Сбыт и продажи в структуре деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.

Содержание

1. Сбыт и продажи в структуре деятельности организации 2
2. Особенности профессиональной деятельности продавца 9
2.1. Цели и профессиональные задачи продавца 9
2.2. Предмет деятельности продавца и средства его труда 11
2.3. Этапы деятельности продавца 12
3. Требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам продавца 18
4. Общение продавца и клиента в коммерческом процессе 25
4.1. Коммуникативная сторона общения 26
4.2. Интерактивная составляющая общения 35
4.3. Перцептивная сторона общения 38
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности продавца 47
5.1. Профессиональный отбор 47
5.2. Профессиональная адаптация продавца 57
5.3. Аттестация продавца 62
5.4. Оценка деятельности продавца 65
5.5. Профессиональное обучение 71
6. Корпоративная культура взаимоотношений организации и клиента 94
7. Методический инструментарий для организационного психолога в торговле 109
7.1. Диагностика ориентации на клиента в профессиональной деятельности продавца 110
7.2. Диагностика эмпатии 118
7.3. Оценка профессионализма продавца наблюдением за его профессиональным поведением 123
7.4. Диагностика профессиональной адаптации продавца 131
7.5. Диагностика профессионального выгорания продавца 136
7.6. Диагностика помехоустойчивости внимания как профессионально-важного качества продавца 140
7.7. Диагностика профессиональной направленности продавца («на продажу», «на товар», «на клиента», «на себя») 141
7.8. Измерение степени ориентации предприятия на клиента 147
Список литературы 152

Работа содержит 1 файл

Дворцова Е[1].В. Организация и клиент.doc

— 1.06 Мб (Скачать)


 

 

 

 

Оглавление

1. Сбыт и  продажи в структуре деятельности  организации

 

Среди бизнес-процессов  организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.

Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.

В связи с  особой ролью сбыта, как считает  Г.Л. Бардиер (2002), все другие бизнес-процессы в фирме «работают» в конечном итоге на сбыт. Оптимальной считается ситуация, когда все бизнес-процессы в фирме стратегически скоординированы вокруг сбыта, а тактически ориентированны на конкретные его аспекты.

Например, от маркетинга во многом зависит вся  стратегия сбыта, иногда в фирмах отдел сбыта существует как часть маркетингового отдела. От рекламы зависят, в частности, сценарии обучения продавцов. От перспектив сбыта — презентации и переговоры о намерениях. От PR, отношений с конкурентами и построения имиджа фирмы — то, насколько жесткими или мягкими будут технологии продаж.

От административной деятельности фирмы, от ее кадровой политики и логики формирования организационной  структуры зависят укомплектованность отдела сбыта и полнота описания должностных обязанностей его сотрудников.

Минимальный состав, сотрудников отдела сбыта, по мнению Г.Л. Бардиер (2002) должен включать следующие позиции:

  • менеджер (управляющий) по сбыту,
  • коммерческий директор,
  • торговые агенты (лица, действующие от имени фирмы и выполняющие одну или несколько функций).

 

Главные функции менеджера по сбыту:

  • участие наряду с администрацией и руководством в формировании общей стратегий фирмы и вытекающей из нее стратегии сбыта,
  • разработка программ сбыта, организация и контроль их осуществления,
  • координация деятельности всех отделов фирмы, ориентированных на сбыт или косвенно связанных с ним,
  • совместно с менеджером по персоналу разработка технологий продаж и фирменных сценариев для продавцов,
  • изучение обратной связи от продавцов и обеспечение этой информацией заинтересованных отделов (маркетинга, рекламы, PR и др.).

 

Функции коммерческого директора связаны  с обеспечением следующих направлений  работ:

  • складирование продукции,
  • транспорт,
  • демонстрационные и торговые помещения,
  • сбыт по телефону,
  • допродажное обслуживание покупателей (демонстрации, консультации),
  • послепродажное обслуживание (доставка, установка, ремонт,  гарантии, страховка и др.),
  • стимулирование сбыта совместно с отделом рекламы,
  • управление кредитами,
  • организация розничной торговли.     

 

Функции торговых агентов (продавцов):

  • выявление потенциальных клиентов,
  • налаживание коммуникации с ними,
  • осуществление сбыта,
  • организация обслуживания,
  • сбор информации,
  • распределение ресурсов.

Деятельность  всего сбытового аппарата в целом  можно классифицировать:

  • по функциям,
  • по типу ассортимента продукции,
  • по типу обслуживаемых покупателей,
  • по типу географического региона,
  • по типу отрасли.     

Общие задачи всех сотрудников сбытового аппарата - обеспечение эффективности деятельности фирмы на рынке.

 

Формирование  стратегии сбыта и разработка сбытовых программ

Формирование стратегии сбыта тесно связано со стратегией деятельности всей фирмы в целом.

Если фирма  действительно, а не декларативно, работает на стратегическом уровне, то для нее  должны быть однозначно определены и точно сформулированы основные ближние и дальние цели деятельности, диапазон приемлемых способов их достижения, а также качественно-количественные критерии оценки результатов этой деятельности.

Исходя из этой информации, стратегия сбыта, согласно Г.Л. Бардиер (2002),  должна учитывать и уточнять:

  • цели и перспективы существования фирмы (что производим, для чего и для кого, в каких формах и объемах, с какими перспективами, с какой общественной значимостью; как относимся к государственной экономической политике, кого считаем своими потребителями, партнерами, конкурентами);
  • приемлемые для фирмы способы осуществления своей деятельности (какими технологиями пользуемся, какую позицию занимаем на рынке, какие этические принципы взаимодействия с потребителями, конкурентами и общественностью проповедуем, на чем акцентируем интерес к себе со стороны, чем гордимся, а что от посторонних глаз прячем);
  • критерии оценки результатов деятельности (какими количественными показателями пользуемся, какие модели задействуем при планировании, что включаем в базы данных, как ведем контроль, какие показатели отслеживаем в динамике, на что обращаем внимание из качественных показателей, как относимся к общественному мнению, к постоянным клиентам, к освоению новых ниш на рынке).

Знать ответы на эти и подобные им вопросы для  руководителя отдела сбыта и его сотрудников важно, поскольку именно на них базируется общая стратегия сбыта, которая далее разворачивается в виде более частных (локальных) стратегий и тактик деятельности отдела, например:

  • в виде системы мероприятий по управлению сбытом,
  • в виде фирменной технологии стимулирования сбыта,
  • в виде стратегии формирования торгового аппарата.

На базе локальных  стратегий создаются общая и  частные сбытовые программы. Общая отражает стратегию сбыта, а частные — тактические вопросы, например, такие как: стимулирование сбыта, подготовка продавцов, взаимодействие с другими отделами, накопление и хранение разных видов информации, расширение или сужение сбыта, переход на другую продукцию, динамика цен, технология личных продаж и так далее.

 

Продажи, их виды и место в структуре  сбыта

В структуре  сбытового аппарата отдельно выделяют торговый аппарат, основная функция  которого — продажи.

Самой общей  классификацией видов продаж является их разделение на розничную и оптовую торговлю.

Розничная торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Основной формой розничной торговли является реализация товара через разные виды магазинов. Но есть и внемагазинные формы  розничной торговли. К ним относятся:

  • розничная торговля с заказом товаров по почте или по телефону,
  • торговые автоматы,
  • службы заказов со скидкой,
  • торговля вразнос,
  • продажа на дому в ходе «торговых встреч.

Оптовая торговля осуществляется отдельными лицами или  фирмами, для которых торговля является основным видом деятельности. Выделяют четыре группы оптовиков (Г.Л. Бардиер, 2002):

  • оптовики-купцы (приобретают право собственности на товар): торговцы оптом; дистрибьюторы товаров промышленного назначения; оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара; оптовики-коммивояжеры, оптовики-организаторы, оптовики-консигнанты (комиссионеры), сельскохозяйственные производственные кооперативы, оптовики-посылторговцы,
  • брокеры и агенты (не берут на себя права собственности на товар),
  • оптовые отделения и конторы производителей (являются подразделением производителей, занимающихся оптовой торговлей): сбытовые отделения и конторы, закупочные конторы,
  • специализированные оптовики: скупщики, оптовые базы, аукционисты.

Для психологической работы с оптовиками, как отмечает Г.Л.Бардиер (2002), очень важно понимать и различными средствами подкреплять их мотивацию брать товар именно данной фирмы.

Для психологической  работы с розничными продавцами разработана целая система психотехнологий. В особенности это касается торговых агентов, в чьи профессиональные обязанности входит знание психологии личных продаж.

