Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73

Работа содержит 1 файл

товарооборот.doc

— 868.50 Кб (Скачать)

Аналогичная  ситуация  сложилась и по обеспеченности  населения товарами  длительного пользования. Показатель наличия на  100  семей товаров длительного пользования возрос в 2005 году по телевизорам до 130  штук  против 119 в 2000 году, холодильникам до 102 штук  против 98,  стиральным машинам до 176 штук против 71, легковым  автомобилям до 55 штук против 43.

Высокие  темпы  развития  розничного  товарооборота  в  немалой степени  достигнуты благодаря благоприятной экономической  ситуации, сложившейся  в республике и в первую очередь за счет роста  реальных денежных   доходов  населения,  обеспечения  своевременной   выплаты заработной   платы,   а   также  наращивания  объемов   производства отечественных товаров.

В  результате по многим товарным позициям потребительский  рынок республики  в  2007 году обеспечивался  в основном за счет  продукции  отечественного  производства. Доля продажи товаров,  производимых  в республике,  в  обороте торговой сети составила  в  2007  году  78,3 процента,  в том числе продовольственных - 86,1, непродовольственных -  67,3  процента. С учетом проведенной Министерством статистики  и анализа    экспертной   оценки   удельный   вес   продажи    товаров отечественного производства в общем объеме розничного  товарооборота  через  все  каналы реализации в 2007 году составил 69,1 процента,  в том числе по продовольственным товарам - 80,2, непродовольственным - 57,1 процента.

Стимулированию  роста  объемов  продаж  товаров  отечественного производства   способствует   постоянно   осуществляемая   торговыми организациями  работа  по  проведению, в том  числе  и  совместно  с организациями-изготовителями,  выставок-продаж,  расширенных  продаж товаров,  а также различных рекламных мероприятий - призовых  акций, покупательских   конференций,   демонстраций   моделей   и   других.

Практикуется  проведение  распродаж  товаров  по  сниженным   ценам, приуроченных  к  окончанию  сезона,  а  также  в  предпраздничные  и праздничные дни.

Как  результат,  на внутреннем потребительском рынке удельный вес   реализации   товаров  отечественного  производства   торговыми организациями  составляет по мясу и птице 96,5  процента,  колбасным изделиям   и  копченостям  -  99,3,  майонезной  продукции   -   93, кондитерским  изделиям - 85,7, одежде и белью - 76, чулочно-носочным изделиям - 90,9, телевизорам - 99,3, холодильникам и морозильникам - 88,3 процента.

Основным   направлением   развития  розничной   торговой   сети является   увеличение  размеров  торговых  объектов  и   поддержание оптимального  соотношения  крупных и  небольших  магазинов  в  целях обеспечения  их наличия в зоне пешеходной доступности.  Однако  этот процесс   идет  недостаточно  высокими  темпами,  причиной   которых является  неустойчивое  финансовое  положение  большинства  торговых организаций, отсутствие внешних инвестиций.

В   2005-2007   годах   в  республике  открыто   6   гипер-   и супермаркетов  с  торговой  площадью от 1700  до  6000  кв.  метров.

Количество   магазинов  с  торговой  площадью  от  650  кв.   метров увеличилось  со  171  в  2003 году до 210 в 2007  году,  с  торговой площадью от 1000 кв. метров соответственно с 81 до 99. [1; стр.5]

С  вводом в  действие гипермаркетов созданы  реальные предпосылки для дальнейшего развития в республике сетевой розничной торговли.  В настоящее   время   ряд  крупных  торговых  организаций   республики использует  в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно  отнести  в  г.  Минске  торговые  структуры,  работающие  под торговой  маркой «Рублевский», «Копилка», «Аксис»,  «Соседи»,  в  г. Витебске  -  «Веста», «Витебские продукты», «Ника», в  г.  Бресте  - «Продтовары».

Несмотря на глобальное распространение мирового финансового  кризиса (последствия которого для белорусской экономики стали особенно ощутимыми с сентября-октября минувшего года) и ускорение до 13,3 % инфляционных процессов в стране (дефлятор ВВП составил 120,6%), 2008 год в целом оказался успешным для экономики Беларуси: важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития республики на год выполнены – темпы роста промышленного производства составили 110,8 % к уровню 2007 г., сельскохозяйственного производства – 108,9; реальные денежные доходы населения за январь-ноябрь 2008 г. возросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 12,3%, платные услуги соответственно – на 13,8; темпы роста розничного товарооборота в целом за год составили 120,5%, инвестиций в основной капитал – 123,1%. При этом темпы роста ВВП в прошедшем году составили 110%, что на 1-2 п.п. выше предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Беларуси на 2008 г. и на 1,4 п.п. выше уровня 2007 г.

