Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа
Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.
1. Сбыт и продажи в структуре деятельности организации 2
2. Особенности профессиональной деятельности продавца 9
2.1. Цели и профессиональные задачи продавца 9
2.2. Предмет деятельности продавца и средства его труда 11
2.3. Этапы деятельности продавца 12
3. Требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам продавца 18
4. Общение продавца и клиента в коммерческом процессе 25
4.1. Коммуникативная сторона общения 26
4.2. Интерактивная составляющая общения 35
4.3. Перцептивная сторона общения 38
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности продавца 47
5.1. Профессиональный отбор 47
5.2. Профессиональная адаптация продавца 57
5.3. Аттестация продавца 62
5.4. Оценка деятельности продавца 65
5.5. Профессиональное обучение 71
6. Корпоративная культура взаимоотношений организации и клиента 94
7. Методический инструментарий для организационного психолога в торговле 109
7.1. Диагностика ориентации на клиента в профессиональной деятельности продавца 110
7.2. Диагностика эмпатии 118
7.3. Оценка профессионализма продавца наблюдением за его профессиональным поведением 123
7.4. Диагностика профессиональной адаптации продавца 131
7.5. Диагностика профессионального выгорания продавца 136
7.6. Диагностика помехоустойчивости внимания как профессионально-важного качества продавца 140
7.7. Диагностика профессиональной направленности продавца («на продажу», «на товар», «на клиента», «на себя») 141
7.8. Измерение степени ориентации предприятия на клиента 147
Список литературы 152
Оглавление
Среди бизнес-процессов организации (менеджмент, маркетинг, реклама, переговоры) сбыт и продажи являются одним из наиболее приоритетных в фирме, так как рост сбыта — это один из основных факторов прибыли.
Сбыт — это, по определению Т.Дж. Болта (1991), особая деятельность фирмы, направленная на реализацию производимого продукта и осуществляющая связь между товаропроизводителем и потребителем.
В связи с особой ролью сбыта, как считает Г.Л. Бардиер (2002), все другие бизнес-процессы в фирме «работают» в конечном итоге на сбыт. Оптимальной считается ситуация, когда все бизнес-процессы в фирме стратегически скоординированы вокруг сбыта, а тактически ориентированны на конкретные его аспекты.
Например, от маркетинга во многом зависит вся стратегия сбыта, иногда в фирмах отдел сбыта существует как часть маркетингового отдела. От рекламы зависят, в частности, сценарии обучения продавцов. От перспектив сбыта — презентации и переговоры о намерениях. От PR, отношений с конкурентами и построения имиджа фирмы — то, насколько жесткими или мягкими будут технологии продаж.
От административной
деятельности фирмы, от ее кадровой политики
и логики формирования организационной
структуры зависят
Минимальный состав, сотрудников отдела сбыта, по мнению Г.Л. Бардиер (2002) должен включать следующие позиции:
Главные функции менеджера по сбыту:
Функции
коммерческого директора
Функции торговых агентов (продавцов):
Деятельность всего сбытового аппарата в целом можно классифицировать:
Общие задачи
всех сотрудников сбытового аппарата
- обеспечение эффективности
Формирование стратегии сбыта и разработка сбытовых программ
Формирование стратегии сбыта тесно связано со стратегией деятельности всей фирмы в целом.
Если фирма действительно, а не декларативно, работает на стратегическом уровне, то для нее должны быть однозначно определены и точно сформулированы основные ближние и дальние цели деятельности, диапазон приемлемых способов их достижения, а также качественно-количественные критерии оценки результатов этой деятельности.
Исходя из этой информации, стратегия сбыта, согласно Г.Л. Бардиер (2002), должна учитывать и уточнять:
Знать ответы на эти и подобные им вопросы для руководителя отдела сбыта и его сотрудников важно, поскольку именно на них базируется общая стратегия сбыта, которая далее разворачивается в виде более частных (локальных) стратегий и тактик деятельности отдела, например:
На базе локальных стратегий создаются общая и частные сбытовые программы. Общая отражает стратегию сбыта, а частные — тактические вопросы, например, такие как: стимулирование сбыта, подготовка продавцов, взаимодействие с другими отделами, накопление и хранение разных видов информации, расширение или сужение сбыта, переход на другую продукцию, динамика цен, технология личных продаж и так далее.
Продажи, их виды и место в структуре сбыта
В структуре сбытового аппарата отдельно выделяют торговый аппарат, основная функция которого — продажи.
Самой общей классификацией видов продаж является их разделение на розничную и оптовую торговлю.
Розничная торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Основной формой розничной торговли является реализация товара через разные виды магазинов. Но есть и внемагазинные формы розничной торговли. К ним относятся:
Оптовая торговля осуществляется отдельными лицами или фирмами, для которых торговля является основным видом деятельности. Выделяют четыре группы оптовиков (Г.Л. Бардиер, 2002):
Для психологической работы с оптовиками, как отмечает Г.Л.Бардиер (2002), очень важно понимать и различными средствами подкреплять их мотивацию брать товар именно данной фирмы.
Для психологической работы с розничными продавцами разработана целая система психотехнологий. В особенности это касается торговых агентов, в чьи профессиональные обязанности входит знание психологии личных продаж.
Личные продажи являются самой эффективной формой сбыта. Этому способствует ряд их сильных сторон (по Лавровой Г.А., 1994):
К недостаткам личных продаж относят:
Наиболее широко
персональные продажи используются
при реализации дорогих товаров
народного потребления и
Осуществляют личные продажи: торговые агенты фирмы-производителя (сотрудники отдела сбыта), продавцы-консультанты фирменных магазинов, представители самостоятельных сбытовых организаций, например, дилеры, дистрибьюторы, торговые агенты (не являющиеся сотрудниками отдела сбыта фирмы), консигнаторы (комиссионеры), а также иногда продавцы предприятий розничной торговли.
Остановимся подробнее на особенностях профессиональной деятельности продавцов розничных магазинов.
Миссия организации – глобальная цель деятельности организации, ориентированная в будущее. Любая торговая организация, в конечном счете, продает товары и услуги лишь как форму удовлетворения потребностей и желаний ее клиентов. Удовлетворение клиента и продолжительное процветание организации взаимосвязаны. Невозможно представить процветающими организации, деятельность которых противоречит интересам общества, либо не удовлетворяют потребности той его части, которую составляют клиенты.
Миссия торговой организации может быть определена как: 1) предоставление людям возможности приобретать необходимые товары для удовлетворения их потребностей и получать нужную информацию по интересующей их тематике; 2) обеспечение встречи производителя (в лице товара) со своим потребителем. Исходя из этого, основная стратегия деятельности продавцов может быть выражена словами: «Работать так, чтобы ни один клиент не вышел из магазина недовольным, и ни один вид товара не остался невостребованным».
Согласно Е.А.Климову (1998), цель труда – это результат, которого требует или ожидает от человека общество. Цель деятельности продавцов можно сформулировать следующим образом: способствовать тому, чтобы товар нашел своего потребителя, и, чтобы каждый покупатель приобрел именно тот товар, который был необходим для удовлетворения его потребности, в кратчайший срок, в максимально комфортной обстановке и с наилучшим уровнем сервиса.
Продавец должен выполнять план продажи не в ущерб покупателю, а только сообразуясь с его интересами и потребностями.
Продавец – активный посредник между производителем и потребителем, он своими действиями оказывает влияние на все этапы процесса «производство-потребление». Продавец стоит как бы на финише этого процесса, осуществляет важную социальную функцию – завершает путь товара от производства к потребителю.
В работе продавца органически сочетаются собственно торговая деятельность с консультирующей и помогающей деятельностью.
Кроме того, отталкиваясь от Е.А.Климова (1998), для профессии продавца можно выделить гностическую цель - оценивать параметры и характеристики товара, а также их покупателей и преобразующую цель - преобразовывать человеческие отношения, потребности и информацию.
Исходя из представлений Е.А.Климова, профессиональные задачи продавцов будут сформулированы следующим образом:
Для достижения гностической цели профессиональными задачами будут:
Для достижения преобразующей цели:
Подготовительные задачи (предшествующие процессу обслуживания)
Кроме того, исходя из специфики работы, выражающейся в несении ответственности за сохранность материальных ценностей, перед продавцами стоит задача – следить за сохранностью товара в торговом зале.
Информация о работе Сбыт и продажи в структуре деятельности организации