Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:21, дипломная работа
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности
функционировании торговой организации………………………………………..7
1.1Экономическая сущность розничного товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………….7
1.2Тенденции развития товарооборота Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………............................11
1.3 Методы прогнозирования розничного товарооборота………………............19
2 Анализ розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………............31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
организации………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ развития розничного товарооборота в динамике к общему
объему и структуре……………………………………………………...................37
2.3 Факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой
организации………………………………………………………………………...46
3 Выявление направлений роста товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»………………………………………………………………………………….55
3.1 Основные пути и проблемы развития розничного товарооборота ТПРДУП «Желдорсервис»…………………………………………........................................55
3.2 Прогнозирование розничного товарооборота………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...66
Список использованных источников……………………………………..............71
Приложение А. Организационная структура управления ТПРДУП
«Желдорсервис»…………………………………………………73
По видам оборота выделяют:
- товарооборот розничной сети;
- товарооборот предприятий общественного питания.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.
В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме выручки за проданные товары - по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
Различают:
- розничный;
-оптовый товарооборот.
Целью исследования дипломной работы является – розничный.
Розничный товарооборот учитывается, анализируется и планируется как по общему объему, так и по отдельным группам товаров в ценах фактической реализации, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж, - строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота в состав розничного товарооборота торгового предприятия включается:
- продажа товаров из розничной сети;
- продажа автозаправочными станциями и их магазинами топлива, смазочных материалов, запасных частей и др.;
- продажа товаров, принятых от кооперативов, малых предприятий, открытых акционерных обществ и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- продажа сельскохозяйственной
продукции колхозами и
- продажа населению
лесных строительных
- продажа населению топлива топливно-снабженческими предприятиями;
- продажа населению
товаров длительного
- продажа печатных изданий по подписке и через сеть «Союзпечать». Продажа книг библиотекам, учебников – общеобразовательным школам и т.д.;
- продажа сахара с сахарных заводов, растительного масла маслозаводов при закупке сельскохозяйственных продуктов;
- продажа лекарств аптеками.
- продажа товаров по
безналичному расчету в
- продажа товаров на аукционах и через комиссионные и коммерческо-комиссионные магазины и палатки;
- продажа населению порожней тары.
Экономической основой развития розничного товарооборота являются денежные доходы населения, представленные в виде спроса на товары, и товары, поступающие в магазин в качестве товарного предложения.
Розничный товарооборот находится в тесной связи с денежным обращением и отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, предложением и спросом, розничной продажей и денежным обращением.
Розничный товарооборот является базовым показателем для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он измеряемся стоимостными и натуральными показателями. Однако как стоимостный показатель розничный товарооборот содержит определенные недостатки. На его объем прямое влияние оказывают цены. Это следует учитывать при рассмотрении эффективности работы торгового предприятия во времени, т.е. обеспечивать сопоставимость физических объемов.
Розничный товарооборот является показателем, от которого зависит объем валовых доходов торгового предприятия и прибыль. Основной целью деятельности торгового предприятия должно быть обеспечение рентабельной работы, т.е. прибыли при условии качественного обслуживания покупателей.
Соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, удельный вес продажи отдельных товарных групп в общем объеме розничного товарооборота определяют структуру товарооборота. Учет продажи всех товаров по их разновидностям пока практически невозможен. Поэтому в соответствии с потребительским назначением и признаками однородности они объединяются в укрупненные товарные группы. Перечень и состав товарных групп определяются товарным словарем (номенклатурой товаров, учитываемых в розничном товарообороте), включающим 84 наименования, в том числе 36 продовольственных и 48 непродовольственных товаров. Кроме того, выделяются 19 товарных групп предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения и 14-строительных материалов, которые учитываются в натуральном выражении.
Реализация товаров находится в прямой зависимости от поступления товаров и их запасов, которые обеспечивают непрерывную работу торговых предприятий. Соотношение между показателями характеризуется следующими уравнениями балансовой увязки:
Зн + П = Т + Зк, отсюда Т = Зн + П - Зк; (1.1)
Зн + П = Т + Впр + Зк, отсюда Т = Зн + П - Впр - Зк, (1.2)
где Зн, Зк - товарные запасы на начало и конец отчетного периода, р.;
II - поступление товаров, р.;
Впр - прочие выбытия, р.;
Т - продажа товаров за определенный период, р.
В условиях формирования и развития рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных (продажных) цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:
- проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материално-техничной базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
- разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.
В настоящее время в розничный товарооборот не включаются:
1) продажа по безналичному
расчету непродовольственных
2) выдача работникам торгового предприятия товаров в погашение задолженности по заработной плате;
3) выдача товаров, включая
новогодние подарки рабочим и
служащим за счет прибыли и
средств профсоюзной
4) продажа на предприятиях торговли проездных билетов, талонов на проезд на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек, почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками. Поэтому многие розничные торговые предприятия отражают отпуск указанных товаров как оптовую их продажу. В результате они определяют и изучают валовой (общий) товарооборот, включающий розничную и оптовую реализацию товаров. Однако основным показателем оценки их торговой деятельности является розничный товарооборот.
В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считываются с дисплеев и других технических средств.
Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.
В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
«Отчет по розничной
торговле» составляется
В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров указывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе. Выручка от реализации товаров по продажной стоимости справочно показывается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». [7; стр.8].
1.2 Тенденции
развития товарооборота
современном этапе
В 2005-2007 годах в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, определившиеся еще в 2001-2005 годах.
Производство потребительских товаров (основной источник предложения на внутреннем потребительском рынке) за 2005-2007 годы выросло на 50,4 процента против прогнозных 42-47 процентов, в том числе продовольственных товаров - соответственно на 51,1 процента против 39-44 процентов и непродовольственных товаров - соответственно на 50,4 процента против 46-52 процентов по прогнозу.
Реальные денежные доходы населения повысились на 76,7 процента против 58-63 процентов по прогнозу. Это способствовало росту платежеспособного спроса населения на товары и услуги, динамичному развитию внутреннего потребительского рынка.
Объем розничного товарооборота через все каналы реализации составил в 2007 году 25 230 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 20 процентов при прогнозном показателе 13-14 процентов. За 2005-2007 годы его рост составил 211 процентов, что превышает прогнозные показатели Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2005-2007 годы (50-55 процентов).
Сохраняется достаточно высокий удельный вес покупок товаров на рынках, в киосках и другой мелкорозничной торговой сети из-за более низкого уровня цен на товары. В результате удельный вес рынков в общем объеме розничного товарооборота составил в 2005 году 36,8 процента против 36,5 процента в 2006 году (2000 год - 28,1 процента), но прогнозные показатели 2007 года - 27,4 процента не достигнуты.
В развитии розничного товарооборота сохраняется тенденция увеличения доли частной торговли, отражающая результаты приватизации объектов государственной собственности. Удельный вес организаций торговли государственной формы собственности в общем объеме розничного товарооборота снизился в 2007 году до 15,8 процента против 24,9 процента в 2000 году.
При росте продажи непродовольственных товаров в сопоставимых ценах в 2007 году на 29,7 процента, реализация продовольственных товаров выросла на 12,3 процента, в результате удельный вес продажи непродовольственных товаров повысился на 2 процентных пункта по сравнению с 2005 годом и составил 46,3 процента в общем объеме розничного товарооборота, а доля продажи продовольственных товаров соответственно снизилась до 53,7 процента (прогноз - 56,4 процента).
В 2007 году потребление мяса и мясопродуктов на душу населения составило 61 килограмм, или 87,1 процента рациональной нормы, молока и молокопродуктов - 256 килограммов, или 72,2 процента, яиц - 267 штук, или 103,9 процента.