Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы организации и оценки эффективности деятельности предприятия розничной торговли 5
1.1 Краткая характеристика отрасли 5
1.2 Организация розничной торговли 9
1.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли 15
II. Организация и показатели экономической деятельности магазина «Селения» 18
2.1 Организационная – правовая характеристика магазина «Селения» 18
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 23
III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения» 28
3.1 Анализ товарооборота 28
3.2 Анализ издержек обращения 32
3.3 Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия 33
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

Экономическая эффективность торговой деятельности предприяти.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     О том, насколько эффективно используются ресурсы торгового предприятия, судят по такому важному показателю экономической эффективности, как рентабельность продаж (от нем. rentabel — доходный, прибыльный). Рентабельность вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации товаров, на товарооборот. Этот показатель определяет, сколько рублей прибыли получено торговым предприятием в результате реализации товаров на один рубль товарооборота.

     По  мнению С. Н. Лебедевой [12] к показателям социально-экономической деятельности торгового предприятия относится система показателей рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность товарооборота, рентабельность основных фондов, оборотных средств, рентабельность расходов на оплату труда и прочие.

     Н. Н. Терещенко и О. Н. Емельяновой  [6] предложена  система показателей эффективности использования основных видов ресурсов торгового предприятия (основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов) на основе ресурсного и затратного подходов построения показателей, которая позволяет осуществлять всесторонний глубокий анализ данных ресурсов и принимать оперативные решения по эффективному управлению ресурсами торгового предприятия.  

    1. Организация и показатели экономической  деятельности магазина «Селения»

    2.1 Организационная  – правовая характеристика магазина «Селения»

     Основу  российского рынка детских товаров  составляют четыре субрынка. Среди  этих субрынков эксперты называют сегменты одежды, игрушек, питания и обуви. Росту рынка способствуют как наблюдавшаяся в последнее время положительная динамика рождаемости, так и рост доходов населения. С ростом дохода населения меняется культура потребления детских товаров и растут расходы на детей. Особенностью рынка является смещение ценового фактора на второй план, делая возможным развитие производства и торговли в среднем и выше среднего сегментах на российском рынке детских товаров. Насыщения рынка товаров для детей в России не предвидится.

     Рынок детской обуви и одежды демонстрирует стабильный рост и имеет потенциал для дальнейшего своего развития (рост от 7% до 12% в год). Ведущими крупнейшими производителями обуви в России по финансовым показателям являются ЗАО «Обувная фирма «Юничел» (Челябинская область), ЗАО «МОФ «Парижская коммуна» (Москва), ООО «Антилопа Про» (Москва) и др.

     Торговое предприятие «Селения» осуществляет свою деятельность на рынке детских товаров в сегменте детской обуви, являющимся перспективным как для получения прибыли, так и удовлетворения спроса покупателей.  Предприятия сети охватывают второй сегмент рынка – детскую одежду.

     Торговая  сеть «Селения» представлена тремя торговыми предприятиями, расположенными по адресам: г. Киров ул. Ленина, 102 В; ул. Воровского, 151; Октябрьский проспект, 79. Два из них, включая главный офис, специализируются на продаже детской обуви, ассортимент третьего расширен за счет детской одежды.

     Объект  исследования – магазин детской обуви «Селения» находится по адресу г. Киров, ул. Ленина 102 В. Организационно-правовая форма предприятия – ООО «Абрис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20 января 2001 года № 1067712439342 Администрацией г. Кирова Кировской области. Магазин находится в частной собственности ИП Бороздин А.В., зарегистрированном в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) 12 сентября 1999 года.

     Общество  осуществляет свою деятельность согласно Российского Законодательства в соответствии с федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [1] и иными правовыми актами РФ.

       ООО «Абрис» является юридическим лицом, пользуется правами, необходимыми для своей деятельности в соответствии с законодательством и уставом, имеет самостоятельный баланс, печать и счета в банке. Его главной задачей является удовлетворение потребностей граждан в товарах, продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива. В этих целях ООО «Абрис» организует торговое обслуживание населения, приобретает товары, продукцию, материалы, основные средства на предприятиях любых форм собственности и у частных лиц, осуществляет торгово-посредническую деятельность, обмен товаров в порядке бартерных сделок, оказывает различные виды услуг, осуществляет выполнение любых других видов деятельности, не противоречащих законодательству РФ.

       Для организации и обеспечения деятельности Общества его Участником образуется Уставный капитал в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Номинальная стоимость доли участника составляет 10000 (десять тысяч) рублей, 100%. На момент регистрации Уставной капитал общества оплачен полностью в размере 100%. Исполнительным органом ООО является директор, осуществляющий руководство текущей деятельностью. Директор без доверенности может действовать от имени организации, в том числе представлять его интересы во всех отечественных и иностранных учреждениях, организациях, обществах, совершать сделки от имени организации, открывать в банках расчетные, валютные и иные счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками предприятия. В случае ООО «Абрис» директором является Лихинина В.И.

     Общество  самостоятельно  планирует  свою  производственно-хозяйственную деятельность,   а   также   социальное развитие  коллектива.  Основу  планов составляют договоры, заключаемые с потребителями  продукции  и    услуг,   а также поставщиками  материально-технических и иных ресурсов. Реализация  продукции,   выполнение  работ    и    предоставление   услуг осуществляются  по ценам и тарифам,  устанавливаемым самостоятельно.

     Магазин «Селения» как предприятие розничной торговли характеризуется следующим образом:

  • По виду здания и размеру торговой площади - встроенное помещение площадью 80 кв. м., находящееся на 1 этаже жилого дома, т.о. относится к категории средних магазинов;
  • По товарной специализации – узкоспециализированный магазин, осуществляющий торговлю детской обувью;
  • По концентрации капитала – относится к интегрированным структурам – элемент торговой сети;
  • По ценовой политике – магазин для покупателей со среднедушевым доходом выше прожиточного минимума;
  • По месту расположения – торговое предприятие городского сектора, так как находится на одной из центральных улиц города, в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, удобной парковки автомобилей.

     Магазин «Селения» имеет привлекательный  внешний вид, уличные витрины  оформлены рекламными плакатами  и вывесками.

     В магазине нет вредных производственных факторов. Поддерживается определенная температура воздуха не ниже 200С, относительная влажность воздуха (75%), отсутствует вибрация, шум. Все торговые и производственные помещения содержатся в чистоте. Оборудование и инвентарь ежедневно моются.

     Освещение магазина естественное, имеются также  люминесцентные лампы. Имеется в магазине санузел, холодная и горячая вода.

     Общая площадь магазина - 80 м2, площадь торгового зала - 55,6 м2, остальную площадь занимают подсобные помещения.

     Для обеспечения рационального торгово-технологического процесса магазин располагает соответствующим  помещением. Торговый зал занимает наибольшую долю в общей площади  магазина. Планировка торгового зала обеспечивает свободное движение покупательского потока, кратчайшее движение товаров из помещения для хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения. Торгово-технологическое оборудование магазина удобное и современное.

     В магазине имеется оборудование: немеханическое (горки, прилавки, столы), кассовое оборудование ККМ "Самсунг-4615 RE" - 2 машины. Подъемно - транспортное оборудование - в виде 2 грузовых тележек.

     Основной поставщик - ООО «Мартуни» - Московское представительство «Фабрики детской обуви «Скороход» г.Санкт-Петербург,, с ним предприятие  успешно работает с 2003 г. , осуществляя оптовые закупки помимо обуви «Скороход» детскую обувь других производителей: «Marko», «ShagoVita», «Алми», «Inblu», «Леор-МВ», «Талтекс», «Парижская Коммуна», «Юничел» и другие. С Кировским производителем детской обуви «Лель» магазин работает без посредников. Перечень основных постащиков магазина представлен в таблице 1 приложения 4. Руководством фирмы налажены стабильные партнерские отношения и непосредственно с производителями детской обуви.

     Конкурентами предприятия являются магазины: «Ералаш», «Мозаика», «Котофей», представляющие сходный ассортимент товаров в сопоставимых ценах. Основным конкурентным преимуществом «Селении» является расположение в центральной части города, разветвленная сеть филиалов, гибкая ценовая политика.

     Предприятие имеет линейно-функциональную структуру управления. Общее руководство магазином, формирование политики  снабжения и сбыта в магазине осуществляет директор. Сбытовая политика торгового предприятия ориентирована на:

     - получение предпринимательской  прибыли в текущем периоде,  а также обеспечение гарантий  ее получения в будущем;

     - максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;

     -долговременную  рыночную устойчивость организации,  конкурентоспособность ее продукции;

     - создание положительного имиджа  организации на рынке и признание  ее со стороны общественности.

     Основными потребителями продукции предприятия являются частные лица. Таким образом, при реализации продукции используется прямой сбыт нулевого уровня. Главные факторы, влияющие на спрос детской обуви: цена, скидки, эстетические параметры, цены конкурентов.

     При планировании сбыта магазину необходимо учитывать сезонные колебания, которым  подвержен спрос на продукцию  предприятия, анализировать текущую  рыночную ситуацию, потому что от нее зависит изменение спроса на продукцию. Таким образом, для повышения эффективности сбытового процесса необходимо закупать востребованную рынком продукцию, качество которой должно полностью отвечать ожиданиям и требованиям потребителей.  

2.2. Ресурсный потенциал  предприятия и  эффективность его  использования

     Ресурсный потенциал предприятия складывается из возможностей развития материально-технической базы магазина и персонала.

    Материально-техническая  база предприятия представлена следующими видами основных средств: торговое помещение с административным помещением и складом; транспортные средства; офисная техника и мебель.

    Имущество предприятия представлено в основном внеоборотными активами, что обусловлено  высокой стоимость основных средств предприятия.

    Соотношение собственных и заемных средств  составляет примерно 50/50, что говорит  о финансовой устойчивости предприятия. Однако необходимо учитывать следующий  факт, имущество предприятия в  основном представлено основными средствами, это означает, что собственные средства не только не участвуют в образовании оборотных средств, но и не являются единственным источником образования основных средств. Это является негативным моментом. Характеризуя заемные средства предприятия необходимо отметить, что они в основном представлены долгосрочными и краткосрочными заемными средствами. Кредиторская задолженность занимает незначительный удельный вес в структуре имущества предприятия.

    В состав амортизирующего имущества  магазина входят, основные средства и малоценные, быстро изнашивающиеся предметы. В структуре основных средств наибольший удельный вес за последние три года занимают здания и в 2010 г. по отношению к 2008г. их стоимость возрастает на 89 т.р.(2%), на втором месте транспортные средства, их стоимость увеличилась на 80 т.р.(5%). Вследствие износа и списания некоторых видов основных средств, а также недостаточностью средств у предприятия для замены, их удельный вес в структуре основных средств снизился. Общая стоимость ОПФ увеличилась на 348 т.р. за счет роста офисной техники и оборудования. 

    Таблица 1 - Состав и структура основных средств предприятия

состав 2008 2009 2010 отклонение 2010 к 2008г.
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
здания 4436 64,83% 4518 63,93% 4525 62,93% 89 2,01%
оборудование 618 9,03% 750 10,61% 786 10,93% 168 27,18%
Офисная техника 88 1,29% 95 1,34% 103 1,43% 15 17,05%
транспортные  средства 1620 23,67% 1620 22,92% 1700 23,64% 80 4,94%
хоз.инвентарь 32 0,47% 36 0,51% 37 0,51% 5 15,63%
другие  виды основных средств 49 0,72% 48 0,68% 40 0,56% -9 -18,4%
итого 6843 100,0% 7067 100,0% 7191 100,0% 348 48,4%

Информация о работе Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»