационного психолога в торговле 109
7.1. Диагностика ориентации на клиента в профессиональной деятельности продавца 110
7.2. Диагностика эмпатии 118
7.3. Оценка профессионализма продавца наблюдением за его профессиональным поведением 123
7.4. Диагностика профессиональной адаптации продавца 131
7.5. Диагностика профессионального выгорания продавца 136
7.6. Диагностика помехоустойчивости внимания как профессионально-важного качества продавца 140
7.7. Диагностика профессиональной направленности продавца («на продажу», «на товар», «на клиента», «на себя») 141
7.8. Измерение степени ориентации предприятия на клиента 147
Список литературы 152
Принцип 2. Учебная программа ориентирована на результат, на изменения в поведении продавцов и менеджеров по продажам.
Представители компании и приглашаемые тренеры по продажам должны совместно определить, какие изменения ожидаются после тренинга, как можно отследить эти изменения, что можно и нужно сделать для закрепления результата (сформировать систему наставничества и (или) супервизии; привлечь тренера для «коучинга», сопровождения продавцов во время работы; сделать замеры в работе продавцов «до и после» тренинга продаж, предложить участникам тренинга написать сочинение на тему: «Что я собираюсь изменить в своей работе после тренинга продаж» и т.п.).
Принцип 3. Учебная программа дает измеряемые результаты.
Независимо от подхода преподавателя и тренера к оценке результатов обучения, в фирме необходимо иметь свою систему оценок учебных программ.
Возможно, имеет смысл ввести типологию учебных программ по ожидаемым результатам. Например, академические учебные программы («Основы маркетинга», «Управление сбытом в компании» и др.) дают необходимый общий базис для сотрудников фирмы, не приводящий к немедленному изменению поведения продавца и соответственно увеличению объемов продаж. Успешность академического типа обучения можно измерять также академическим способом: проведением экзамена для слушателей курса, например, в виде письменного теста.
Тренинг нацелен на поведенческие изменения его участников. На тренинге продаж продавец может осознать неэффективность определенных способов поведения по отношению к клиенту, которые он использует в постоянной практике общения. При умело проведенном тренинге продавец сможет найти замену своим неэффективным моделям поведения (или дополнить свой поведенческий репертуар новыми полезными способами работы с клиентами). Как фирма будет измерять данные поведенческие изменения своих сотрудников? Насколько тренер в состоянии гарантировать позитивное протекание этих изменений за рамками тренинга? Ответственным лицам организации имеет смысл обсудить эти вопросы до начала работы с конкретным тренером.
Принцип 4. Учебная программа изменяется со временем в соответствии с изменяющимися потребностями организации. Преподаватели и тренеры постоянно развиваются профессионально.
Ответственный сотрудник фирмы должен отслеживать изменение программ и соответствие профессиональной компетентности тренера актуальным потребностям организации. Значит, этот сотрудник должен быть осведомлен о задачах, связанных с организацией обучения в компании и обеспечением его результативности. Другими словами, возникает организационная потребность в сотруднике или группе людей, занимающихся проблемами обучения в фирме.
Либо организация формирует внутри себя специальную структуру — внутрифирменный учебный центр, либо ищет подобный ресурс снаружи и заключает договор о продолжительном сотрудничестве с какой-либо учебной или консультационной структурой.
Принцип 5. Необходимо планировать обучение персонала в компании, основываясь на модели стратегического управления учебным процессом в организации.
Т.Г.Солтицкая отмечает, что в России тренинг в традиционном смысле предполагает активное социально-психологическое обучение с моделированием профессиональной деятельности и ролевыми играми. Тренинг продаж в практике западных компаний часто обозначает собственно обучение продажам, предполагающее смешение разнообразных форм обучения. Здесь могут использоваться мастерские, семинары, лекционные блоки, самостоятельная работа с литературой и анализом своих продаж.
Выбор любой формы обучения связан с учетом ее достоинств и недостатков.
Основные формы обучения продажам (по Т.Г. Солтицкой, 2004)
1. Супервизия с обратной связью непосредственно в рабочем процессе продаж. Опытный продавец, менеджер, тренер наблюдает за работой обучаемого и корректирует его поведение.
2. Семинар как сочетание информирования, дискуссии и аналитических упражнений. Преподаватель предлагает материал по продажам и просит участников семинара сделать какое-либо аналитическое упражнение, чтобы затем обсудить полученные результаты в группе. Неоднозначность поведенческих задач приводит к различным вариантам решений и создает поле для активных дискуссий участников. Дискуссия управляется преподавателем и помогает слушателям лучше запомнить материал и понять его.
3. Тренинг как сочетание аналитических и поведенческих упражнений. Основное отличие тренинга от остальных форм обучения — это обязательное моделирование деятельности продавца или менеджера по продажам. Моделирование может осуществляться через ролевые игры, стратегические симуляции, имитационные упражнения. В тренинге соблюдается принцип активной обратной связи: от тренера — участникам, от участников — тренеру, от участников друг другу.
4. Лекция как форма обучения предполагает информирование и ответ преподавателя на вопросы слушателей. Лекции минимально активизируют внимание и память слушателей. Успешный лектор активно пользуется различными аудио-визуальными средствами презентации и работает со своей речью. Большинство хороших лекторов эмоциональны, экспрессивны, обладают актерскими способностями. Эти качества помогают им удерживать внимание аудитории в течение длительного времени.
5. Самообучение (по подготовленным материалам) с супервизором, оценивающим результаты обучения.
В таблице 6 показана взаимозависимость определенных факторов (количество обучаемых, ситуация в организации, предмет изучения) и формы обучения, наиболее адекватной данным условиям.
Таблица 6
Выбор формы обучения продажам в организациях
Фактор |
Форма обучения (ОС - обратная связь) |
Один — два обучаемых |
|
5-15 человек в группе |
|
15-100 человек в группе |
|
Изменения в организации |
|
Предмет обучения достаточно стабилен |
|
Надо тренировать умения и навыки коммуникации с клиентом |
|
Содержание обучения очень абстрактно и концептуально |
|
Методы обучения, используемые
в тренингах продаж, неспецифичны.
Согласно Т.Г.Солтицкой, это стандартный
набор методов активного
Игры в тренинге продаж
Игры выполняют три задачи:
1) применение знаний, умений и навыков;
2) демонстрация поведенческого паттерна;
3) открытие и осознание
поведенческих паттернов,
Т.Г.Солтицкая приводит трехуровневую модель обучения на тренинге, которую предложил С. Пэрри, президент Training House, Inc., ведущий программ «Тренинг для тренеров по продажам»:
Приобретение → Демонстрация → Применение | ||
Лекции, книги |
Ролевые игры, Кейсы, видеофильмы |
Ролевые игры, моделирование, «выход в поле» |
Рис. 1. Модель обучения на тренинге
Общая ошибка тренеров, по
мнению С. Пэрри, — пропуск второй
стадии в обучении. Необходимо дать
возможность обучаемым
Т.Г. Солтицкая приводит три типа ролевых игр, используемых в тренингах (выделенных Дж. Лафферти, основателем и главой консалтинговой фирмы Human Synergistics, Inc., автора знаменитой игры «Катастрофа в пустыне»)
Солтицкая выделяет достоинства и недостатки игр как тренингового метода.
Достоинства игр как тренингового метода:
Недостатки игр как тренингового метода:
Т.А. Солтицкая в своей работе Тренинг продаж (2004) дает подробное описание и инструкцию для психолога по проведению различных тренингов продаж для торговых компаний.
Тренинговые программы, предлагаемые разными специалистами для разных компаний с разными целями, отличаются друг от друга принципами построения содержания.
Профессиональный заказчик тренинга, разбирающийся в специфике обучения продажам, делает предметом переговоров с тренером не только организационные вопросы, но и концепцию (основные принципы) построения тренинга продаж.
Т.А.Солтицкая (2004) предлагает
следующую классификацию
1. Процессный подход: учебная программа тренинга продаж базируется на фазовой динамике процесса продаж.
2. Социально-психологический тренинг продаж: программа основывается на идее коммуникативной успешности продавца как определяющей успешность продаж.
3. Программа базируется на определенной формуле успеха, например, формуле успеха продаж «AIDA = внимание (Attention) + интерес (Interest) + желание (Desire) + действия (Action)», следование которой во время продажи гарантирует продавцу успех.
4. Продажа рассматривается как переговорный процесс, продавцов учат грамотному ведению переговоров.
5. Продажа рассматривается как презентация продукта и фирмы и самопрезентация продавца: продавца учат грамотной презентации.
6. Продажа рассматривается как процесс консультирования, продавцы получают навыки помощи клиентам в решении их проблем и использовании консультантских стратегий и тактик поведения с клиентом.
7. Продажа рассматривается как стратегический процесс деятельности организации, который включает в себя анализ рынка, продукта, клиентских групп, стратегическое планирование продаж, создание видения успешных продаж в компании, выбор модели сервиса и др.
Информация о работе Сбыт и продажи в структуре деятельности организации