Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73
Рассчитываемый объем
розничного товарооборота может
быть уточнен после определения
необходимой торговому
Рассмотрим планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам. Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется. Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов. Остановимся на основных из них.
1. Покупательная способность
населения в разные периоды года,
определяемая на основе примерных расчетов
денежных доходов населения. Внутригодичные колебания
покупательских фондов, или денежных доходов,
не совпадают с соответствующими показателями
розничного товарооборота, так как доходы,
полученные населением в одном периоде,
могут быть израсходованы на покупку товаров
в другое время. Однако использование
данных о динамике денежных доходов населения
по кварталам и месяцам, о темпах их роста
на планируемый период наряду с глубоким
экономическим анализом розничного товарооборота
за прошлые годы позволяет повысить обоснованность
внутригодичных прогнозов товарооборота.
2. Особенности покупательского
спроса населения в отдельные
периоды (весенне-летний и осенне-зимний
сезоны, предпраздничные и праздничные
ни, период подготовки к учебному году
и т.п.). Они отражаются на показателях
внутригодичного товарооборота. Для анализа
этих показателей рассчитывается удельный
вес каждого квартала в годовом товарообороте
и соответственно доля каждого месяца
в квартальном обороте. При этом учитывается
сезонность в производстве и потреблении
отдельных групп товаров, климатические
особенности каждого периода, влияющие
на спрос населения, и другие факторы.
В целом по магазину в годовом и в квартальном
оборотах имеется некоторая стабильность.
Однако при планировании товарооборота
нельзя механически переносить в план
сложившиеся в прошлом пропорции. Надо
критически проанализировать результаты
и выявить, под влиянием каких факторов
сложились внутригодичные колебания розничного
товарооборота и какова степень влияния
этих факторов в плановом периоде с учетом
изменений, происходящих в экономике района
торговли.
3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследования внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения и особенностей спроса — нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерческого отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота.
На основании исследований, проведенных в 1-ой главе дипломной работы можно сделать следующие выводы.
1.Основным показателем, характеризующим деятельность торгового предприятия является розничный товарооборот. Он характеризует объем продажи товаров на заключительной стадии их движения из сферы торговли в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения.
2. В условиях формирования и развития рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных (продажных) цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
3. Основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:
- проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материално-техничной базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
- разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.
4. Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая).
5. Объем розничного товарооборота через все каналы реализации составил в 2007 году 25 230 млрд. р. и увеличился по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 20 % при прогнозном показателе 13-14 %. За 2005-2007 годы его рост составил 211 процентов, что превышает прогнозные показатели Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2005-2007 годы (50-55 процентов). Темпы роста розничного товарооборота в целом за 2008 год составили 120,5%.
6. Характерной особенностью развития товарооборота в этот период станет сокращение доли продажи товаров на рынках и более высокий темп роста товарооборота в торговых организациях, удельный вес которых предполагается довести в 2010 году не менее чем до 65,2 процента от общего объема товарооборота против 63,8 процента в 2005 году.
7. Повысится эффективность мер по защите внутреннего потребительского рынка от реализации фальсифицированных и некачественных товаров, при этом предусматривается расширение перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.
Первостепенное внимание будет уделено вопросам совершенствования размещения торговой сети и, прежде всего, обеспечению доступности товаров и услуг для всех категорий населения.
8. Развитие розничной торговой сети в 2009-2010 годах будет осуществляться по двум основным направлениям.
Первое направление - это укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и - супермаркетов и торговых центров.
В 2010 году количество магазинов с торговой площадью свыше 650 кв. метров составит 231 единицу, свыше 1000 кв. метров преимущественно в формате супер- и гипермаркетов - 116 единиц.
Второе направление - формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
9. Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:
- сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения;
- уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов;
- соотношение товарного и нетоварного потребления;
- нормы потребления пищевых продуктов
и важнейших непродовольственных товаров
в сопоставлении с фактическим уровнем
потребления товаров;
- изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения.
10. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
11. Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. Существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП
«Желдорсервис»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности
Торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие «Желдорсервис» действует в составе Транспортного республиканского унитарного предприятия «Брестское отделение Белорусской железной дороги».
Стратегия развития ТПРДУП «Желдорсервис» основана на использовании всех имеющихся ресурсов для роста товарооборота, повышения доходности организации.
Для осуществления эффективной деятельности ТПРДУП «Желдорсервис» обладает необходимыми ресурсами: материально-технической базой и персоналом с достаточным уровнем образования и опытом работы в торговле и сферах производства.
Хозяйственную деятельность ТПРДУП «Желдорсервис» осуществляет в сферах: торговля, общественное питание, производство продовольственных товаров для удовлетворения социальных потребностей железнодорожников, пассажиров железнодорожного транспорта и населения и направлена на выполнение заданий, установленных Правительством Республики Беларусь и руководством Белорусской железной дороги по обеспечению их товарами, безалкогольными напитками, продукцией общественного питания.
Организационная деятельность направлена на развитие предприятия:
производство продовольственных товаров (производственные подразделения) - реализация произведённой продукции и товаров (сеть магазинов, предприятий общественного питания).
Достижение объемов производства продукции и реализации товаров, работ, услуг позволит обеспечить:
- рост выручки от реализации товаров, работ, услуг, темп роста выручки 106%), выручка от реализации товаров, работ, услуг составит 27260 млн.руб.;
- среднюю заработную плату 487 тыс.руб., рост к 2007г.-112,2%;
- среднемесячную нагрузку на одного работника 5,5 млн.руб., рост к 2007г. составит 110,3%), рост производительности труда будет опережать рост среднемесячной заработной платы;
- использовать инвестиции в основной капитал 192 млн.руб.;
- финансовую устойчивость предприятия, коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия, будут соответствовать области нормативных значений.
Учредителем торгово-производственного республиканского дочернего унитарного предприятия «Желдорсервис» является Транспортное республиканское унитарное предприятие «Брестское отделение Белорусской железной дороги». Юридический адрес: 224004, г.Брест, Привокзальная площадь.