Личные  продажи являются самой эффективной формой сбыта. Этому способствует ряд их сильных сторон (по Лавровой Г.А., 1994):

  • индивидуальное внимание к каждому потребителю, личное эмоциональное воздействие на него,
  • гибкость к требованиям отдельных групп потребителей,
  • возможность широкой демонстрации достоинств товара,
  • накопление разносторонней информации о спросе и потребителе в процессе общения с ним.

К недостаткам  личных продаж относят:

  • ограниченность аудитории,
  • высокие издержки на сбыт единицы продукции.

Наиболее широко персональные продажи используются при реализации дорогих товаров  народного потребления и сложных  товаров производственного назначения.

Осуществляют  личные продажи: торговые агенты фирмы-производителя (сотрудники отдела сбыта), продавцы-консультанты фирменных магазинов, представители самостоятельных сбытовых организаций, например, дилеры, дистрибьюторы, торговые агенты (не являющиеся сотрудниками отдела сбыта фирмы), консигнаторы (комиссионеры), а также иногда продавцы предприятий розничной торговли.

Остановимся подробнее на особенностях профессиональной деятельности продавцов розничных  магазинов.

2. Особенности профессиональной деятельности продавца

2.1. Цели и  профессиональные задачи продавца

Миссия организации  – глобальная цель деятельности организации, ориентированная в будущее. Любая  торговая организация, в конечном счете, продает товары и услуги лишь как форму удовлетворения потребностей и желаний ее клиентов. Удовлетворение клиента и продолжительное процветание организации взаимосвязаны. Невозможно представить процветающими организации, деятельность которых противоречит интересам общества, либо не удовлетворяют потребности той его части, которую составляют клиенты.

Миссия торговой организации может быть определена как: 1) предоставление людям возможности приобретать необходимые товары для удовлетворения их потребностей и получать нужную информацию по интересующей их тематике; 2) обеспечение встречи производителя (в лице товара) со своим потребителем. Исходя из этого, основная стратегия деятельности продавцов может быть выражена словами: «Работать так, чтобы ни один клиент не вышел из магазина недовольным, и ни один вид товара не остался невостребованным».

Согласно Е.А.Климову (1998), цель труда – это результат, которого требует или ожидает  от человека общество. Цель деятельности продавцов можно сформулировать следующим образом: способствовать тому, чтобы товар нашел своего потребителя, и, чтобы каждый покупатель приобрел именно тот товар, который был необходим для удовлетворения его потребности, в кратчайший срок, в максимально комфортной обстановке и с наилучшим уровнем сервиса.

Продавец должен выполнять  план продажи не в ущерб покупателю, а только сообразуясь с его интересами и потребностями.

Продавец – активный посредник между производителем и потребителем, он своими действиями оказывает влияние на все этапы  процесса «производство-потребление». Продавец стоит как бы на финише этого процесса, осуществляет важную социальную функцию – завершает путь товара от производства к потребителю.

В работе продавца органически  сочетаются собственно торговая деятельность с консультирующей и помогающей деятельностью.

Кроме того, отталкиваясь от Е.А.Климова (1998), для профессии продавца можно выделить гностическую цель - оценивать параметры и характеристики товара, а также их покупателей и преобразующую цель - преобразовывать человеческие отношения, потребности и информацию.

Исходя из представлений  Е.А.Климова, профессиональные задачи продавцов будут сформулированы следующим образом:

Для достижения гностической цели профессиональными задачами будут:

  • Различать, оценивать и анализировать потребности покупателей.
  • Различать, оценивать и анализировать ассортимент товара магазина.

Для достижения преобразующей цели:

  • Упорядочивать информацию об ассортименте товаров и потребностях покупателей и соотносить ее.
  • Обслуживать клиентов с учетом соотнесения информации о потребностях клиента и о товарах.
  • При обслуживании клиента создавать ему максимальный психологический комфорт.

Подготовительные  задачи (предшествующие процессу обслуживания)

  • Обеспечить в торговом зале наличие товара, системность его расстановки.
  • Обеспечить эстетичность торгового зала и своего внешнего вида.

Кроме того, исходя из специфики  работы, выражающейся в несении ответственности  за сохранность материальных ценностей, перед продавцами стоит задача – следить за сохранностью товара в торговом зале.

Информация о работе Сбыт и продажи в структуре деятельности организации