Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73

Работа содержит 1 файл

товарооборот.doc

— 868.50 Кб (Скачать)

Определенное   значение   будет   иметь   и   совершенствование  государственной   политики  в  отношении   импорта   потребительских товаров.

Большое  значение  в  реализации  намеченных  планов  отводится совершенствованию  хозяйственных связей торговли  и  промышленности.

Предстоит  провести  оптимизацию  ассортиментной  политики  торговых организаций, направленную на обеспечение их финансовой устойчивости, удовлетворение потребностей населения в товарах и стимулирование  их приобретения.

 В      целях      обеспечения      поддержки      отечественных товаропроизводителей   продолжится  практика  квотирования   импорта отдельных видов товаров, применения иных мер тарифного и нетарифного регулирования оборота товаров.

 Планируется  поэтапное   сокращение  числа  квотируемых   товаров отечественного    производства   для   поставки    на    внутренний потребительский рынок.

Повысится    эффективность   мер    по    защите    внутреннего потребительского   рынка   от   реализации   фальсифицированных    и некачественных   товаров,  при  этом  предусматривается   расширение перечня     товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

Первостепенное     внимание     будет     уделено      вопросам совершенствования  размещения  торговой  сети   и,   прежде   всего, обеспечению   доступности  товаров  и  услуг  для   всех   категорий населения.

Это   будет   осуществляться  за  счет  расширения  действующей торговой  сети  путем реконструкции, а также за  счет  строительства новых  торговых  объектов.  В  2009-2010  годы  будет  дополнительно открыто 915 торговых объектов и объектов общественного питания.

Количество  магазинов к 2010 году составит 28,6 тыс.  единиц  с торговой  площадью 2847,9 тыс. кв. метров, торговых  центров  -  250 единиц,  с  торговой площадью 269,2 тыс. кв. метров.  Обеспеченность торговыми  площадями на 1 тысячу жителей составит 325 кв. метров при нормативе 260 кв. метров.

Развитие  розничной  торговой  сети  в  2009-2010  годах  будет осуществляться по двум основным направлениям.

Первое  направление  - укрупнение размеров  магазинов  за  счет строительства и открытия гипер- и - супермаркетов и торговых  центров.

В  2010 году количество магазинов с торговой площадью свыше 650  кв. метров составит 231 единицу, свыше 1000 кв. метров преимущественно в  формате супер- и гипермаркетов - 116 единиц.

Второе   направление  -  формирование  системы  так  называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности  и торгующих   ассортиментом  продовольственных  и  непродовольственных товаров первой необходимости.

Продолжится  работа по формированию крупных розничных  торговых структур,  работающих  по  технологии  торговых  сетей.  В   течение 2009-2010   годов  будут  созданы  организационные  и  экономические условия  для  объединения финансовых ресурсов торговых  организаций, прежде  всего  государственной  формы  собственности,  и  финансово-кредитных структур для решения вопросов модернизации и реконструкции действующих  торговых объектов, строительства  новых  и  организации отечественных торговых сетей.

По  мере  становления и развития отечественных  торговых  сетей будут   рассматриваться  предложения  о  возможности  вхождения   на белорусский рынок иностранных сетевых компаний.

 Для   обеспечения   системного  подхода   к   строительству   и размещению  крупных торговых объектов (торговых  центров,  гипер-  и супермаркетов,  магазинов с торговой площадью от 650  кв.  метров  и более)  будут  разработаны облисполкомами  и  Минским  горисполкомом генеральные  схемы  размещения крупных торговых объектов  в  городах республики на период до 2020 года.

Основными  направлениями  градостроительной  политики  развития торговой сети в городах будут являться:

- увеличение  доли  крупных  торговых  объектов  в  общем   числе торговых объектов;

- прекращение   строительства в городах  временных   нестационарных торговых объектов;

- интенсификация  использования городских территорий;

- резервирование  земельных  участков  в  основных   общественно-транспортных   узлах   города  для  строительства   крупных   торговых объектов. [2; стр.4]

Генеральная    схема    должна    сбалансировать    сложившуюся диспропорцию  в  размещении торговой сети в  городах  с  приоритетом нового строительства в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей  и  в  зонах  комплексной застройки территорий.  Эта  схема должна  также учитывать предложения по разгрузке центральных районов крупных городов.

Особое  внимание  должно  быть  уделено  размещению  социально- ориентированных    магазинов,   торгующих   по    сниженным    ценам (дискаунтер).  Для  решения этой задачи будет использоваться  гибкая система  экономических рычагов и стимулов в виде взвешенной тарифной политики при аренде городского имущества и земельных участков.

В  целях  создания  конкурентной среды как  фактора  сдерживания роста   цен   и  предотвращения  монополизации  отдельных  сегментов потребительского  рынка будут созданы условия для открытия  в  жилых кварталах  городов  субъектами малого предпринимательства  магазинов пешеходной  доступности.  Ассортиментная политика  малых  и  средних магазинов  будет учитывать специфические особенности  обслуживаемого населения. 

 

 

1.3 Методы прогнозирования  розничного товарооборота

 

 

Прогноз общего объема товарооборота  магазина рассчитывается как сумма  продаж отдельных товарных групп. Базой  для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

1. Сложившийся уровень  потребления и реализации товаров  и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2.Уровень производства  отдельных предметов потребления  и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3.Соотношение товарного  и нетоварного потребления. На  объем 
розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

4.Нормы потребления  пищевых продуктов и важнейших  непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем 
потребления их.

5. Изменения жилищно-бытовых  условий обслуживаемого населения.  В связи с расширением жилищного  строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов. Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

 В соответствии  с этим могут быть выделены  следующие группы товаров:

- продукты питания,  часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

-продовольственные товары, вся потребность в которых  удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

- непродовольственные товары;

-товары длительного  пользования, спрос на которые  зависит от степени обеспеченности  населения этими товарами (швейные  машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.

План розничного товарооборота  является основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия торговли. Объем и структура товарооборота оказывают влияние на все остальные разделы торгово-финансового плана - труд, издержки обращения, прибыль и др.

План розничного товарооборота  состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Первая стадия планирования розничного товарооборота (особенно нового предприятия) - определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

 

                        Т р.ц. = Тп.ц. + ТН,                                                            (1.3)

 

где Т р.ц. - объем товарооборота по розничным ценам, р.;

Т п.ц. - объем товарооборота по покупным ценам, р.;

ТН - сумма торговых надбавок, руб.

 

В свою очередь:

 

                   ТН = Р + Пр.,                                                                           (1.4)

 

где  П - сумма прибыли от реализации, р.;

Р - сумма расходов на реализацию, р.

 

              Р = Р пер + Р пост.,                                                               (1.5)

 

где  Р пер - сумма переменных расходов на реализацию, р.;

Р пост - сумма постоянных расходов на реализацию, р.;

 

Тогда:

            Т р.ц = Тп.ц. + Р пер + Р пост + П.                                               (1.6)

 

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

 

Ткр. = Тп.ц. + Рпер + Р пост                                                      (1.7)

 

где  Ткр - критический объем товарооборота по розничным ценам, р.

 

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

                            

Ткр =Зпер + Р пост,                                                             (1.8)

 

где  Зпер - переменные затраты.

 

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

 

               Ткр/Ткр =Зпер/Ткр + Р пост/Ткр                                           (1.9)

 

Обозначив: Зпер/Ткр = Д - для переменных затрат в розничном товароо-бороте, принимаемом за 1, получаем:

 

1 =Д + Р пост /Ткр                                                             (1.10)

отсюда: 

                      Ткр = Р пост /(1-д).                                                             (1.11)

 

Чем выше разность между  плановой (или фактической) выручкой предприятия и точкой безубыточности, тем выше запас финансовой прочности и устойчивости предприятия.

Определив минимальный  критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

Вторая стадия - прогноз общего объема товарооборота.

Анализ товарооборота  начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

Информация о работе Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования