Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73

Работа содержит 1 файл

товарооборот.doc

— 868.50 Кб (Скачать)

Как видно из приложения Б таблицы 2, по сумме расходы на реализацию возрастают на 647,5 млн р., их уровень при этом снижается на 0,28%. В разрезе отдельных статей расходов наибольший рост наблюдается по расходам по аренде, по  перевозкам, по процентам за кредит. По большинству же статей наблюдается снижение в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

 

 

2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему объему и структуре

 

 

Далее более подробно проанализируем товарооборот, являющийся основным показателем деятельности торговой организации.

Проанализируем общий  объем товарооборота организации  и представим полученные результаты в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Показатели развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис», млн р.

 

Показатели

 

2006г. 

2007г.

Отчетный год в % к предшествующему

Отклонение

план

факт

% выполнения

от плана

от прошлого года

1

2

3

4

5

6

7

8

Розничный товарооборот 

 

18889,7

 

21560,3

 

20120,4

 

93,3

 

89,1

 

-1439,9

 

+1230,7

Численность обслуживаемого населения,

тыс чел.

 

40,4

 

40,5

 

40,4

 

100,2

 

100,0

 

-0,1

 

-

Розничный товарооборот на   1 чел, тыс р.

  

 

467,7

 

532,4

 

498

 

93,5

 

95,3

 

-34,4

 

+30,3




Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Как видно из таблицы 2.2., план розничного товарооборота организацией недовыполнен на 1439,9 млн. руб., или на 6,7%. По сравнению с прошлым годом его объем вырос на 1230,7 млн. руб.

Анализ выполнения плана  и динамики розничного товарооборота  проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, неделям, ежедневно. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот, как удовлетворяется спрос покупателей. Если план в отдельные периоды не выполнен, то выясняют причины его невыполнения и подсчитывают потери в товарообороте.

Для этого проанализируем, как  выполняется план розничного товарооборота торговой организации ТПРДУП «Желдорсервис» по кварталам и месяцам. Составим таблицу 2.3.

 

 

Месяц

 

и

 

кварталы

 

2006 г.

_   _    2007 г.

тчетны

"ОД

Отклонение (+, -)

 

2007 г. в % к 2006 г.

план

факт

%

выполне

ния плана

от плана

от

прошлого года

1

2

3

4

5

6

7

8

Январь

1476,6

1621,2

1636,7

101

+15,5

+160,1

110,9

Февраль

1491,2

1613,4

1629,1

101

+15,7

+137,9

109,2

Март

1530,1

1629,8

1641,3

100,7

+11,5

+111,2

107,3

Итого   за

I квартал

 

4497,9

 

4864,4

 

4907,1

 

100,9

 

+42,7

 

+409,2

 

109,1

Апрель

1528,4

1618,3

1632,8

100,8

+14,5

+104,4

106,8

Май

1556

1632,1

1649,6

101,1

+17,5

+93,6

106

Июнь

1564,2

1667,5

1631,9

97,9

-35,6

+67,7

104,3

Итого   за

II квартал

 

4648,6

 

4917,9

 

4914,3

 

99,9

 

-3,6

 

+265,7

 

105,7

Итого  за I полугодие

 

9146,5

 

9782,3

 

9821,4

 

100,4

 

+39,1

 

+674,9

 

107,4

Июль

1528,4

1646,2

1658,3

100,7

+12,1

+129,9

108,5

Август

1556

1673,4

1694,6

101,3

+21,2

+138,6

109

Сентябрь

1564,2

1657,8

1681,8

101,4

+24,0

+117,6

107,5

Итого   за

III квартал

 

4785,6

 

4977,4

 

5034,7

 

101,2

 

+57,3

 

+249,1

 

105,3

Итого   за

9 месяцев

месяцев

      

13932,1

 

14759,7

 

14856,1

 

100,7

 

+96,4

 

+924,0

 

106,6

Октябрь

1648,1     1648,1

1712,9

1752,6

102,3

+39,7

+104,5

106,3

Ноябрь

1639,4

1698

1738,5

102,4

+102,3

+99,1

106

Декабрь

1670,1

1748,6

1773,2

101,4

+24,6

+103,1

106,2

Итого   за IV квартал

 

4957,6

 

5159,5

 

5264,3

 

   102

 

+104,8

 

+306,7

 

106,2

Итого  за II

полугодие

 

9743,2

 

10136,9

 

10299

    101,6

 

+162,1

 

+555,8

 

105,7

Всего  за год

18889,7

19919,2

20120,4

101

+201,2

+1230,7

106,5




Таблица 2.3 - Ритмичность развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис» за 2006-2007 гг., млн р.

Примечание - Источник: собственная разработка студента на основании данных организации.

 

Как видно, из таблицы 2.3., в первом квартале план по розничному товарообороту выполнен во всех месяцах, выполнение плана составило 101%, во втором квартале план недовыполнен в июне месяце, что привело к недовыполнению плана за второй квартала на 0,1%. За первое полугодие план товарооборота выполнен на 100,4%.

 В третьем квартале план выполнен по всем месяцам. Выполнение плана за третий квартал составило 101,2%. В третьем квартале план товарооборота так же выполняется по месяцам и общее выполнение плана  составляет 102%, за второе полугодие план выполнен на 101,6%.

По сравнению с прошлым  годом наибольший рост товарооборота  наблюдается в январе – на 10,9%, в феврале на 9,2%, в августе – на 9 %, в июле – на 8,5 %.

Для анализа доли каждого  квартала в годовом розничном  товарообороте ТПРДУП «Желдорсервис» составим таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4 - Доля каждого квартала в годовом розничном товарообороте ТПРДУП «Желдорсервис», млн р.

 

Квартал

 

 

 

2006 г.

 

2007 г.

Отклонение

        (+, -)

план

факт

по сумме

по уд.весу

сумма

уд.вес, %

сумма

уд.вес, %

I

4497,9

4864,4

24,42

4907,1

24,39

+42,7

-0,03

II

4648,6

4917,9

24,68

4914,3

24,42

-3,60

-0,26

III

4785,6

4977,4

24,98

5034,7

25,02

+57,3

+0,04

IV

4957,6

5159,5

25,91

5264,3

26,16

+104,8

+0,25

Всего за год 

18889,7

19919,2

100,0

20120,4

100,0

201,2

-




Примечание - Источник: собственная разработка студента на основании данных организации.

  

Из данных таблицы 2.4. видно, что план розничного товарооборота за отчетный год выполнен в целом на 106,5 %. Как по плану, так и фактически товарооборот распределен по кварталам равномерно, несмотря на небольшие отклонения в первом и во втором кварталах.

Для определения равномерности  развития розничного товарооборота  необходимо исчислить коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

Под ритмичностью понимается обеспечение выполнения плана продажи товаров в течение года, по месяцам. А под равномерностью – выполнение плана всеми магазинами одной организации за определенный период времени.

Ритмичность выполнения плана розничного товарооборота  изучается с помощью коэффициента ритмичности. Сравнивая коэффициенты ритмичности за анализируемый и соответствующий предшествующий период можно выявить, улучшилась или ухудшилась ритмичность выполнения плана товарооборота.

 

Коэффициент ритмичности  определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству:

 

                                      К ритм = 11/12 = 0,92

 

Для определения коэффициента равномерности необходимо определить следующие показатели.

1. определим среднеквадратическое  отклонение (σ) по формуле

 

                             σ = √ ∑(Х-Хгод)2 / n,                                        (2.1.)

 

где  Х – процент выполнения плана за квартал;

Х год – процент  выполнения плана за год;

n – число кварталов.

 

Следовательно,σ=√(100,9-101)2+(99,9-101)2+(104,2-101)2+(102-101)2/4 =

= √ (0,01+,21+10,24+1)/4 = 2

 

2. определим коэффициент  вариации (v) по следующей формуле

 

                                      v = σ ∙ 100/Х год ;                                                 (2.2)

 

Отсюда, v = 2 ∙ 100/101 = 1,98

 

3. определим коэффициент  равномерности (к равн) по формуле

 

                                              К равн = 100-v                                                  (2.3)

 

Следовательно, К равн = 100-1,98 = 98,02

 

Таким образом, выполнение плана товарооборота за год было равномерным на 98,02%.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия оказывают ассортимент (номенклатура) и реализация продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом измерения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Целью анализа ассортиментной структуры товарооборота является выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.

При формировании ассортимента и структуры предприятие учитывались, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности планируемой к реализации продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Причины изменения ассортимента продукции могут быть как внешние, так и внутренние.

 К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим причинам.

Внутренние причины - недостатки в организации сбыта, плохое техни-ческое состояние оборудования, аварии, недостаток электроэнергии, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем объеме реализации.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем реализации товаров; материалоемкость; себестоимость продукции; прибыль; рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее реализации в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Ее повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Информация о работе Розничный товарооборот, тенденции его развития на современном этапе, методы прогнозирования