Расчёт экономической эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Экономика разделяется на два вида: макро и микро. Макро экономика управляется правлением государства. Микро, в свою очередь, относится к предпринимательской единице. Их задачи и цели схожие, отличие лишь в рассматриваемых уровнях. Макро – управления хозяйственной деятельности государства. Микро экономика – управления деятельности предпринимательской единицы.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..3


2. Исходные данные………………………………………………………………………………………………………………4


3. Расчёт количества оборудования и коэффициента загрузки…………………………………………. 6


4. Расчёт численности работающих на участке…………………………………………………………………… 9


5. Расчёт заработной платы…………………………………………………………………………………………………. 13


6. Расчёт себестоимости детали………………………………………………………………………………………….. 16


7. Расчёт экономической эффективности: 18



7.1 Трудоёмкость изготовления партии деталей…………………………………………………………………18

7.2 Снижение полной себестоимости изделия………………………………………………………………….18

7.3 Показатель сравнительной эффективности приведенных данных…………………………….18

7.4 Расчет годового экономического эффекта……………………………………………………………………19

7.5 Расчет условно – годовой экономии от внедрения организационно – технических мероприятий………………………………………………………………………………………………………………………….19

7.6 Срок окупаемости капитальных вложений………………………………………………………………….20

7.7 Фондоотдача…………………………………………………………………………………………………………………..20

7.8 Производительность труда…………………………………………………………………………………………….20

7.9 Норма времени………………………………………………………………………………………………………………21

7.10 Выработка за смену одним рабочим………………………………………………………………………….21

7.11 Экономия численности………………………………………………………………………………………………..22

7.12 Съём продукции с единицы оборудования………………………………………………………………..22

7.13 Изменение фонда заработной платы………………………………………………………………………….22


8. Технико – экономические показатели…………………………………………………………..………………….24


9. Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………….25


10. Используемая литература………………………………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

I.Введение

 

    Экономика – это искусство ведения домашнего  хозяйства в переводе с греческого значения этого слова. Суть ее сохраняется  в этом значении. Экономика является общественно-трудовыми и денежными  отношениями, социальная цель которой  использовать существующие в наличии ресурсы во благо общественным интересам.  

    Экономика разделяется на два вида: макро  и микро. Макро экономика управляется  правлением государства. Микро, в свою очередь, относится к предпринимательской  единице. Их задачи и цели схожие, отличие лишь в рассматриваемых уровнях. Макро – управления хозяйственной деятельности государства. Микро экономика – управления деятельности предпринимательской единицы. Объединяющая цель – оптимизация и контроль хозяйственной деятельности в интересах стабилизации и развития материального благополучия. 

    Экономика призвана исследовать взаимодействие двух основных, фундаментальных фактов, которые, в свою очередь весьма противоречивы. С одной стороны экономика  исследует материальные потребности  общества и его представителей. С другой стороны находятся экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, удовлетворяющих те самые материальные потребности. Противоречие заключается в том, что материальные потребности общества являются безграничными и неутомимыми, а экономические ресурсы существуют всегда в ограниченном количестве. Экономика и ее процессы призваны решать эту проблему путем достижения максимального эффекта от использования ограниченных ресурсов.

Предмет экономической  науки 

    Различают объект и предмет научных исследований. Для экономических исследований - это экономика, хозяйственное жизни. Предмет исследования - это цель изучения, то есть то, что наука 1 ставит в центр свои темы. Например, человека как объект исследований изучают разные науки - медицина, психология, этнография, демография, история и т.п., каждая из которых имеет свой предмет. Как показывает практика, предмет науки, в частности, экономической теории, в значительной степени зависит от исходных позиций той или иной теоретической концепции. Политическая экономия акцентирует внимание на природе богатства, причинах его роста и особенностях присвоения. Так, первая школа политической экономии - меркантилизм - сути богатства считала золото и другие сокровища, а их источником - внешнюю торговлю. Поэтому определяющим принципом меркантилизму стала доктрина активного торгового баланса как главного условия национального благосостояния.  

    Основатель  классической школы А. Смит, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой единственным источником богатства является труд, разработал концепцию политической экономии богатства, предметом которой считал происхождения и распределении богатства. К. Маркс, развивая концепцию трудовой стоимости, пришел к выводу, что между трудом и капиталом существует противоречие. По его мнению, решить последнюю можно путем изменения отношений между людьми по поводу производства и присвоение материальных благ в капиталистическом обществе. Так возникла политэкономия труда, предметом которой являются производственные отношения. Пытаясь избавить экономическую науку классового, политического и идеологического влияния, А. Маршалл вводит термин «экономико», предметом которого является «исследования усилий человека для удовлетворения его потребностей». Современный экономикс или неоклассическая синтез, несмотря на все модификации ПОДХОДА к его предмету, изучает, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных товаров и распределяет их между людьми. Экономическая наука пытается объяснить устройство материального мира товаров и услуг. Однако сразу подчеркнем, что речь идет не о технологии изготовления определенных благ, услуг. Этим занимаются другие науки и специалисты соответствующих сфер деятельности - инженеры, техники, технологи.  

    Экономисты  изучают: почему цены на товары повышаются и снижаются; почему одних товаров на рынке больше, чем существующая в них потребность, а других - недостаточно; почему одни отрасли экономики развиваются быстрыми темпами, а другие - деградируют; почему кризиса в экономике меняются ее подъемом; почему существуют безработица и инфляция, который между ними взаимосвязь; динамику изменений в ценах и объемах производства. Они пытаются установить причины этих явлений, определить факторы, влияющие на процессы ценообразования и производственные процессы. В отличие от рядовых граждан, которые, например, лишь констатируют, что заработная плата шахтеров выше, чем работников пищевой промышленности, или заработная плата инженера в Украине меньше, чем инженера в США, экономисты изучают законы, которые обусловливают эти экономические явления.  

    Предметом исследования экономистов является также размещение и использование  ресурсов (полезные ископаемые, земля, труд людей и их знания, оборудование и оборудование). Если бы не было ограничения ресурсов, то не было бы нужды в экономической науке. Ведь в таком случае можно было бы удовлетворить неограниченные потребности людей. Желание людей сводятся к тому, чтобы как можно полнее и качественнее удовлетворить все свои потребности, однако они наталкиваются на грань производства, обусловленное в каждый конкретный исторический период количеством имеющихся ресурсов.  

    Экономическая наука занимается исследованием  экономического поведения людей  в условиях ограниченных ресурсов. Изучив возможности ресурсного обеспечения страны, определенного региона, города, области (подробнее об этом речь пойдет далее), экономисты предлагают варианты размещения производств для наилучшего использования ресурсов.  

    Итак, экономическая  наука способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов, росту ассортимента товаров и услуг, является фактором экономического развития, помогает как можно полнее удовлетворить потребности общества и каждого его члена. Экономисты изучают также хозяйственные связи между странами и народами: почему страны импортируют одни товары, а экспортируют другие; какие факторы способствуют внешнеэкономическим связям, а какие - сдерживают их развитие; природе и причинах богатства, как на разных этапах развития человеческого общества изменялось отношение к самого понятия «богатство» и источников его роста.  

    Таким образом, экономическая наука охватывает разные теоретические школы: политическую экономию, экономикс, общую экономическую  теорию и т. п., исследует экономическую  жизнь общества, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг в условиях ограниченных ресурсов; экономический рост, его закономерности и факторы; пути обогащения общества и человека и их поведение.  

    Восстановление  экономической жизни происходит на общественном и индивидуальном уровне (предприятие, фирма, домашнее хозяйство), соответственно выделяют макро и микроэкономики. Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом. Объектами ее анализа является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица. Она выясняет, сколько должно быть денег в каналах обращения страны, чем отдельные страны находятся в кризисном состоянии, а другие - динамично развиваются.  

    Микроэкономика  исследует поведение отдельных  субъектов экономики, деятельность фирм и механизм мотивации труда, анализирует цены на отдельные товары, расходы на изготовление определенного товара. 
     
     
     

II. Исходные данные

Исходные данные по выполнению курсового проекта берутся из технологических карт движения деталей. Исходя из этих технологических карт, составлена таблица исходных данных по вариантам (IV в).

п/п

                    Наименование показателей Ед. изме-рения Обозначе-

ние

Значение
К разделу «Расчет  количества оборудования»
           1 Деталь     вал
    2
Годовая программа  выпуска шт.    Nгод 125000
    3
Наименование  операции№1     Токарная
    4
Оборудование (модель)     16К20П
    5
Стоимость оборудования      руб.   26300
    6
Штучно-калькуляционное  время до внедрения мероприятия     мин.     tшт1 8,24
    7
Штучно- калькуляционное  время после внедрения мероприятия     мин.     tшт1’ 7,1
    8
Наименование  операции №2     Шпоночно-фрезерная
    9
Оборудование (модель)     692Р
    10
Стоимость оборудования руб.   36000
    11
Штучно-калькуляционное  время до внедрения мероприятия мин. tшт2 18,8
    12
Штучно- калькуляционное время после внедрения мероприятия мин. tшт2’ 16,9
    13
Коэффициент выполнения норм   Квн 1
    14
Планируемый процент потерь времени на ремонт % a 5
К разделу «Расчёт  численности основных рабочих»
       15 Внутрисменные потери рабочего времени:      
-выполнение  общих и государственных обязанностей %   0,16
-сокращение  рабочего дня для подростков %   0,2
16 Целодневные потери рабочего времени:      
-очередные  отпуска %   10,7
-по  болезни %   0,3
-по  беременности и родам %   0,6
-выполнение  общих и государственных обязанностей %   0,2
- отпуска  учащихся %   0,2
17 График работы:      
- I смена часы Fc 8
-II смена часы Fc 7
18 Разряды:      
-I операция (токарь) IV    
- II операция ( фрезеровщик) V    
    К разделу «Расчёт  заработной платы  основных рабочих»
19 Тарифные  ставки:      
-4 разряд
     руб
    Сч
52
-5 разряд
     руб
    Сч
50
    20
Плановый  процент премий
      %
     К
 
    К разделу «Себестоимость детали»
    21
Масса детали
    кг
  28,4
    22
Масса заготовки
    кг
  34,8
    23
Наименование  и марка детали    
    Сталь 40-х ГОСТ 4543-71
    24
Стоимость материала  за кг
    руб
  18,20
    25
Стоимость отходов  за кг
    руб
  7,28
    26
Дополнительная  заработная плата
    %
  40
    27
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
    %
   
    28
Расходы на освоение и подготовку производства
    %
  310
    29
Общепроизводственные расходы
    %
  320
    30
Общехозяйственные расходы
    %
  150
    31
Расходы на продажу
    %
  4
    К разделу «Расчёт  экономической эффективности»
    32
Нормативный коэффициент экономической эффективности  капитальных вложений  
    0,12

III. Расчет количества оборудования и коэффициент догрузки

 

В данном разделе  определяется фонд рабочего времени. Для  этого используется следующие формулы:

Fэф = Fн * Кст

Fн = (Дк – Дп – Дв ) * Fс * С

Кст = 1 – а/100, где 

Fн – номинальный годовой фонд времени (в часах)

Дк – число  календарных дней(365)

Дп – число  праздничных дней в году

Дв – число  выходных дней в году

Fс – продолжительность рабочей смены (в часах)

С – число смен в сутки

а – коэффициент  полезного использования станка 

Вычисления:

Дк = 365 дней                            

Дп = 10 дней Fн = (365 – 10 – 104) * 8* 2= 4016 часов

Дв = 104 дня 

Fc = 8 часов Кст = 1 – 5/100 = 0,95

С = 2 смены 

а = 5 Fэф = 4016*0,95=3815,2 

После расчёта эффективного фонда времени ( годового ) определяется потребное количество оборудования (Sр) по двум технологическим процессам до внедрения и после внедрения мероприятий по формуле:

Sp = Nгод * t шт / Fэф * 60 * Кв

Nгод – годовая программа выпуска ( в штуках )

tшт – штучная норма выпуска ( в минутах )

Кв – коэффициент  выполнения норм 

Вычисление:

Nгод = 125000

t шт1 = 8,24        tшт1’ = 7,1

tшт2 = 18,8       tшт2’ = 16,9

Кв = 1

Fэф = 3815,2 

                                                     I операция 

До  внедрения.

Sр = 125 000 * 8,24 / 3815,2 * 60 * 1 = 4,49

Sпр = 5 

После внедрения.

Sр = 125 000 * 7,1 / 3815,2 * 60 * 1 = 3,87

Sпр = 4 

            II операция

            До  внедрения.

            Sр = 125 000 * 18,8 / 3815,2 * 60 * 1 = 10,26

            Sпр = 11 

После внедрения.

            Sр = 125 000*16,9 / 3815,2 * 60 * 1= 9,22

            Sпр = 10 

            Степень использования станков определяется коэффициентом загрузки. Определим

            коэффициент загрузки до внедрения и после  внедрения по технологическим операциям. 

            Кз = Sp / Sпр 

Кз1 = 4,49 / 5 = 0,89 = 89% Кз1’ = 3,87 / 4 = 0,96 = 96%

            Кз2 = 10,26 / 11 = 0,93 = 93%  Кз2’ = 9,22 / 10 = 0,92 = 92% 

                                                                      
             
             
             
             
             
             
             
             
             

                       Сводная ведомость до внедрения  мероприятий.

                           Сводная ведомость после внедрения мероприятий.

   п/п

Наименование оборудования Кол-во

станков

Модель станка Стоимость станка Стоимость всего  оборудования
1 Токарный станок 4 16К20П 26300 105200
    2 Шпоночно – фрезерный  станок 10 692Р 36000 360000
Итого   14     465200
 

            Вывод: После  внедрения мероприятия кол-во оборудования сократилось на 2 станка. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

IV. Расчёт численности работающих на участке

 

Планирование численности (работающих) работников промышленного  производственного персонала осуществляется по каждой категории в отдельности.

Потребность в основных рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции, определяется на основании данных о трудоёмкости производственной I программы баланса рабочего времени одного рабочего.

Проектируемая трудоёмкость устанавливается на основании мероприятий  плана повышения эффективности  производства, где предусматривается уменьшение времени обработки.

Информация о работе Расчёт экономической эффективности