Информационные технологии в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:15, доклад

Описание работы

Давайте поговорим о самом понятии «Информационные технологии». Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией. Можно сказать, что:
Информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.

Работа содержит 1 файл

Инф техн обучения (Педагогика).docx

— 172.83 Кб (Скачать)

Добрый день! Меня зовут….. Сегодня на занятии мы поговорим об «Информационных технологиях обучения».

- Как вы считаете? Какую  роль играют ИТ в современном процессе обучения?

Итак, запишем учебные  вопросы, которые мы рассмотрим в  течении сегодняшнего занятия.

Вопросы на рассмотрение:

  1. Понятие «информационные технологии» (ИТ). Понятие и роль ИТ в обучении.
  2. Классификация информационных технологий обучения.
  3. Средства ИТ, применяемые в образовании, их классификация и методические возможности.
  4. Негативные последствия воздействия ИТ на обучающегося.

Давайте поговорим о самом  понятии «Информационные технологии». Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией. Можно сказать, что:

Информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.

Более научное понятие информационной технологии формируется в следующем понятии : (оно присутствует в раздаточном материале, обратите внимание) :

 Информационные технологии - способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина.

В настоящее время существует два явно выраженных подхода к  определению информационных технологий обучения.

    1. Дидактический(нравоучительный, учительный, поучительный, наставительный, назидательный)процесс, организованный с применением средств и методов обработки данных, представляющих создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых.
    2. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

Таким образом, первый подход к пониманию информационных технологий обучения рассматривается как процесс  обучения, второй подход основан на применении информационных средств  в обучении.

 

Информационную технологию обучения можно рассматривать как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В обучении информационные технологии применяются, во-первых, для  предъявления учебной информации, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний (рис.1). Обратите внимание на раздаточный материал

Рисунок 1. Классификация информационных технологий обучения 

 

К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и, соответственно, делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим – проекторы; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедиа технологии; технологии дистанционного обучения; технологии программированного обучения.

К технологиям, использующие компьютерные обучающие программы  принято относить компьютерные учебные  пособия, предназначенные для самостоятельной  работы учащихся. Мультимедиа технологии так же включены в число компьютерных информационных технологий обучения, а их продуктами являются разновидности  информации: компьютерные данные, телеинформация, видеоинформация, речь и музыка. Обучение по программам относится к технологии программированного обучения, основой которого является порционная подача учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативная помощь обучающимся [4, c. 267]. В последнее время, в связи с непрерывным процессом развития информационных средств, в учебном процессе все больше находит применение технология дистанционного обучения – обучение, при котором большая часть учебного времени осуществляется с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов [4, c. 188].

Средства ИТ, применяемые в образовании

Основным средством ИТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования  широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело  новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки  земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу  которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

Весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых  – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям  услугу быстрого поиска. С помощью  поисковых систем можно искать документы  всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

Как вы думаете, в последнее  время какое средство получило наибольшее распостранение? (Соц.сети)

С помощью сетевых средств  ИКТ становится возможным широкий  доступ к учебно-методической и научной  информации, организация оперативной  консультационной помощи, моделирование  научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных  занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько  основных классов информационных и  телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого  и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи  и телевидение. Видеопленки и  соответствующие средства ИКТ позволяют  огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей  хранить и передавать основной объем  изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

 

Классификация средств  ИТ по области методического назначения:

 

Информационная технология обучения предполагает использование  наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным  средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая  предметная область, где в той  или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия  для осуществления различных  видов учебной деятельности. Такие  ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

 

 

 

В настоящее время существует большое количество различных классификаций  и типологий ППС

По методическому назначению ППС могут быть:

 

 

2. Методические  возможности средств ИТ

  • Визуализация знаний
  • Индивидуализация, дифференциация обучения
  • Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)
  • Моделирование объектов, процессов и явлений
  • Создание и использование информационных баз данных
  • Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
  • Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
  • Осуществление самоконтроля
  • Осуществление тренировки и самоподготовки
  • Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
  • Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации
  • Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
  • Формирование культуры учебной деятельности
  • Формирование информационной культуры
  • Высвобождение учебного времени

Негативные  последствия воздействия средств ИТ на обучающегося

Использование современных средств ИТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ  обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

В самом деле, активный в речевом  плане студент, надолго замолкает  при работе со средствами ИКТ, что  особенно характерно для студентов  открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается  выключенным, обездвиженным в течение  многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без  развитой практики диалогического общения, как показывают психологические  исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что  называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия  самостоятельного мышления. Если пойти  по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим  саму возможность формирования творческого  мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких  средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые  проекты, рефераты, доклады и решения  задач стали сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

Выводы  

 

Применение современных  информационных технологий в образовательном  процессе позволяют качественно  изменить содержание, методы и организационные  формы обучения. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Внедрение в образование новых информационных технологий  обучения становится неотъемлемым условием повышения общего уровня учебного процесса, Информационные технологии обучения усиливают мотивацию и познавательную активность учащихся. Компьютеры в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса. Задачи сегодняшнего этапа информатизации образования  – это переход от вариантов проникающей информационной технологии к варианту монотехнологии, когда всё обучение, мониторинг, диагностика, управление опирается на применение компьютеров.

Информация о работе Информационные технологии в обучении