Особенно заметно интенсивное  развитие белорусской экономики  на фоне замедления макроэкономической динамики в отдельных странах СНГ, а также мировых «центрах силы» - США, Японии, странах Евросоюза (рис. 1.1).

В 2008 г. важнейшим фактором отмеченного увеличения ВВП в  Беларуси со стороны спроса выступили  рост валового накопления (по оценкам, 125% к уровню 2007г.), вызванный высокой инвестиционной активностью в стране, и рост конечного потребления домашних хозяйств (115% к уровню 2007г.). Динамичный рост потребительских расходов населения в 2008 г. сопровождался опережающим спросом на непродовольственные товары (131,6 % в сравнении со 110 % на продовольственные), формировался в условиях высоких темпов роста цен (на платные услуги – 118,2; продовольственные товары – 117,7; непродовольственные товары – 106,9%), и в значительной степени был обусловлен ростом реальной зарплаты – 109,9 % (в долларовом эквиваленте она составила 412 долл. США; в 2007 г. – 323 долл.), расширением объемов потребительского кредитования. Как показывают расчеты, динамика внутреннего спроса обусловила 15,7 п.п. годового прироста ВВП, при этом 7,6 п.п.пришлось на инвестиционный спрос, 8,1% - на потребительский.

 

 

Рисунок 1.1 – Динамика реального ВВП в отдельных странах в 2005-2008 гг. к уровню предыдущего года

Примечание - Источник: данные Национального статкомитета Республики Беларусь, Евростата, Статкомитета СНГ, Госстаткомитетов Украины и Российской Федерации.

 

 Существенное отрицательное  воздействие (на уровне 11,1 п.п.) на  формирование прироста ВВП в Беларуси оказывала динамика импорта, что вызвано опережающими темпами роста его физического объема (116 %) по сравнению с темпами роста внутреннего производства (110 %) и роста товарной массы экспорта товаров и услуг (104%).

По предварительным  данным, в 2008 г. в воспроизводственной  структуре ВВП удельный вес чистого импорта составил 6,2%, доля конечного потребления – 72%, при этом доля потребления домашних хозяйств возросла по сравнению с 2007 г. на 1,4% и составила 53,5%, расходы государственных учреждений на конечное потребление сократились до 17,3 % ВВП.

В структуре конечного  использования ВВП удельный вес валового накопления увеличился по сравнению с уровнем предыдушего года на 0,3% и составил 34,2%. Обращает на себя внимание резкое (в 1,6 раза, до 4% ВВП) увеличение доли запасов материальных оборотных средств, что объясняется значительным возрастанием запасов готовой продукции на складах: по промышленности в целом – с 53% на начало 2008 г. до 61,1 % на конец периода, в легкой промышленности соответственно – со 138,7 до 150%, в пищевой – 75,3 до 83,7% от среднемесячного объема производства.

В 2008 г. динамика ВВП со стороны предложения традиционно формировалась за счет роста промышленного производства: темпы роста ее добавленной стоимости составили 114,4% к уровню 2007 г., что повлекло соответствующее увеличение удельного веса промышленности в отраслевой структуре ВВП до 28,1%. Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ – прирост созданной в 2008 г. в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие – увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5% в 2007 г. до 9,4% в 2008 г. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлен высокими темпами роста произведенной в 2008 г. отраслью добавленной стоимости – 109,5%.

Увеличение до 47% в  структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы роста добавленной стоимости в сфере услуг (например, транспорта и связи – 105,5%, торговли и общественного питания – 118,2%), вызвало соответствующее сокращение удельного веса сферы производства услуг до 38,5%. По предварительным оценкам, в 2008 г. доля чистых налогов на продукты сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП.

Поступательный   рост   белорусской   экономики   и   повышение благосостояния  населения, которые заложены в параметрах  социально-экономического  развития  Республики  Беларусь  на  2009-2010  годы, являются  дополнительным стимулом и базой для дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота.

Развитие  торговли и общественного питания будет  направлено  на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных  категорий населения  высококачественными товарами, расширение их  ассортимента преимущественно  за  счет  товаров отечественного  производства  при высоком уровне обслуживания.

Розничный  товарооборот в 2010 году увеличится по  сравнению  с 2005   годом  на  57,4-65,5  процента  в  сопоставимых   ценах   при прогнозируемых темпах прироста производства потребительских  товаров на  50-57  процентов, реальных денежных доходов населения  на  49-56 процентов.  В  структуре использования населением  денежных  доходов доля  расходов  на покупку товаров по-прежнему будет  высока  (65-66 процентов).

Характерной  особенностью развития товарооборота  в этот  период станет  сокращение доли продажи товаров на рынках  и  более  высокий темп  роста  товарооборота  в  торговых организациях,  удельный  вес которых  предполагается довести в 2010 году не  менее  чем  до  65,2 процента от общего объема товарооборота против 63,8 процента в  2005 году.

В   структуре продажи продовольственных товаров продолжится тенденция  повышения  доли  более  ценных  в  питательном  отношении продуктов  питания,  таких, как овощи, фрукты, мясо,  молоко,  яйца, рыба  и  рыбопродукты  при одновременном замедлении  темпов  продажи хлеба   и  хлебопродуктов,  сахара,  картофеля.  Согласно  прогнозу, потребление мяса и мясопродуктов с 61 килограмма на душу населения в 2005  году  увеличится  до 70 килограммов  в  2010  году,  молока  и молокопродуктов - соответственно с 256 до 289, рыбы и рыбопродуктов -  с 19  до  22,5,  овощей  и бахчевых культур -  со  124  до  135 килограммов.

Произойдут  изменения и в структуре продаж  непродовольственных товаров.   Более  высокими  темпами,  чем  продажа  товаров   легкой промышленности,  будет возрастать продажа товаров культурно-бытового и  хозяйственного назначения. При этом ожидаются более высокие темпы роста  продаж технически сложных товаров бытового назначения (радио- и   телеаппаратуры,  бытовой  техники),  автомобилей,   строительных материалов и т. п.

Увеличение  реализации указанных товаров и  повышение  спроса  на них   основывается   на   прогнозируемом   увеличении   объемов   их производства   в   республике   с   одновременным   расширением   их ассортимента и улучшением качества.

Возрастет  влияние  торговых организаций на объемы и  ассортимент выпускаемых товаров за счет:

- формирования       совместно      с       товаропроизводителями производственных программ в соответствии с потребностями внутреннего рынка,  в том числе по освоению новых товаров, с тем, чтобы  главным принципом  такого  взаимодействия было производство  под  конкретный заказ, а не производство ради производства;

- повышения    действенности   и   результативности    договорных отношений  торговых  организаций и товаропроизводителей  и  взаимной

- экономической  ответственности за их соблюдение;

- усиления   контроля   за   качеством   реализуемых   товаров   и  недопущением   продажи   товаров,  не  соответствующих   требованиям

- технических   нормативных  правовых  актов  в  области  технического

- нормирования  и стандартизации;

- применения  активных  форм торговли (ярмарок,  выставок-продаж, распродаж  товаров по сниженным  ценам, дисконтных продаж,  рекламных  акций с вручением покупателям призов и подарков и иные формы).

Продолжится  взаимодействие с министерствами  и  концернами  по организации    выпуска   импортозамещающих    товаров    с    учетом Государственной   программы  импортозамещения  на  2005-2010   годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 24   марта  2005  г.  №  402  (Национальный  реестр  правовых  актов Республики  Беларусь,  2005  г., № 53,  5/22081),  предусматривающей концентрацию  ресурсов  на производстве следующих  импортозамещающих товаров и технологий:

- в  машиностроении - легковых  автомобилей и сельскохозяйственной  техники;

-  в радиоэлектронной промышленности – цифровой теле-радиоаппа-ратуры и средств связи, вычислительной техники;

- в   химической   промышленности  -   новых   видов   полимерных материалов, стеклообоев, перспективных лакокрасочных  материалов  и покрытий на их основе;

- в  лесной  и   деревообрабатывающей отрасли –  древесностружечных плит   улучшенного   качества  и  древесноволокнистых   плит   средней плотности типа МДФ, благодаря применению которых повысится  качество и конкурентоспособность отечественной мебели;

- в   легкой  промышленности  -  печати,  крашения,  обработки   и отделки  тканей,  женских  колготок  с  эластомерными  нитями   типа «лайкра» и другие;

- в  строительстве - рулонных кровельных материалов на  негниющей основе,   стеклопакетов,  оконных  и  дверных  блоков,  заполнителей пористых, пенопласта полистерольного, сухих строительных смесей.

Информация о работе Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования