Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы организации и оценки эффективности деятельности предприятия розничной торговли 5
1.1 Краткая характеристика отрасли 5
1.2 Организация розничной торговли 9
1.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли 15
II. Организация и показатели экономической деятельности магазина «Селения» 18
2.1 Организационная – правовая характеристика магазина «Селения» 18
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 23
III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения» 28
3.1 Анализ товарооборота 28
3.2 Анализ издержек обращения 32
3.3 Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия 33
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

Экономическая эффективность торговой деятельности предприяти.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     Ассортимент реализуемой предприятием продукции является достаточно широким, основными видами обуви, которые реализует предприятие, являются летняя (удельный вес 38,5%), зимняя – 17,2%, демисезонная – 16,7%, спортивная – 27,6%. Предприятие постоянно расширяет ассортимент продукции за счет заключения договоров с новыми производителями. Практикуется индивидуальный подход к отдельным категориям покупателей. Однако нередко не учитывает фактор сезонности в организации закупок товаров.

     Таблица 7 - Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов

Показатели 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение 2010 к 2008 гг. Отклонение 2010 к 2008 гг. , в %
Товарооборот, тыс. руб 12870 13560 15385 2515 119,5
Торговая площадь, кв. м 46,0 49,8 55,6 9,6 120,8
Товарооборот  на 1 кв. м., тыс. руб. 279,8 272,3 276,7 -3,1 98,9
 

     Как известно, на объем розничного товарооборота  оказывают влияние факторы внутреннего  характера, связанные с использованием основных фондов (таблица 7).

     Благоприятное влияние на товарооборот оказывает  прирост  торговой площади и более рациональное ее использование.

     Расчет  влияния:

     А. изменение торговой площади:

     279,8 * 9,6 = 2686,08 тыс. руб.

     Б. изменение эффективности использования  торговых площадей:

     -3,1 * 55,6 = -172,36 тыс. руб.

     В. общее влияние:

     2686,08-172,36= 2513,72 тыс. руб.

     Далее следует провести расчет степени  колебания продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для оптимального планирования объема закупок и определения потребности в оборотных средствах.

     Таблица 8 - Расчет степени сезонного колебания продаж полуботинок для мальчиков

кварталы Объем продаж, тыс. руб
  2008 г. Удельный вес, в % 2010 г. Удельный вес, в %
I 84.4 25 168,1 26
II 108,7 32,2 194,0 30
III 80,3 23,8 155,2 24
IV 64,1 19 129,3 20
ВСЕГО за год 337,5 100 646,7 100
Среднеквартальный уровень 84,4 25 161,7 25

Степень колебания продаж в течение года по отдельным кварталам определяют на основе расчета среднего квадратического отклонения,

,

где Х  – объем продаж за квартал, тыс. руб.;

Хср –  среднеквартальный уровень, тыс. руб.;

П –  количество кварталов.

2010 г.: = 15,96 тыс. руб.

Коэффициент вариации (V) составит: = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9.

Коэффициент равномерности (Кр) составит:

Кр = 100 – V = 81,1.

2010 г.: = 23,3 тыс. руб.

V =  23,3 * 100 / 161,7  = 14,4.

Кр = 100 – 14,4 = 85,6.

     По  расчетам можно отметить, что степень колебания продаж в 2010 г. ниже, чем в 2008 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент равномерности возрос на 4,5.

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод  об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким – в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки. Основной вклад в увеличение товарооборота внесло увеличение торговой площади и рост эффективности ее использования, за счет установки более эргономичного торгового оборудования

     Низкая  эффективность управления торговым предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи показателей как в 2010 г., так и в 2008 г. Высокий темп роста валового дохода  при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать возможности роста цен.

3.2 Анализ издержек обращения

Рассмотрим  состав и структуру издержек обращения (таблица 9).

Таблица 9 Состав и структура издержек обращения

Показатели 2008 г. Удельный вес 2010 г. Удельный вес Отклонение 2010 г. к 2008 г. Темп роста, %
Условно-переменные издержки, всего, тыс. руб. 2117 87,8 3698,1 87,8 1581,1 174,6
В том  числе транспортные расходы, тыс. руб. 100,2 4,7 138,1 3,7 37,9 137,8
Расходы по хранению и подготовке товаров  к продаже, тыс. руб. 89 4,2 158 4,2 69 177,5
Расходы по оплате труда, тыс. руб. 1428 67,5 2520 68,2 1098 176,4
Отчисления  от ФОТ, тыс. руб. 499,8 23,6 882 23,7 382,2 176,4
Условно-постоянные издержки, всего 291,8 12,2 510,8 12,2 219 175
В том  числе аренда, тыс. руб. 96 3,9 193 4,6 97 201
Расходы по содержанию и текущему ремонту  основных средств, тыс. руб. 102,3 4,2 177,6 4,2 75,3 173,6
Расходы на рекламу, тыс. руб. 93,5 3,9 140,2 3,4 46,6 149,9
Всего 2408,8 - 4208,9 - 1800,1 174,7

     Из таблицы 9 видно, что на протяжении 2008 – 2010 гг. в структуре издержек преобладают условно-переменные издержки, их величина в 2010 г. составила 3698,1 тыс. руб., что на 74,6% больше, чем в 2008 г.

     Условно-постоянные издержки также увеличиваются, составив в 2010 г. 510,8 тыс. руб., что на 219 тыс. руб. или на 75% больше, чем в 2008 г.

     Как в 2008 г., так и в 2010 г. отдельной статьей в расходах являются расходы на рекламу. Объем затрат на рекламу в 2010 г. увеличился на 49.9% по сравнению с 2008 г.

     По  всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут расходы по хранению товаров и подготовке товаров и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).

     Таблица  - 10 Издержки обращения на 1 рубль товарооборота

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к  2008 г.
Объем товарооборота, тыс. руб. 12870 13560 15385 119,5
Издержки  обращения, тыс. руб.       174,7
Издержки  обращения на 1 рубль товарооборота, руб. 200 300 100 50

     В общем же издержки обращения возросли на 74,7%. Данные показателя издержек в расчете на 1 рубль товарооборота приведены в таблице 10 свидетельствуют об увеличении показателя в 2009 г. и снижении в 2010 г. (50%).

     В целом, затраты магазина складываются из издержек обращения и покупной стоимости товаров (таблица 11) и имеют тенденцию к снижению на 7,2% в анализируемый период; структурные изменения затрат характеризуются увеличением доли покупной стоимости товаров – на 12,6 % в общей сумме затрат предприятия.

     Таблица 11 – Затраты торгового предприятия

Статьи  затрат 2008 г. 2009 г. 2010 г.
тыс.руб. % тыс. руб. % тыс.руб. %
Издержки  обращения, тыс. руб. 2408,8 18,9 4208,9 27,6 1800,1 15,3
Покупная  стоимость товаров, тыс. руб. 10300 72,1 11000 72,4 10000 84,7
Сумма затрат торгового предприятия 12708,8 100 15208,9 100 11800,1 100

     3.3 Анализ прибыли  и рентабельности  деятельности предприятия

     В таблице 12 представлены финансовые результаты деятельности предприятия.

    Таблица 12 - Финансовые результаты деятельности предприятия

показатель 2008 2009 2010 откл.2010 от 2008 2010 в % к 2008
выручка от продажи продукции,тыс.руб. 12870 13560 15385 2515 119,54
себестоимость продукции,тыс.руб. 10300 11000 10000 -300 97,09
прибыль от продажи продукции,тыс.руб. 2570 2560 5385 2815 209,53
Прибыль в расчете на одного человека 151,1 134,7 256,4 105,3 169,7
Прибыль в расчете на 1 кв м торговой площади 55,8 51,4 96,85 41,05 173,5
Товарооборот  на 1 кв. м., тыс. руб. 279,8 272,3 276,7 -3,1 98,9
Товароборот на 1 рубль основных средств, тыс.руб. 1,88 1,92 2,13 0,25 113,3
рентабельность  продукции,% 24,95 23,27 53,85 28,90 215,82
рентабельность  продаж,% 19,97 18,88 35,00 15,03 175,28

Информация о работе Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»