Лицензирование торговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….....3
2.Требования о лицензировании…………………………………….4
3 Лицензирующие органы……………………………………………9
4.Расходы на лицензирование…………………………………….....10
5. Ответственность в сфере лицензирования……………………….13
6. Новое в законодательстве о лицензировании…………………....16
7.Заключение………………………………………………………….18
8.Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Лицензирование.docx

— 48.58 Кб (Скачать)
 

Реферат

по  коммерческому праву  на тему:  

"Лицензирование  торговой деятельности"

                                                                                  
 

                                                                

                                                                  
 
 
 
 
 

                                                                                          Выполнил:

                                                                          Студент 5 курса

                                                                         Юр.Факультет имени  

                                                                               М.М. Сперанского

                                                                     Иванов А.А. 

Содержание:

1.Введение………………………………………………………….....3

2.Требования  о лицензировании…………………………………….4

3 Лицензирующие органы……………………………………………9

4.Расходы на лицензирование…………………………………….....10

5. Ответственность в сфере лицензирования……………………….13

6. Новое в законодательстве о лицензировании…………………....16

7.Заключение………………………………………………………….18 

8.Список литературы………………………………………………....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности. Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию. Среди них такие виды деятельности, как банковская деятельность, страховая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, оценочная деятельность, аудиторская деятельность и др. И хотя количественный состав лицензируемых видов предпринимательской деятельности существенным образом уменьшился после вступления в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», влияние этого института на деятельность предпринимателей несомненно велико. Складывающиеся при этом отношения требуют не только адекватного нормативного регулирования, но и серьезного теоретического осмысления.

      Необходимо признать, что существующее нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности не является совершенным. Нормы Закона о лицензировании 2001 года не обеспечивают в полной мере регламентацию этого правового института, не установлен общий перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности, для его уяснения необходимо обращаться к иным законодательным актам. Например, в Законе РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены виды страховой деятельности и, соответственно, порядок предоставления лицензий на осуществление таких видов деятельности.

      В последнее время законодатель пытается совершенствовать существующее законодательство о лицензировании посредством принятия новых законодательных актов. Так, примерами могут послужить принятый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" №128 от 08.08.2001г., Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Только за 2005 год были внесены следующие изменения: с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса, устанавливающая размер и порядок оплаты пошлин за выдачу лицензий; 2 июля 2005 г. и 31декабря 2005 были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ и № 200-ФЗ от 31.12.05); 21 июля 2005 г. вышел Федеральный закон от 21.07.2005 № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Также Федеральным законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ изменен порядок лицензирования производства, хранения и поставки алкогольной продукции. 
 
 
 

Требования  о лицензировании 

      В нескольких случаях, предусмотренных законом, сам по себе факт государственной регистрации недостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется также получение лицензии.

   Лицензия  – документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

   Лицензирование  – выдача, переоформление и аннулирование  лицензии, выдача дубликатов лицензии, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль над соблюдением  лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений  лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

   Субъектами  отношений, возникающих в связи  с лицензированием, является, с одной  стороны, субъект хозяйствования, а  с другой – орган лицензирования.

   Субъект хозяйствования, имеющий намерение  осуществлять определенный вид лицензируемой  хозяйственной деятельности, лично  или через уполномоченный им орган  или лицо обращается в соответствующий  орган лицензирования с заявлением установленного образца о выдачи лицензии. 
 

      Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 года N 242-ст торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг. Заниматься предпринимательством, в том числе и торговлей в России можно без ограничений, причем право организаций и граждан на свободное занятие торговой деятельностью закреплено пунктом 1 Указа Президента РФ от 29.01.1992 года N 65 "О свободе торговле". Однако для того, чтобы иметь возможность торговать, мало иметь одного желания, во-первых, необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке. Это касается как организаций, так и физических лиц - и те и другие должны пройти процедуру государственной регистрации. Правоспособности юридических лиц посвящена статья 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как следует из указанной статьи ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Вместе с тем, в статье 49 ГК РФ указано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Так как в силу пункта 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то все вышеизложенное справедливо и для индивидуальных предпринимателей1. 

     Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Закон N 128-ФЗ). Статьей 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. 

     Кроме того, в статье 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом N 128-ФЗ. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю: 

1)вооружением и военной техникой; 

2)оружием и основными частями огнестрельного оружия; 

3)Патронами к оружию. 
 

Обращаю ваше внимание на то, что лицензирование следует рассматривать не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 3 Закона N 128-ФЗ основными  принципами лицензирования выступают: 

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 

установление  единого перечня лицензируемых  видов деятельности; 

установление  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; 

установление  лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 

гласность и  открытость лицензирования; 

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

     Среди лицензионных требований в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит:  

соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а  также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Так, например, в  соответствии с федеральным законом  от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно статьей 40 "Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную  опасность для человека", говорится, что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную  опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с  законодательством Российской Федерации. При чем обязательным условием для принятия такого решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности (работ, услуг). Законодатель относит в том числе к видам деятельности представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности: производство и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.

Как уже отмечалось выше, кроме обязательных требований законодатель предусмотрел и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении  лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий  для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно  включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью  которого осуществляется такой вид  деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий  в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом  получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

· Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем  исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат  выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении  действия свидетельства о государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  выданная лицензия теряет юридическую  силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения  паспортных данных индивидуального  предпринимателя, утраты лицензии лицензиат  обязан в 15-дневный срок подать заявление  о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат  осуществляет деятельность на основании  ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления  о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Информация о работе Лицензирование торговой деятельности