Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики торговли
Специальность Коммерческая деятельность
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
__________Н.С. Шелег
__________ 2009
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования
Студент
ФЭУТ, 4-й курс, РГС-6
__________
Руководитель
нач.отдела корпоративного
бизнеса ОАО «Беларусбанк»
__________
Нормоконтролер
__________
И.В.Прыгун
Минск 2009
РЕФЕРАТ
Дипломная работа: 74 с., 2 рис., 18 табл., 23 источник, 10 прил.
РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ, ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Объект исследования - ТРДУП «Желдорсервис».
Предмет исследования - изучение розничного товарооборота на ТПРДУП «Желдорсервис».
Цель работы: выявление тенденций и закономерностей развития розничного товарооборота на примере ТПРДУП «Желдорсервис».
Методы исследования: анализа, обобщения, прогнозирования.
Исследования и разработки: проанализированы показатели деятельности организации, рассчитана динамика и структура розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис», рассчитан прогнозный товарооборот.
Элементами научной новизны: применение различных методов прогнозирования товарооборота ТРДУП «Желдорсервис»
Область возможного практического применения: изменение структуры товарооборота в соответствии с предложенной в дипломной работе.
Апробация (внедрение): совершенствование ассортиментной политики, некоторые мероприятия, связанные с рекламой, переоборудование магазина.
Результаты внедрения: прогнозируемый рост товарооборота.
Технико-экономическая и социальная значимость: в повышении прибыли от реализации товаров.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
______________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Розничный товарооборот
как определяющий фактор
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации…………………………………………………
1.2Тенденции развития товарооборота Республики
Беларусь на современном этапе……………………………………………………………….
1.3 Методы прогнозирования розничного
товарооборота………………...........
2 Анализ розничного
товарооборота ТПРДУП «Желдорсе
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации…………………………………………………
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре………………………………
2.3 Факторы, влияющие
на развитие товарооборота
организации…………………………………………………
3 Выявление направлений роста товарооборота
ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………
3.1 Основные пути и
проблемы развития розничного
товарооборота ТПРДУП «Желдорсе
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников……………………………………......
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………
Приложение Б. Анализ расходов на реализацию ТПРДУП «Желдорсервис»…74
Приложение В. Отчет
о товарообороте и запасах
товаров за январь – декабрь
2006г…………………………………………………………...
Приложение Г. Отчет о товарообороте и запасах товаров
за январь – декабрь 2007г…………………………………………………………...
Приложение Д. Бухгалтерский баланс за 2006 г.………………………………...80
Приложение Е. Бухгалтерский баланс за 2007 г.………………………………...86
Приложение Ж.Отчет о розничной торговле за 2006 г………………………….93
Приложение И. Отчет о розничной торговле за 2007 г………………………….99
Приложение К. Отчет по труду за 2006 г………………………………………..104
Приложение Л. Отчет по труду за 2007 г………………………………………..112
Введение
Внутренняя торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и одним из основных источников поступления денежных средств для формирования основ финансовой стабильности государства. В связи с этим заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.
В целом в
последнее десятилетие
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю.
Торговля – одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь, которая представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей.
Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводителей отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономическому использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Этому способствуют создание специальной материально-технической базы (складская и торговая сеть, специальные транспортные средства), разработка специальных технологических процессов (по транспортировке, хранению, подготовке к продаже товаров и др.), подготовка специалистов.[16; стр.363]
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с закона-ми товарного обращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота. Экономические отношения, связанные с обменом денежных до-ходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами. Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.
Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем дохода от реализации и прибыли от реализации.
Розничный товарооборот
имеет также
Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.
Розничный товарооборот
отражает уровень жизни
- уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
- обеспечение жилищем и благоустройство быта;
- образование;
- медицинское обслуживание;
- условия труда;
- организация отдыха;
- продолжительность рабочего дня и др.
Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в преобладающей степени являются объектом розничной торговли, занимают в общем фонде потребляемых населением материальных и культурных благ основное место. Так, товары личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70 %, а остальная часть приходится на жилищное и коммунальное обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности. Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.
Чтобы выявить потребности, эстетические вкусы людей, их благосостояние, необходимо проводить анализ розничного товарооборота, посредством которого получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления, устанавливать, как он развивается, как удовлетворяется спрос на товары, улучшается ли структура товарооборота, а также повышать качество торгового обслуживания.
Этими аспектами обусловлена актуальность темы дипломной работы «Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования».
Целью дипломной работы является изучение розничного товарооборота, его ассортиментной структуры, выявление тенденций и закономерностей развития, методы прогнозирования.
Задачами дипломной работы выступают:
- изучение экономической сущности розничного товарооборота;
- изучение факторов, влияющих на развитие товарооборота торговой организации;
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор
эффективности функционирования торговой организации
1.1 Экономическая
сущность розничного
организации
Основным показателем торгового предприятия является розничный товарооборот. Он характеризует объем продажи товаров на заключительной стадии их движения из сферы торговли в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80% своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90% фонда личного потребления. В зависимости от форм торговли он подразделяется на розничный товарооборот государственной торговли и негосударственных форм торговли, в том числе кооперативной.