Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проанализировать научную литературу по данной проблематике;
- дать понятие медиаобразованию как средству развития творческой личности;
- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;
Мир - это единое информационное пространство, в котором происходит постоянное развитие сферы информационного производства - уровень "медиатизированный", опосредованный техническими устройствами.
Но самое главное - доступ к ресурсам сети Интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету "Музыка" - это библиографическая информация, аудио видео фонд. Интернет - это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету "Музыка".
Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, обществ, фондов, студий и филармоний, на серверы театров, концертных залов музеев, а также музыкальных коллективов, что так необходимо учащимся нашего города для соприкосновении с прекрасным. Здесь имеются ссылки на звукозаписывающие фирмы и магазины компакт-дисков, а также сетевые магазины компакт-дисков, позволяющие покупать самое необходимое прямо в Интернете. Можно послушать музыкальные произведения хорошего качества прямо из Интернета, найти ссылки на книжные и нотные издательства и библиотеки, информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах, а также на сетевые музыкальные конференции, конкурсы.
Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы проходит с возрастающей скоростью.
Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время адаптирует новую форму обучения - дистанционное (дистантное) образование. Предмет "Музыка" также не остаётся в стороне и включается в компьютерные телекоммуникационные соревновательные проекты - олимпиады и конкурсы, проводимые с помощью on-line Интернет и электронной почты, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к самому предмету. Новая область педагогики - "дистанционная педагогика" позволила расширить и область частных предметных методик. Некоторый практический опыт дистанционного педагога в области музыкального образования обусловил становление дистанционной методики преподавания предмета "Музыка".
Телекоммуникационная
среда побуждает учащихся действовать,
принимать соответствующие
Несмотря на
широкие музыкальные
В организации
учебной деятельности, а именно в
процессе преподавания музыки, играющей
значительную роль в жизни человечества,
можно наблюдать, как она познаётся
и рассматривается с точки
зрения информатики и позволяет
иметь представление о
Рассмотрим некоторые
примеры использования
Так, в 1-ом классе III четверти при прохождении темы "Что такое музыкальная речь?" или "Как говорит музыка?" можно использовать программно-методические средства музыкального редактора "Шарманщик", которые позволили разделить данную тему на два уровня:
I уровень - общеобразовательный,
включающий понятие нотного
II уровень - углублённый,
который содержит знаки
Во 2-ом классе при
прохождении тем II четверти "Интонация"
и III четверти "Развитие музыки" развиваются
творческие способности учащихся в
плане композиционного
После объяснения теоретического материала учащимся можно предложить практическое задание по отработке определённых и необходимых при этом умений и навыков. Дети должны придти к выводу, что музыка - это организованная звуковая информация, которую можно записать последовательностью специальных символов.
Как видно, темы, предлагаемые программой по предмету "Музыка" интегрируются с курсом информатики, переплетаясь в две основные линии - информационную и творческую.
Научно-исследовательская
деятельность учащихся также является
важным фактором активизации их познавательного
интереса к музыке, т.к. она способствует
развитию интеллектуальной инициативы,
создаёт предпосылки для
Научно-исследовательскую
деятельность по предмету "Музыка"
можно рассматривать в
- теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей;
- экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов;
- создание творческих проектов, направленных на различные культурные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.
Все эти положения
позволяют говорить о том, что
научно-исследовательская
Учащимся 3-4 классов можно дать право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:
1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).
2. Представители "Могучей кучки" - кто они?
3. История одного шедевра (о любимом произведении).
4. Из жизни музыкальных инструментов: клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..
5. Образ природы в искусстве.
6. Женские образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
7. Что есть красота в искусстве?
8. Сказка в музыке.
9. Богатырские образы в искусстве.
10. Поэзия в музыке.
11. Музыкальный калейдоскоп современности.
Учащиеся, занимаясь
научно-исследовательской
Телекоммуникационные олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения от традиционного к дистанционному и способны сыграть важную роль в активизации познавательного интереса к музыке.
Компьютерная телекоммуникационная олимпиада - это "...соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail, так и WWW для связи между группами, учащимися из различных городов (школ, лицеев, колледжей, училищ, ВУЗов и пр.)..."[5].
Под компьютерной телекоммуникационной викториной мы понимаем "... такую разновидность олимпиады, в которой основную роль играют качественные вопросы по предмету, а общее число этапов олимпиады и её продолжительность невелики - 1,5 - 2 месяца[6].
Компьютерный
телекоммуникационный турнир - это "...более
длительное командное соревнование,
предполагающее решение достаточно
сложных задач
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. Необходимо уделять первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету "Музыка".
Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать расширению и углублению интереса учащихся к музыке.
применение Информационных технологий в процессе обучения музыке
Быстрое развитие
и использование информационных
и коммуникационных технологий не только
открывает новые возможности, но
и ставит новые задачи перед мировым
сообществом. Цифровая технология сделала
своего рода революцию, она позволяет
объединить в цифровой форме текст,
графическое и
Неуклонный процесс
распространения компьютеров в
сфере образования способствует
росту понимания потенциала стратегий
компьютеризации. Исследование в области
когнитивного обучения позволяют по-новому
осмыслить и разработать
Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средства обучение школьников. Следует подчеркнуть, что персональные компьютеры давно уже стали целиком повседневным и обычным инструментом в начальной и средней школе многих зарубежных стран. Наибольшую популярность они получили в учебных заведениях США, Великобритании, Голландии, Канады, Германии, Франции, Словакии, Швейцарии.
Использование
мультимедиа в особенности
Программы по музыке
предоставляют много
В музыкальном
образовании компьютер
Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить такие направления его применения:
- прослушивание
и анализ музыкальных
- создание музыки;
- изучение истории
и теории музыкального
- создание собственных музыкальных программ;
- получение разной
музыкальной информации с
Информация о работе Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке