Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:15, доклад
Давайте поговорим о самом понятии «Информационные технологии». Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией. Можно сказать, что:
Информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.
Добрый день! Меня зовут….. Сегодня на занятии мы поговорим об «Информационных технологиях обучения».
- Как вы считаете? Какую роль играют ИТ в современном процессе обучения?
Итак, запишем учебные вопросы, которые мы рассмотрим в течении сегодняшнего занятия.
Вопросы на рассмотрение:
Давайте поговорим о самом
понятии «Информационные
Информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.
Более научное понятие информационной технологии формируется в следующем понятии : (оно присутствует в раздаточном материале, обратите внимание) :
Информационные технологии - способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина.
В настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению информационных технологий обучения.
Таким образом, первый подход к пониманию информационных технологий обучения рассматривается как процесс обучения, второй подход основан на применении информационных средств в обучении.
Информационную технологию обучения можно рассматривать как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В обучении информационные технологии применяются, во-первых, для предъявления учебной информации, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний (рис.1). Обратите внимание на раздаточный материал
Рисунок 1. Классификация информационных технологий обучения
К числу бескомпьютерных
информационных технологий предъявления
учебной информации относятся бумажные,
оптотехнические, электроннотехнические технолог
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедиа технологии; технологии дистанционного обучения; технологии программированного обучения.
К технологиям, использующие
компьютерные обучающие программы
принято относить компьютерные учебные
пособия, предназначенные для
Средства ИТ, применяемые в образовании
Основным средством ИТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования
широкое распространение
С появлением компьютерных
сетей и других, аналогичных им
средств ИКТ образование
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
Весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного
поиска информации в телекоммуникационных
сетях существуют автоматизированные
поисковые средства, цель которых
– собирать данные об информационных
ресурсах глобальной компьютерной сети
и предоставлять пользователям
услугу быстрого поиска. С помощью
поисковых систем можно искать документы
всемирной паутины, мультимедийные
файлы и программное
Как вы думаете, в последнее время какое средство получило наибольшее распостранение? (Соц.сети)
С помощью сетевых средств
ИКТ становится возможным широкий
доступ к учебно-методической и научной
информации, организация оперативной
консультационной помощи, моделирование
научно-исследовательской
Существует несколько
основных классов информационных и
телекоммуникационных технологий, значимых
с точки зрения систем открытого
и дистанционного образования. Одними
из таких технологий являются видеозаписи
и телевидение. Видеопленки и
соответствующие средства ИКТ позволяют
огромному числу студентов
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИТ по области методического назначения:
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС
По методическому назначению ППС могут быть:
2. Методические возможности средств ИТ
Использование современных средств ИТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.
В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Использование
информационных ресурсов, опубликованных
в сети Интернет, часто приводит
к отрицательным последствиям. Чаще
всего при использовании таких
средств ИКТ срабатывает
Выводы
Применение современных информационных технологий в образовательном процессе позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Внедрение в образование новых информационных технологий обучения становится неотъемлемым условием повышения общего уровня учебного процесса, Информационные технологии обучения усиливают мотивацию и познавательную активность учащихся. Компьютеры в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса. Задачи сегодняшнего этапа информатизации образования – это переход от вариантов проникающей информационной технологии к варианту монотехнологии, когда всё обучение, мониторинг, диагностика, управление опирается на применение компьютеров.