Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73
Аналогичная ситуация сложилась и по обеспеченности населения товарами длительного пользования. Показатель наличия на 100 семей товаров длительного пользования возрос в 2005 году по телевизорам до 130 штук против 119 в 2000 году, холодильникам до 102 штук против 98, стиральным машинам до 176 штук против 71, легковым автомобилям до 55 штук против 43.
Высокие темпы развития розничного товарооборота в немалой степени достигнуты благодаря благоприятной экономической ситуации, сложившейся в республике и в первую очередь за счет роста реальных денежных доходов населения, обеспечения своевременной выплаты заработной платы, а также наращивания объемов производства отечественных товаров.
В результате по многим товарным позициям потребительский рынок республики в 2007 году обеспечивался в основном за счет продукции отечественного производства. Доля продажи товаров, производимых в республике, в обороте торговой сети составила в 2007 году 78,3 процента, в том числе продовольственных - 86,1, непродовольственных - 67,3 процента. С учетом проведенной Министерством статистики и анализа экспертной оценки удельный вес продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота через все каналы реализации в 2007 году составил 69,1 процента, в том числе по продовольственным товарам - 80,2, непродовольственным - 57,1 процента.
Стимулированию роста объемов продаж товаров отечественного производства способствует постоянно осуществляемая торговыми организациями работа по проведению, в том числе и совместно с организациями-изготовителями, выставок-продаж, расширенных продаж товаров, а также различных рекламных мероприятий - призовых акций, покупательских конференций, демонстраций моделей и других.
Практикуется проведение распродаж товаров по сниженным ценам, приуроченных к окончанию сезона, а также в предпраздничные и праздничные дни.
Как результат, на внутреннем потребительском рынке удельный вес реализации товаров отечественного производства торговыми организациями составляет по мясу и птице 96,5 процента, колбасным изделиям и копченостям - 99,3, майонезной продукции - 93, кондитерским изделиям - 85,7, одежде и белью - 76, чулочно-носочным изделиям - 90,9, телевизорам - 99,3, холодильникам и морозильникам - 88,3 процента.
Основным направлением развития розничной торговой сети является увеличение размеров торговых объектов и поддержание оптимального соотношения крупных и небольших магазинов в целях обеспечения их наличия в зоне пешеходной доступности. Однако этот процесс идет недостаточно высокими темпами, причиной которых является неустойчивое финансовое положение большинства торговых организаций, отсутствие внешних инвестиций.
В 2005-2007 годах в республике открыто 6 гипер- и супермаркетов с торговой площадью от 1700 до 6000 кв. метров.
Количество магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров увеличилось со 171 в 2003 году до 210 в 2007 году, с торговой площадью от 1000 кв. метров соответственно с 81 до 99. [1; стр.5]
С вводом в
действие гипермаркетов созданы
реальные предпосылки для дальнейшего ра
Несмотря на глобальное распространение мирового финансового кризиса (последствия которого для белорусской экономики стали особенно ощутимыми с сентября-октября минувшего года) и ускорение до 13,3 % инфляционных процессов в стране (дефлятор ВВП составил 120,6%), 2008 год в целом оказался успешным для экономики Беларуси: важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития республики на год выполнены – темпы роста промышленного производства составили 110,8 % к уровню 2007 г., сельскохозяйственного производства – 108,9; реальные денежные доходы населения за январь-ноябрь 2008 г. возросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 12,3%, платные услуги соответственно – на 13,8; темпы роста розничного товарооборота в целом за год составили 120,5%, инвестиций в основной капитал – 123,1%. При этом темпы роста ВВП в прошедшем году составили 110%, что на 1-2 п.п. выше предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Беларуси на 2008 г. и на 1,4 п.п. выше уровня 2007 г.
Особенно заметно интенсивное развитие белорусской экономики на фоне замедления макроэкономической динамики в отдельных странах СНГ, а также мировых «центрах силы» - США, Японии, странах Евросоюза (рис. 1.1).
В 2008 г. важнейшим фактором отмеченного увеличения ВВП в Беларуси со стороны спроса выступили рост валового накопления (по оценкам, 125% к уровню 2007г.), вызванный высокой инвестиционной активностью в стране, и рост конечного потребления домашних хозяйств (115% к уровню 2007г.). Динамичный рост потребительских расходов населения в 2008 г. сопровождался опережающим спросом на непродовольственные товары (131,6 % в сравнении со 110 % на продовольственные), формировался в условиях высоких темпов роста цен (на платные услуги – 118,2; продовольственные товары – 117,7; непродовольственные товары – 106,9%), и в значительной степени был обусловлен ростом реальной зарплаты – 109,9 % (в долларовом эквиваленте она составила 412 долл. США; в 2007 г. – 323 долл.), расширением объемов потребительского кредитования. Как показывают расчеты, динамика внутреннего спроса обусловила 15,7 п.п. годового прироста ВВП, при этом 7,6 п.п.пришлось на инвестиционный спрос, 8,1% - на потребительский.
Рисунок 1.1 – Динамика реального ВВП в отдельных странах в 2005-2008 гг. к уровню предыдущего года
Примечание - Источник: данные Национального статкомитета Республики Беларусь, Евростата, Статкомитета СНГ, Госстаткомитетов Украины и Российской Федерации.
Существенное отрицательное воздействие (на уровне 11,1 п.п.) на формирование прироста ВВП в Беларуси оказывала динамика импорта, что вызвано опережающими темпами роста его физического объема (116 %) по сравнению с темпами роста внутреннего производства (110 %) и роста товарной массы экспорта товаров и услуг (104%).
По предварительным данным, в 2008 г. в воспроизводственной структуре ВВП удельный вес чистого импорта составил 6,2%, доля конечного потребления – 72%, при этом доля потребления домашних хозяйств возросла по сравнению с 2007 г. на 1,4% и составила 53,5%, расходы государственных учреждений на конечное потребление сократились до 17,3 % ВВП.
В структуре конечного использования ВВП удельный вес валового накопления увеличился по сравнению с уровнем предыдушего года на 0,3% и составил 34,2%. Обращает на себя внимание резкое (в 1,6 раза, до 4% ВВП) увеличение доли запасов материальных оборотных средств, что объясняется значительным возрастанием запасов готовой продукции на складах: по промышленности в целом – с 53% на начало 2008 г. до 61,1 % на конец периода, в легкой промышленности соответственно – со 138,7 до 150%, в пищевой – 75,3 до 83,7% от среднемесячного объема производства.
В 2008 г. динамика ВВП со стороны предложения традиционно формировалась за счет роста промышленного производства: темпы роста ее добавленной стоимости составили 114,4% к уровню 2007 г., что повлекло соответствующее увеличение удельного веса промышленности в отраслевой структуре ВВП до 28,1%. Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ – прирост созданной в 2008 г. в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие – увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5% в 2007 г. до 9,4% в 2008 г. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлен высокими темпами роста произведенной в 2008 г. отраслью добавленной стоимости – 109,5%.
Увеличение до 47% в структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы роста добавленной стоимости в сфере услуг (например, транспорта и связи – 105,5%, торговли и общественного питания – 118,2%), вызвало соответствующее сокращение удельного веса сферы производства услуг до 38,5%. По предварительным оценкам, в 2008 г. доля чистых налогов на продукты сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП.
Поступательный рост белорусской экономики и повышение благосостояния населения, которые заложены в параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009-2010 годы, являются дополнительным стимулом и базой для дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота.
Развитие торговли и общественного питания будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами, расширение их ассортимента преимущественно за счет товаров отечественного производства при высоком уровне обслуживания.
Розничный товарооборот в 2010 году увеличится по сравнению с 2005 годом на 57,4-65,5 процента в сопоставимых ценах при прогнозируемых темпах прироста производства потребительских товаров на 50-57 процентов, реальных денежных доходов населения на 49-56 процентов. В структуре использования населением денежных доходов доля расходов на покупку товаров по-прежнему будет высока (65-66 процентов).
Характерной особенностью развития товарооборота в этот период станет сокращение доли продажи товаров на рынках и более высокий темп роста товарооборота в торговых организациях, удельный вес которых предполагается довести в 2010 году не менее чем до 65,2 процента от общего объема товарооборота против 63,8 процента в 2005 году.
В структуре продажи продовольственных товаров продолжится тенденция повышения доли более ценных в питательном отношении продуктов питания, таких, как овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца, рыба и рыбопродукты при одновременном замедлении темпов продажи хлеба и хлебопродуктов, сахара, картофеля. Согласно прогнозу, потребление мяса и мясопродуктов с 61 килограмма на душу населения в 2005 году увеличится до 70 килограммов в 2010 году, молока и молокопродуктов - соответственно с 256 до 289, рыбы и рыбопродуктов - с 19 до 22,5, овощей и бахчевых культур - со 124 до 135 килограммов.
Произойдут
изменения и в структуре
Увеличение реализации указанных товаров и повышение спроса на них основывается на прогнозируемом увеличении объемов их производства в республике с одновременным расширением их ассортимента и улучшением качества.
Возрастет влияние торговых организаций на объемы и ассортимент выпускаемых товаров за счет:
- формирования
совместно с
товаропроизводителями производ
- повышения действенности и результативности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей и взаимной
- экономической
ответственности за их
- усиления контроля за качеством реализуемых товаров и недопущением продажи товаров, не соответствующих требованиям
- технических нормативных правовых актов в области технического
- нормирования и стандартизации;
- применения активных
форм торговли (ярмарок, выставок-продаж,
распродаж товаров по
Продолжится взаимодействие с министерствами и концернами по организации выпуска импортозамещающих товаров с учетом Государственной программы импортозамещения на 2005-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 402 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 53, 5/22081), предусматривающей концентрацию ресурсов на производстве следующих импортозамещающих товаров и технологий:
- в машиностроении - легковых
автомобилей и
- в радиоэлектронной промышленности – цифровой теле-радиоаппа-ратуры и средств связи, вычислительной техники;
- в химической промышленности - новых видов полимерных материалов, стеклообоев, перспективных лакокрасочных материалов и покрытий на их основе;
- в лесной и
деревообрабатывающей отрасли –
- в легкой промышленности - печати, крашения, обработки и отделки тканей, женских колготок с эластомерными нитями типа «лайкра» и другие;
- в строительстве - рулонных кровельных материалов на негниющей основе, стеклопакетов, оконных и дверных блоков, заполнителей пористых, пенопласта полистерольного, сухих строительных смесей.