Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы организации и оценки эффективности деятельности предприятия розничной торговли 5
1.1 Краткая характеристика отрасли 5
1.2 Организация розничной торговли 9
1.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли 15
II. Организация и показатели экономической деятельности магазина «Селения» 18
2.1 Организационная – правовая характеристика магазина «Селения» 18
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 23
III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения» 28
3.1 Анализ товарооборота 28
3.2 Анализ издержек обращения 32
3.3 Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия 33
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

Экономическая эффективность торговой деятельности предприяти.doc

— 322.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 

     Введение

     Торговля  – важнейшая составляющая национальной экономики. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса  как по числу предприятий, так  и по численности занятых в ней работников.

     Торговое  предприятие – основное звено  розничной торговли. Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности.

     Основной  целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования, что определяет актуальность темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).

     Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  1. рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
  2. систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
  3. дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
  4. ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
  5. выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
  6. провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
  7. на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».

     Объектом  исследования являются предприятие розничной торговли – магазин детской обуви «Селения».

     Предметом исследования являются критерии оценки экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения», а также комплекс мер, направленный на совершенствование организации розничной торговли в современных условиях.

     Вопросы методики оценки эффективности деятельности вообще и оценки эффективности деятельности предприятий торговли в частности относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещенным в работах экономистов разных периодов времени и научных направлений.

     В работе использованы общенаучные, логический и статистический методы исследования.  
 

  1. Теоретические основы организации  и оценки эффективности  деятельности предприятия  розничной торговли

1.1 Краткая характеристика  отрасли

     Торговля  является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики [16].

     Кроме того, в современной системе социально-экономических  отношений торговлю рассматривают  как процесс и как сферу  отношений [14]. 

     Торговля как процесс означает движение товара от его собственника к покупателю с соблюдением определенных условий передачи потребительной стоимости из одних рук в другие. Главной характеристикой в таком понимании торговли является обмен с целью удовлетворения имеющихся у субъектов торговых отношений потребностей. Во-вторых, торговля есть совокупность отношений и сфера отношений, неизбежно возникающих в процессе взаимодействия продавцов и покупателей, а также обслуживающих их структур. Являясь важнейшей подсистемой в системе потребительского рынка, торговля объединяет множество участников, организуется по своим принципам, имеет свои цели, функции и задачи.

     Торговая  деятельность – это посредническая деятельность по продвижению товаров  от производителя к потребителю. Ее сфера достаточно обширна и достаточно специфична. Этой отрасли присущи следующие основные особенности:

1. Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля).

2. Результаты  торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве.

3. Аккумулирование  наличных денежных средств, необходимость  организации строго контроля  соблюдения действующих норм  и правил организации налично-денежного  оборота

4. Оказание  дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя.

5. Высокая  адаптивная способность хозяйствования.

6 Высокий  уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой  деятельности от скорости оборота  средств.

7. Отсутствие  как такового производственного процесса  обуславливает отсутствие в учете  незавершенного производства.

8. Цена  и ассортимент реализуемых товаров  находятся в значительной зависимости  от  характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения.

9 Доходы  от торговли подвержены сезонным  колебаниям в зависимости от  времени года, дней недели, часов  суток, например, активизация спроса  и на фоне роста цен в  новогодние праздники.

10. Личная  ответственность работников торговых  организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов [18].

     Торговля  реализует в обществе вполне определенные и достаточно разнообразные функции, направленность и содержание которых определяется функциями потребительского рынка. В целом ролевые функции торговли можно свести в два блока: экономические и социальные.

     Экономические функции торговли направлены на достижение целей и реализацию интересов  в первую очередь продавцов. Социальные функции торговли характеризуют  другую ее функциональную область. Именно в них должна быть заложена общественная роль торговли в качестве института социально-экономических отношений [12].

     Приоритетность  социальных функций торговли перед  экономическими означает, что они  являются необходимым условием ее эффективности. Доминирование социальных приоритетов в торговой сфере должно реализовываться двояким образом: во-первых, в проектировании внутренней ассортиментной, ценовой, организационной культуры, т.е. все нормы торговой политики должны быть ориентированы на потребителя; во-вторых, занимая в соответствии со своим исходным предназначением промежуточное положение между товаропроизводителем и потребителем, торговля должны выражать, представлять и защищать интересы последнего, т.е. быть ближе к потребителю.

     Субъектами  товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги) [18].

     Торговля  сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся  благополучие потребительского рынка  товаров и услуг не вполне отражают истинное положение [6].

     На  потребительском рынке страны за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного  роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась.

     Немаловажным  фактором развития сферы торговли явилось  совершенствование форм торгового  обслуживания на основе укрупнения организаций  розничной торговли и постепенное  преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организациями торговли, применяющими цивилизованные формы обслуживания населения.

     Население России имело возможность стабильно обеспечивать свой платежеспособный спрос широким ассортиментом продуктов питания, товаров легкой промышленности. Проводимая работа по формированию ресурсов потребительского рынка была направлена также на защиту интересов отечественных производителей, обеспечение прозрачности оборотов импортных товаров, недопущение попадания на рынок некачественной продукции. Широко применялись различные активные формы торговли. Особое внимание уделялось созданию условий для работы индивидуальных предпринимателей, переводу их в благоустроенные помещения с использованием кассовых суммирующих аппаратов, упорядочению деятельности рынков.

     Вместе  с тем в 2010 г. имели место упущения и недоработки. Не улучшилось финансовое положение отрасли, возросла доля убыточных организаций, снизился уровень рентабельности. Низкими темпами идет развитие торговой сети [16]. Недостаточно проводится работа по внедрению новых технологий продажи товаров и созданию современных структур торговых организаций. Слабо привлекаются инвестиции для развития торговых сетей. Из-за ограниченности средств для финансирования слабо внедряются инновационные проекты и отраслевые научные разработки, что отрицательно сказывается на управлении товарными потоками и регулировании рыночных процессов. В последние годы наметилась тенденция ухудшения финансового положения торговли и усложнения финансово-кредитных отношений с поставщиками товаров и банками, требует дальнейшего совершенствования правовое регулирование в сфере торговли.

     Торговая  деятельность может осуществляться в оптовой и розничной формах. Оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием [11].

     Розничная торговля – торговля товарами и  оказание услуг покупателям для  личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [14].

     На  современном этапе развития экономики  страны индустрия розничной торговли переживает подъем. Растут сети магазинов, обостряется и без того достаточно сильная конкуренция.  
 

    1.   Организация розничной торговли

     Для осуществления розничной торговли необходима соответствующая материальная база, основой которой является торговая сеть.

     Торговая  сеть – это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением [8].

     Розничная торговая сеть – основное организационное  и техническое звено, через которое  доводятся до потребителей товары и  удовлетворяются их потребности  в разнообразных товарах народного  потребления [16].

     Различают следующие виды розничной торговой сети (приложение 1):

  • По формам продажи – магазинная и внемагазинная (прямые и дистанционные продажи);
  • По местоположению – стационарная (магазины, павильоны, киоски, торговые автоматы и т.п.) и нестационарная (палатка, развозная и разносная торговля;
  • В зависимости от объемов деятельности – розничная и мелкорозничная.

     Магазинные  продажи осуществляются в торговых предприятиях, а внемагазинные имеют место при прямых контактах, когда продавец приходит к покупателю, или при дистанционной торговле.

     Торговое  предприятие – имущественный  комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и  оказания услуг. Классификация торговых предприятий приведена в приложении 2 [18].

     Долговременной  целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

     Наряду  с названной целью в зависимости  от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

Информация о работе Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»