Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли (на примере магазина детской обуви «Селения»).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы организации розничной торговли;
систематизировать показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли и оценить их значимость;
дать организационно-правовую характеристику магазина детской обуви «Селения»;
ознакомиться с основными процессами коммерческой деятельности магазина детской обуви «Селения»;
выявить ресурсный потенциал магазина «Селения» и возможности его использования для реализации основных целей предприятия: получения прибыли и удовлетворения потребностей населения;
провести анализ экономической эффективности деятельности магазина «Селения»;
на основе проведенной оценки разработать систему мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли – магазина «Селения».
Введение 3
I. Теоретические основы организации и оценки эффективности деятельности предприятия розничной торговли 5
1.1 Краткая характеристика отрасли 5
1.2 Организация розничной торговли 9
1.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия розничной торговли 15
II. Организация и показатели экономической деятельности магазина «Селения» 18
2.1 Организационная – правовая характеристика магазина «Селения» 18
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 23
III. Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения» 28
3.1 Анализ товарооборота 28
3.2 Анализ издержек обращения 32
3.3 Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия 33
Библиографический список 39
На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
Спрос это форма проявления потребностей. Спрос на товары народного потребления называют покупательским спросом. Изучение покупательского спроса в магазинах проводится прежде всего для более полного удовлетворения потребностей населения. При изучении спроса учитываются три вида спроса: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.
Учет реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре реализованного спроса судят по размеру продажи товаров.
Необходимость ведения учета неудовлетворенного спроса возникает из-за временного отсутствия в продаже по каким-либо причинам нужных населению товаров. Целью изучения формирующегося спроса является учет изменений, которые могут произойти в связи с появлением в продаже новых товаров или же расширением потребности в товарах, спрос на которые уже сложился [9].
Ассортиментная политика предприятия должна учитывать следующие аспекты:
1) технологические возможности;
2) потребность рынка в ассортименте или в дифференциации товара;
3) необходимость получения конкурентного преимущества;
4) достижения товарооборота, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.
Формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Основная задача при формировании и управлении ассортиментом — обеспечение своевременного предложения товаропроизводителем определенной совокупности товаров.
Система формирования ассортимента включает:
1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2) анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
3) оценку конкурентной продукции;
4) оценку качества выпускаемой продукции с позиций покупателя;
5) принятие решения о номенклатуре товаров;
6) принятие решения о диверсификации продукции за счет других направлений производства;
7) анализ новых технологических возможностей;
8) усовершенствование существующих технологий;
9) разработку спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;
10) проведение испытаний или тестирований продукции;
11) разработку параметрических характеристик выпускаемой продукции;
12) разработку упаковки;
13) разработку сервисного обслуживания;
14) проведение анализа ценообразования на новый ассортимент;
15) анализ рентабельности [4].
Характеристика товарного ассортимента включает в себя:
- широту
- общее количество
- насыщенность
- общее число составляющих
- глубину - варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
- гармоничность
- степень близости товаров
Возможные решения исходя из параметров ассортимента:
- расширение ассортимента - за счет включения новых ассортиментных групп;
- увеличение
насыщенности имеющихся
- углубление
ассортимента путем увеличения
вариантов (модификаций)
- повышение или снижение степени гармоничности товаров различных ассортиментных групп [17].
Закупка товаров – одна из важных функций торговли. Работа по закупкам товаров должна включать в себя следующие операции:
ГОСТ
Р 51304-99 [3] дает основные направления оказания
услуг предприятиями розничной торговли:
в совершении покупки, по созданию удобств
покупателю, информационно-
Реклама
любого торгового предприятия
Реклама услуг отражает торговую политику предприятия, оказываемые услуги, скидки, льготы, обслуживание и предлагаемые удобства для покупателей. Эта реклама передает о системе торговли за наличный расчет или в кредит, выездной системе торговли или торговле на дому по предварительным заказам и каталогам. Цель подобной рекламы - привлечь новых покупателей в магазин, превратить их в постоянных и сделать дружественные отношения между покупателем и продавцом. Реклама престижности магазина связана в основном с предлагаемым товаром. Она отмечает ассортимент новых, модных и выгодных товаров, передает, что магазин может, к примеру, обеспечить покупателя всем необходимым.
Реклама торгового предприятия не ограничивается лишь средствами массовой информации и наружной рекламой, не менее важна конъюнктура, царящая в магазине. Любой товар в силу собственной специфики предполагает собственные методы рекламирования продавцом, например, демонстрация одежды в магазине; предложение попробовать товар на вку (продуктовые магазины); гарантия возврата денег, если купленный товар не понравился потребителю; проведение конкурсов, лотерей, игр и другие способы [7,13].
Технологический
процесс включает в себя совокупность
последовательно
Важно различать технологический и торговый процессы. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. (Приложение 3) [18].
Организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.
Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.
В настоящее время основными, по степени их влияния на общую эффективность деятельности торгового предприятия, считаются этапы торгово-технологического процесса, на которых осуществляется связь предприятия с элементами его внешней среды, т.е. этапы коммерческой деятельности [14].
Управление
коммерческой деятельностью ставит своей
непосредственной задачей внести определенную
упорядоченность в коммерческие и торговые
процессы, организовать совместные действия
работников, участвующих в этих процессах,
достичь согласованности и координации
действий. При этом управление направлено
на оптимизацию работы сотрудников в целях
повышения эффективности коммерческих
процессов и достижения конечных целей
предприятия.
Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами или продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей [12].
Обзор экономической литературы [5,7,8, 11, 12, 14, 19,20] по вопросам оценки эффективности деятельности предприятий торговли показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. В настоящее время нет единства подходов к определению эффективности, характеристике ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности.
Эффективность коммерческой деятельности определяется соотношением между затратами торгового предприятия и получаемыми им результатами. Иными словами, сопоставляя отдельные виды затрат, связанных с куплей-продажей товаров, с полезным эффектом, можно рассчитать ряд показателей, характеризующих эффективность работы торгового предприятия в целом, а также отдельных его подразделений.
Согласно подходу О. В. Памбухчиянц [14], к основным финансово-экономическим показателям, характеризующим различные аспекты деятельности торговой организации, относятся:
Информация о работе Экономическая эффективность торговой деятельности магазина «Селения»