Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проанализировать научную литературу по данной проблематике;
- дать понятие медиаобразованию как средству развития творческой личности;
- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 765.01 Кб (Скачать)

Учитывая перспективы  дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма  музыкального обучения станет одной  из наиболее распространенных в XXI ст., помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучение музыки.

Таким образом, информационные технологии являются тем  инструментом, который позволяет  педагогам качественно изменить методы и организационные формы  своей работы, полнее сохранять и  развивать индивидуальные способности  учеников, усилить междисциплинарные  связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации  учебного процесса.

2 Перспективы развития информационных технологий в музыке

И все же попытаемся «предугадать» направления, которые  представляются наиболее перспективными с точки зрения будущего применения музыкального компьютера. Наиболее для  нас реалистичным - предположить, что получат широчайшее применение технологии дистанционного музыкального образования. Значит, прежде всего, история и теория музыки, но, частично, и практические советы, станут доступны в любой удаленной от солидных учебных заведений географической точке. Следовательно, можно рассчитывать на то, что научно достоверными и практичными музыкальными познаниями будут владеть гораздо большее число людей, увлеченных музыкой, этим прекрасным и сильным искусством. Компьютер уже сегодня готов предложить многое из того, что позволит, наконец, реализовать исторически и социально назревший лозунг «Музыка - для всех!».

Легко и увлекательно все люди станут овладевать музыкальной  грамотой, словно учась родной речи, словно перенимая от матери напевы ее любимых песен, а музыкальный компьютер станет для каждого любознательного путешественника в Мир Звуков надежным проводником. Благодаря компьютеру, снабженному музыкальными обучающими программами, опирающимися на медицинские и педагогические методики, глухонемые, например, услышат музыку и, в конце концов, даже заговорят (уже сегодня существуют методологические разработки в этом направлении).

Благодаря компьютеру, снабженному музыкальными обучающими программами, опирающимися на медицинские  и педагогические методики, глухонемые, например, услышат музыку и, в конце  концов, даже заговорят (уже сегодня  существуют методологические разработки в этом направлении). Вполне допустимо, что какой-то определенный тембро-ритмический код компьютерной музыки поможет лечить и некоторые болезни.

Доступность компьютерной техники и удобство программного обеспечения создадут невиданные по масштабам условия для музыкального творчества (музыкального «рукоделия»), сопоставимые отчасти с нынешним лавинообразным распространением любительского  музицирования в поп- и рок-стилях. Выражения: «моя музыка», «моя домашняя студия», «мои компакт-диски», «мои видеоклипы», «мой музыкальный сайт» (везде «мой» - в значении «мной созданный») также станут привычными массовыми понятиями. Каждый желающий сможет попробовать себя в роли композитора, аранжировщика, звукорежиссера, сочинителя новых тембров, звуковых эффектов.

На фоне такого массового увлечения многократно  возрастет престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно  изменится, станет более высокотехнологичным  и интенсивным, гибко настраиваемым  на любые специфические задачи. Каждый учитель музыки в специальном  лицее или общей школе (безразлично) в совершенстве будет владеть  музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт, качественно записать его на цифровой диск и затем дарить своим воспитанникам такую запись на память о прекрасной поре детства и юности.

Возможно, музыкально-компьютерные технологии еще более потеснят трудоемкие музыкальные профессии, из-за которых  по принуждению родителей пока еще  нередко не слишком усидчивые  мальчики и девочки лишены на 10-15 лет подряд своего детского счастья. Радость же сиюминутного непосредственного музицирования им принесут еще более изобретательно сконструированные синтезаторы и музыкальные компьютеры. А виртуозами (скрипачами, пианистами, кларнетистами, трубачами) будут становиться только истинно талантливые, увлеченные и терпеливые музыканты. 

Глава II

    Актуальность  использования  информационно - коммуникативных технологий

      на  уроках  музыки

    Одной из тенденций настоящего времени является  вхождение  Беларуси   в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно  когда речь  идет об   искусстве.

   В современных школах создаются  достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными   программами,  технологиями. Важным  средством в достижении эффективного  результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности виду использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий. 

    В  современном  образовании  создалась  проблема -  информационной  перегруженности  учащихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей учащихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данного исследования на научно-методическом уровне. 

   Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привел  к определению темы и гипотезы: если использовать мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования.  Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям  искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их  активные  и сознательные  действия, направленные  на  освоение  материала

  ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря  мультимедийным  пособиям, стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слушания» «видения» конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией и т. п.  

В настоящее  время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию  и её источники – т.е. обогащают  методические возможности урока  музыки, придают ему современный  уровень. Видеомагнитофон, компьютер  очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации  познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

На современном  этапе развития педагогической науки  и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие  на свою жизнь и окружающий мир. В  связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического  воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры  программ, ведь педагогический процесс  направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать  себя, реализуя свои природные задатки.

Механизмы использования информационных технологий на уроке  музыки

В своей работе я имею возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать  музыку в качественной записи, просматривать  фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку  информации, связанной с миром  искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Заинтересовавшись  этим материалом, я предложила его  детям для изучения сначала после  уроков в свободной деятельности, а затем стала вводить на уроках. В основном это были ученики 3-х, 5-х, 7-х классов, умеющие хорошо читать, владеющие компьютером. Темы, связанные  с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий  композиторов, экскурсии, получили живой  отклик в детской аудитории.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для  ребёнка, на связь с жизнью. Задания  носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя  существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к  теме “Три кита ведут нас в широкий  мир балета”, задача формулируется  достаточно сложная: найти в справочнике  термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные  произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые  во время прослушивания.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте  симфонической сказки “Петя и  волк” С. Прокофьева, дети находят  в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Выразительно  и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных  произведений дети используют энциклопедические  определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так я получаю результат – самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести детей на иной путь реализации практических навыков – творческий. Результаты своей работы отслеживаю в диагностических картах, где отмечаю различный уровень развития музыкальных способностей.

С формированием  научного типа мышления связываю развитие “перцептивного” компонента музыкального мышления – неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов “слышания”, развитие ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительность к интонации. Отмечаю высокий, средний, низкий уровень. Анализируя результаты, корректирую не только содержание учебного процесса, но и методы.

Предлагаемая  методика, безусловно, рассчитана на продвинутого ребёнка. Во всяком случае, дети должны быть готовы к изучению темы с помощью  информационной технологии. Отсюда вывела требования к работе с информационными  технологиями: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, их общая подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств  личности).

Кроме субъективных проблем есть и сугубо объективные: неадаптированность компьютерных музыкальных программ для начальной школы не позволяет использовать их более широко. Работая над формированием всесторонне развитой личности, вижу необходимость привлечения специалистов к созданию современного программно-методического обеспечения музыкального образования. В сегодняшних условий, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Опера” можно использовать видеофрагмент (П.И.Чайовский “Евгений Онегин”). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.

Информация о работе Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке