Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73
Как видно из приложения Б таблицы 2, по сумме расходы на реализацию возрастают на 647,5 млн р., их уровень при этом снижается на 0,28%. В разрезе отдельных статей расходов наибольший рост наблюдается по расходам по аренде, по перевозкам, по процентам за кредит. По большинству же статей наблюдается снижение в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему объему и структуре
Далее более подробно проанализируем товарооборот, являющийся основным показателем деятельности торговой организации.
Проанализируем общий
объем товарооборота
Таблица 2.2 - Показатели развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис», млн р.
Показатели |
2006г. |
2007г. |
Отчетный год в % к предшествующему |
Отклонение | |||
план |
факт |
% выполнения |
от плана |
от прошлого года | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Розничный товарооборот |
18889,7 |
21560,3 |
20120,4 |
93,3 |
89,1 |
-1439,9 |
+1230,7 |
Численность обслуживаемого населения, тыс чел. |
40,4 |
40,5 |
40,4 |
100,2 |
100,0 |
-0,1 |
- |
Розничный товарооборот на 1 чел, тыс р.
|
467,7 |
532,4 |
498 |
93,5 |
95,3 |
-34,4 |
+30,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Как видно из таблицы 2.2., план розничного товарооборота организацией недовыполнен на 1439,9 млн. руб., или на 6,7%. По сравнению с прошлым годом его объем вырос на 1230,7 млн. руб.
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, неделям, ежедневно. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот, как удовлетворяется спрос покупателей. Если план в отдельные периоды не выполнен, то выясняют причины его невыполнения и подсчитывают потери в товарообороте.
Для этого проанализируем, как выполняется план розничного товарооборота торговой организации ТПРДУП «Желдорсервис» по кварталам и месяцам. Составим таблицу 2.3.
Месяц
и
кварталы |
2006 г. |
_ _ 2007 г. тчетны "ОД |
Отклонение (+, -) |
2007 г. в % к 2006 г. | |||
план |
факт |
% выполне ния плана |
от плана |
от прошлого года | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Январь |
1476,6 |
1621,2 |
1636,7 |
101 |
+15,5 |
+160,1 |
110,9 |
Февраль |
1491,2 |
1613,4 |
1629,1 |
101 |
+15,7 |
+137,9 |
109,2 |
Март |
1530,1 |
1629,8 |
1641,3 |
100,7 |
+11,5 |
+111,2 |
107,3 |
Итого за I квартал |
4497,9 |
4864,4 |
4907,1 |
100,9 |
+42,7 |
+409,2 |
109,1 |
Апрель |
1528,4 |
1618,3 |
1632,8 |
100,8 |
+14,5 |
+104,4 |
106,8 |
Май |
1556 |
1632,1 |
1649,6 |
101,1 |
+17,5 |
+93,6 |
106 |
Июнь |
1564,2 |
1667,5 |
1631,9 |
97,9 |
-35,6 |
+67,7 |
104,3 |
Итого за II квартал |
4648,6 |
4917,9 |
4914,3 |
99,9 |
-3,6 |
+265,7 |
105,7 |
Итого за I полугодие |
9146,5 |
9782,3 |
9821,4 |
100,4 |
+39,1 |
+674,9 |
107,4 |
Июль |
1528,4 |
1646,2 |
1658,3 |
100,7 |
+12,1 |
+129,9 |
108,5 |
Август |
1556 |
1673,4 |
1694,6 |
101,3 |
+21,2 |
+138,6 |
109 |
Сентябрь |
1564,2 |
1657,8 |
1681,8 |
101,4 |
+24,0 |
+117,6 |
107,5 |
Итого за III квартал |
4785,6 |
4977,4 |
5034,7 |
101,2 |
+57,3 |
+249,1 |
105,3 |
Итого за 9 месяцев месяцев |
13932,1 |
14759,7 |
14856,1 |
100,7 |
+96,4 |
+924,0 |
106,6 |
Октябрь |
1648,1 1648,1 |
1712,9 |
1752,6 |
102,3 |
+39,7 |
+104,5 |
106,3 |
Ноябрь |
1639,4 |
1698 |
1738,5 |
102,4 |
+102,3 |
+99,1 |
106 |
Декабрь |
1670,1 |
1748,6 |
1773,2 |
101,4 |
+24,6 |
+103,1 |
106,2 |
Итого за IV квартал |
4957,6 |
5159,5 |
5264,3 |
102 |
+104,8 |
+306,7 |
106,2 |
Итого за II полугодие |
9743,2 |
10136,9 |
10299 |
101,6 |
+162,1 |
+555,8 |
105,7 |
Всего за год |
18889,7 |
19919,2 |
20120,4 |
101 |
+201,2 |
+1230,7 |
106,5 |
Таблица 2.3 - Ритмичность развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис» за 2006-2007 гг., млн р.
Примечание - Источник: собственная разработка студента на основании данных организации.
Как видно, из таблицы 2.3., в первом квартале план по розничному товарообороту выполнен во всех месяцах, выполнение плана составило 101%, во втором квартале план недовыполнен в июне месяце, что привело к недовыполнению плана за второй квартала на 0,1%. За первое полугодие план товарооборота выполнен на 100,4%.
В третьем квартале план выполнен по всем месяцам. Выполнение плана за третий квартал составило 101,2%. В третьем квартале план товарооборота так же выполняется по месяцам и общее выполнение плана составляет 102%, за второе полугодие план выполнен на 101,6%.
По сравнению с прошлым годом наибольший рост товарооборота наблюдается в январе – на 10,9%, в феврале на 9,2%, в августе – на 9 %, в июле – на 8,5 %.
Для анализа доли каждого квартала в годовом розничном товарообороте ТПРДУП «Желдорсервис» составим таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Доля каждого квартала в годовом розничном товарообороте ТПРДУП «Желдорсервис», млн р.
Квартал
|
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение (+, -) | ||||
план |
факт |
по сумме |
по уд.весу | ||||
сумма |
уд.вес, % |
сумма |
уд.вес, % | ||||
I |
4497,9 |
4864,4 |
24,42 |
4907,1 |
24,39 |
+42,7 |
-0,03 |
II |
4648,6 |
4917,9 |
24,68 |
4914,3 |
24,42 |
-3,60 |
-0,26 |
III |
4785,6 |
4977,4 |
24,98 |
5034,7 |
25,02 |
+57,3 |
+0,04 |
IV |
4957,6 |
5159,5 |
25,91 |
5264,3 |
26,16 |
+104,8 |
+0,25 |
Всего за год |
18889,7 |
19919,2 |
100,0 |
20120,4 |
100,0 |
201,2 |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка студента на основании данных организации.
Из данных таблицы 2.4. видно, что план розничного товарооборота за отчетный год выполнен в целом на 106,5 %. Как по плану, так и фактически товарооборот распределен по кварталам равномерно, несмотря на небольшие отклонения в первом и во втором кварталах.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота необходимо исчислить коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.
Под ритмичностью понимается обеспечение выполнения плана продажи товаров в течение года, по месяцам. А под равномерностью – выполнение плана всеми магазинами одной организации за определенный период времени.
Ритмичность выполнения плана розничного товарооборота изучается с помощью коэффициента ритмичности. Сравнивая коэффициенты ритмичности за анализируемый и соответствующий предшествующий период можно выявить, улучшилась или ухудшилась ритмичность выполнения плана товарооборота.
Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству:
Для определения коэффициента равномерности необходимо определить следующие показатели.
1. определим
σ = √ ∑(Х-Хгод)2 / n,
где Х – процент выполнения плана за квартал;
Х год – процент выполнения плана за год;
n – число кварталов.
Следовательно,σ=√(100,9-101)2+
= √ (0,01+,21+10,24+1)/4 = 2
2. определим коэффициент вариации (v) по следующей формуле
v = σ ∙ 100/Х год ;
Отсюда, v = 2 ∙ 100/101 = 1,98
3. определим коэффициент равномерности (к равн) по формуле
Следовательно, К равн = 100-1,98 = 98,02
Таким образом, выполнение плана товарооборота за год было равномерным на 98,02%.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия оказывают ассортимент (номенклатура) и реализация продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом измерения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Целью анализа ассортиментной
структуры товарооборота
При формировании ассортимента
и структуры предприятие
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности планируемой к реализации продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Причины изменения ассортимента продукции могут быть как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим причинам.
Внутренние причины - недостатки в организации сбыта, плохое техни-ческое состояние оборудования, аварии, недостаток электроэнергии, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем объеме реализации.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем реализации товаров; материалоемкость; себестоимость продукции; прибыль; рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее реализации в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Ее повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.