Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проанализировать научную литературу по данной проблематике;
- дать понятие медиаобразованию как средству развития творческой личности;
- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 765.01 Кб (Скачать)

На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета  и наличие в нем текстовой  и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для  выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

В современном  мире технический прогресс развивается  очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые  технологии. Почти каждый современный  человек имеет дома компьютер, сотовый  телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в  каждой школе есть компьютер или  компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в  том числе, и для обучения.

Во многих школах есть предмет “Информатика”, где  учащиеся учатся работать на компьютере, постигают азы работы в Интернете. Создаются различные компьютерные диски для обучения, тесты, всевозможные энциклопедии и репетиторы. Это очень  удобно – вставил диск и получил  всю необходимую информацию.

Многие считают, что использование компьютера возможно на “технических” предметах, например, на физике, математике, химии и т.д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, например, на музыкальном. Важно, что вы будете использовать. Сам компьютер не дает никакой информации по предмету, нужны определенные программы.

Музыка и компьютер  – совершенно совместимые вещи. Существует множество программ для  работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели
  • Программы для пения караоке
  • Музыкальные конструкторы
  • Музыкальные энциклопедии
  • Обучающие программы
  • Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ знаком любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого нужно открыть зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

(Рисунок  1) (Рисунок 2)

Зрительные образы (WinAmp , Windows Media Player)

Если вы преподаете пение, то используйте такие программы  как VocalJam или сочиняйте свою собственную композицию с помощью KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается “минус”, а на экране выводятся слова песни.

Огромную помощь на уроках музыкальной литературы, музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия  популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

На своих уроках музыкальной литературы я использую  такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная  от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой.

(Рисунок  3) (Рисунок 4)

Интерактивные окна программы “Шедевры музыки”

Кроме этого, представлены биографии композиторов, история  созданий известных произведений, комментарии  к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных  терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она  проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно  использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна  программа “Музыкальный класс”, где  есть возможность заниматься как  музыкой, так и сольфеджио. Эта  программа обучающего характера  идеально подходит для учащихся младших  классов.

На своих уроках я активно использую эту программу. Учащиеся имеют возможность самостоятельно, без моей помощи получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. 

(Рисунок  5)

Интерактивное окно программы “Музыкальный класс”

В разделе “Теория  музыки” учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. Единственный недостаток этого раздела, как и всей программы, в том, что сам музыкальный  материал (мелодии, музыкальные иллюстрации) проигрывается в быстром темпе.

Какой ребенок  не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных  играх “Крестики-нолики” и “Музыкальные кубики”, где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.

(Рисунок  6) (Рисунок 7)

Интерактивные окна игр “Музыкальные кубики”  и “Крестики-нолики”

(CD “Музыкальный  класс”)

Прекрасно дополняют  друг друга разделы “История музыкальных  инструментов” и “Электронное пианино”. В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных  инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют  произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание  дает хорошие результаты, так как  дети не только теоретически изучают  инструменты, но и виртуально играют на них.

(Рисунок  8)

Интерактивное окно “Истории музыкальных инструментов” 

(CD “Музыкальный  класс”)

Существуют программы  для написания нотного текста, для его редактирования, например, Final. Эту программу можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.

Интересный синтез представляет собой использование  на уроках синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать  произведение в исполнении преподавателя, самому самостоятельно попробовать  исполнить произведение разными  тембрами или просто поиграть понравившимся  тембром.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к вашим  урокам.  

Использование учебных программ позволяет более  глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные  экскурсии с использованием программы  “Энциклопедия зарубежного классического  искусства”, “Шедевры музыки” (<Рисунок1>) знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание (<Рисунок2>), с историческим памятникам древнего мира и современного искусства (<Рисунок3>). Презентации могут широко использоваться на уроках музыки в 5-9-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов  даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение  объектов, передвижение их по слайду акцентирует  внимание учащихся на главном в изучаемом  материале, помогает составлению плана  изучения темы.

Тема “Опера” (5 класс) Лекция учителя сопровождается показом презентации. В данном слайде рассматриваются фрагменты из опер русских композиторов XIX века (М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и пр.), <Рисунок4>).

Рисунок 4

При закреплении  знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

При изучении темы “М.П. Мусоргский. Оперное творчество композитора. Разбор оперы "Борис  Годунов” (7-й класс) ученики делятся  на группы, получая задания изучить  либретто оперы и изучить состав (разобрать её на оперные формы). Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно  и нестандартно закрепить полученные на уроке знания (<Рисунок5>).

Рисунок 5

При первичном  контроле в теме “Венская классическая школа” на уроке “В.А. Моцарт. Оперное  творчество композитора” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация  дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Новые информационные технологии дают возможность на новом  уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного Великой Победе, была создана презентация  с использованием фрагментов кинохроники  времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. Это позволило  погрузить участников праздника  в атмосферу эпохи военных  лет, значительно усилило эмоциональное  восприятие трудностей войны и значение победы.

Результативность  предложенной методики

Итак, применение данной технологии отличается высокой  результативностью и способствует

  • личностному развитие учащихся;
  • повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • изменению самооценки учащихся;
  • воспитанию активности и самостоятельности;
  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
  • созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Информация о работе Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке