Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73

Работа содержит 1 файл

товарооборот.doc

— 868.50 Кб (Скачать)

На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров. Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем розничного товарооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.

Третья стадия - рассчитав  общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.

После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.

Важной исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота за предплановый период. Сложившиеся пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.

Внутригодичное колебание  и изменение товарооборота происходит под влиянием объемов и состояния  покупательной способности населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерности завоза товаров по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.

Четвертая стадия - планирование структуры товарооборота торгового  предприятия, т.е. объема реализации отдельных  товарных групп. В условиях, когда  торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В связи с тем, что  к составлению планов на будущий  год приступают, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6), которые являются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.

Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборота называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года. Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.

Стадия 5 - определение суммы товарных запасов на планируемый год. Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии, т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет за собой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избыток товаров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.

Величина запаса должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросами покупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак, важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, а следовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразно произвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.

В соответствии с процессом  формирования можно выделить следующие  составные элементы запаса товаров: Рабочий запас, включающий запас на прием и подготовку товаров к продаже, представительный набор для их показа покупателям в торговом зале магазина. Величина этого запаса зависит от количества разновидностей, входящих в состав товарной группы.

Запас пополнения, необходимый для обеспечения регулярной торговли в периоды между очередной доставкой товара. Его размер зависит от частоты завоза, широты ассортимента и комплектности поступающих партий товаров. В период между очередным поступлением этот запас колеблется от максимума (в день доставки) до минимума (в канун завоза). Поэтому при определении необходимого запаса учитывается среднее время периодичности, т.е. половина частоты поступления товаров.

Рабочий запас и запас  пополнения в совокупности составляют торговый запас.

Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушения сроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса. В соответствии с этими элементами необходимый уровень запаса в днях (Уз) может быть рассчитан по следующей формуле

 

                           Уз = Рз. + Пз. + Гз.,                                                     (1.12)

 

где  Рз. - рабочий запас;

Пз. - запас пополнения;

Гз. - гарантийный запас.

 

По товарам сложного ассортимента следует дополнительно  учесть коэффициент комплектности, рассчитываемый как отношение среднего количества разновидностей в одной партии к общему их количеству. Если, например, магазин торгует 20 наименованиями кондитерских изделий, а в каждой партии в среднем поступает к их разновидностей, то коэффициент комплектности равен 0,25 (5:20). Это значит, что при частоте завоза кондитерских изделий 3 раза в месяц запас пополнения составляет 20 дней (10/2:0,25), т.е. обновление всего ассортимента происходит после четырех поставок этих изделий.

На основе данных об уровне в днях рассчитывается необходимая сумма товарных запасов.

Движение товарных запасов  во взаимосвязи с оборотом по продаже  позволяет установить один из важнейших экономических показателей торговли - товарооборачиваемость, которая характеризует скорость оборота, или время обращения товаров. Она может быть выражена либо числом оборотов, либо количеством дней, необходимых на один оборот. Расчет товарооборачиваемости в днях позволяет определить, за сколько дней оборачивается средний товарный запас. Таким образом, при определении товарооборачиваемости берут не конкретный запас товаров на ту или иную дату, а средний запас за весь анализируемый период (квартал, год).

Средний товарный запас  исчисляется по формуле средней  хронологической, образуемой показателями конкретных товарных запасов на ряд промежуточных дат рассматриваемого периода по формуле

                                   __

         ТЗ = (ТЗ1/2 + ТЗ2 + ТЗ3 +…ТЗn/2) / n-1,                        (1.13)

 

где  ТЗ - средние товарные запасы за период больше 1 месяца, р.;

 n - количество периодов (месяц, квартал и т.д.).

 

Отсюда следует, что  одним из подходов к определению  проектируемой суммы запасов  в предприятии являются изучение состояния его оборотных средств  и выявление возможности ускорения их оборачиваемости.

В рыночных условиях проектируемая величина запаса должна быть увязана с величиной собственных оборотных средств торгового предприятия. В нашем примере в прошлом году доля собственного капитала, вложенного в товарные запасы, составила 45%, а заемных средств - 55%.

На следующем этапе в пределах общей суммы устанавливаются запасы товаров по подразделениям (отдельным торговым точкам) и товарным группам. При этом используется опытно-статистический метод, т.е. учитываются результаты анализа и выборочных обследований, а также экспертные оценки и интуиция коммерческих работников.

Факторы, оказывающие  влияние на ускорение оборачиваемости  товаров, необходимо учитывать при  планировании товарных запасов. Это  позволит установить экономически обоснованные нормативы товарных запасов, обеспечить дальнейшее развертывание товарооборота, всесторонне удовлетворить потребности населения.

Стадия 6. Заключительным этапом планирования является определение  необходимой суммы поступления товаров на планируемый период. Успешное развитие товарооборота требует, чтобы товары поступали в торговую сеть планомерно, в соответствии с запланированным товарооборотом по кварталам и месяцам года. При определении товарного обеспечения товарооборота используется метод балансовой увязки, который может быть рассчитан по следующей формуле

 

                             П = Т + Зк – Зн + Впр,                                                 (1.14)

 

где  П – поступление товаров, р.;

Т – продажа товаров за определенный период, р.;

Зн – товарные запасы на начало отчетного периода, р.;

Зк – товарные запасы на конец отчетного периода, р.;

В пр – прочие выбытие, р.

 

При окончательном решении  вопроса о сумме завоза товаров  в торговую сеть следует по опыту  работы учесть необходимый резерв на возможное в условиях конкуренции снижение розничных цен, на случай повышения спроса на отдельные товары.

Даже при описании в общих чертах, без углубления в конкретные подробности, видно, что процесс планирования розничного товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из вышесказанного также видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др. Чтобы планируемые показатели были более точными, используют следующие основные методы прогнозирования товарооборота: экономико-математические, экономико-статистические, нормативные и др.

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

  • - опытно-статистический;
  • - экономико-статистический;
  • - экономико-математического моделирования;
  •   - комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании  любого из методов следует иметь  в виду, что составление плана  товарооборота начинается в тот  момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).

Опытно-статистический метод  позволяет определить плановый объем  товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году.

Одним из методов расчета  общего объема розничного товарооборота  торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового  предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется  в результате совокупного влияния  множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение  условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота. Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Информация о работе Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования