Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности использования информационных технологий в музыкальном образовании в процессе развития творческой личности.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- проанализировать научную литературу по данной проблематике;
- дать понятие медиаобразованию как средству развития творческой личности;
- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 765.01 Кб (Скачать)

Мир - это единое информационное пространство, в котором  происходит постоянное развитие сферы  информационного производства - уровень "медиатизированный", опосредованный техническими устройствами.

Но самое главное - доступ к ресурсам сети Интернет, что  даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов  Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности  качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету "Музыка" - это библиографическая  информация, аудио видео фонд. Интернет - это тот мир, где живут сегодня  нынешние дети. Общение с компьютером  создает удивительную мотивацию  для обучения и добывания необходимой  информации, в особенности по предмету "Музыка".

Здесь можно  найти ссылки на информацию о музыкальных  конкурсах и фестивалях, выйти  на серверы музыкальных учебных  заведений, обществ, фондов, студий и  филармоний, на серверы театров, концертных залов музеев, а также музыкальных  коллективов, что так необходимо учащимся нашего города для соприкосновении с прекрасным. Здесь имеются ссылки на звукозаписывающие фирмы и магазины компакт-дисков, а также сетевые магазины компакт-дисков, позволяющие покупать самое необходимое прямо в Интернете. Можно послушать музыкальные произведения хорошего качества прямо из Интернета, найти ссылки на книжные и нотные издательства и библиотеки, информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах, а также на сетевые музыкальные конференции, конкурсы.

Компьютерные  телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы  обучения, т.к. считаются на сегодняшний  день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы  проходит с возрастающей скоростью.

Область педагогики расширяется с каждым годом и  в настоящее время адаптирует новую форму обучения - дистанционное (дистантное) образование. Предмет "Музыка" также не остаётся в стороне и включается в компьютерные телекоммуникационные соревновательные проекты - олимпиады и конкурсы, проводимые с помощью on-line Интернет и электронной почты, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к самому предмету. Новая область педагогики - "дистанционная педагогика" позволила расширить и область частных предметных методик. Некоторый практический опыт дистанционного педагога в области музыкального образования обусловил становление дистанционной методики преподавания предмета "Музыка".

Телекоммуникационная  среда побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую  информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного  содержания обучения.

Несмотря на широкие музыкальные возможности  персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина. Поэтому в данной работе рассматриваются лишь некоторые аспекты этой проблемы, в частности применение СМК в организации учебной, научно-исследовательской деятельности образования по предмету "Музыка".

В организации  учебной деятельности, а именно в  процессе преподавания музыки, играющей значительную роль в жизни человечества, можно наблюдать, как она познаётся  и рассматривается с точки  зрения информатики и позволяет  иметь представление о средствах  музыкальной информации с использованием музыкальных возможностей компьютера.

Рассмотрим некоторые  примеры использования компьютерных технологий в обучение детей начальной  школы музыке.

Так, в 1-ом классе III четверти при прохождении темы "Что такое музыкальная речь?" или "Как говорит музыка?" можно  использовать программно-методические средства музыкального редактора "Шарманщик", которые позволили разделить данную тему на два уровня:

I уровень - общеобразовательный,  включающий понятие нотного стана,  высоты звука и его длительности, темпа;

II уровень - углублённый,  который содержит знаки альтерации, паузы, ноты с точкой и др. Этот вариант предлагается учащимся  с повышенным уровнем обученности.

Во 2-ом классе при  прохождении тем II четверти "Интонация" и III четверти "Развитие музыки" развиваются  творческие способности учащихся в  плане композиционного сочинения  музыки, в основе которого лежит  заданное учителем зерно интонации, имеющее развитие за счёт элементов  музыкальной речи.

После объяснения теоретического материала учащимся можно предложить практическое задание  по отработке определённых и необходимых  при этом умений и навыков. Дети должны придти к выводу, что музыка - это  организованная звуковая информация, которую можно записать последовательностью  специальных символов.

Как видно, темы, предлагаемые программой по предмету "Музыка" интегрируются с курсом информатики, переплетаясь в две  основные линии - информационную и творческую.

Научно-исследовательская  деятельность учащихся также является важным фактором активизации их познавательного  интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает  эстетический вкус и развивает интерес  к духовным ценностям.

Научно-исследовательскую  деятельность по предмету "Музыка" можно рассматривать в следующих  аспектах:

-            теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей;

-            экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов;

-            создание творческих проектов, направленных на различные культурные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.

Все эти положения  позволяют говорить о том, что  научно-исследовательская деятельность учащихся по предмету "Музыка" может  стать крепкой основой для  разработки новых подходов к организации  образовательного процесса, освоения инновационных технологий, наиболее полно отвечающим современным потребностям образования.

Учащимся 3-4 классов  можно дать право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:

1.            Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).

2.            Представители "Могучей кучки" - кто они?

3.            История одного шедевра (о любимом произведении).

4.            Из жизни музыкальных инструментов: клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..

5.            Образ природы в искусстве.

6.            Женские образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

7.            Что есть красота в искусстве?

8.            Сказка в музыке.

9.            Богатырские образы в искусстве.

10.    Поэзия в музыке.

11.    Музыкальный калейдоскоп современности.

Учащиеся, занимаясь  научно-исследовательской работой  по предмету "Музыка", приобретают  соответствующие навыки в формировании умения адекватно воспринимать и  оценивать продукцию СМК (развивать  сферу информационного производства, используя "медиатизированный" уровень опосредованный техническими устройствами).

Телекоммуникационные  олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения от традиционного к дистанционному и способны сыграть важную роль в активизации познавательного интереса к музыке.

Компьютерная  телекоммуникационная олимпиада - это "...соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail, так и WWW для связи между группами, учащимися из различных городов (школ, лицеев, колледжей, училищ, ВУЗов и пр.)..."[5].

Под компьютерной телекоммуникационной викториной мы понимаем "... такую разновидность олимпиады, в которой основную роль играют качественные вопросы по предмету, а общее число  этапов олимпиады и её продолжительность  невелики - 1,5 - 2 месяца[6].

Компьютерный  телекоммуникационный турнир - это "...более  длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач продолжительностью до 3-х месяцев"[7].

Современные информационные технологии обусловливают необходимость  в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. Необходимо уделять первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету "Музыка".

Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую  деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный  и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать расширению и углублению интереса учащихся к музыке.

применение  Информационных технологий в процессе обучения музыке 

Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым  сообществом. Цифровая технология сделала  своего рода революцию, она позволяет  объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются  мощные новые средства представления  и передачи знаний, а так же средства обучения.

Неуклонный процесс  распространения компьютеров в  сфере образования способствует росту понимания потенциала стратегий  компьютеризации. Исследование в области  когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии, содействующие обучению учащихся, а  также реализовать новые и  разработанные способы использования  технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения. Необратимо меняется облик обучения на всех этапах, от дошкольного образования до высшего [1].

Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к  применению компьютеров как средства обучение школьников. Следует подчеркнуть, что персональные компьютеры давно  уже стали целиком повседневным и обычным инструментом в начальной  и средней школе многих зарубежных стран. Наибольшую популярность они получили в учебных заведениях США, Великобритании, Голландии, Канады, Германии, Франции, Словакии, Швейцарии.

Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить  понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале  более широко. Там, где роль наглядности  большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Программы по музыке предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, а их применение разрешает сделать  изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.

В музыкальном  образовании компьютер используется как для создания музыкальных  произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана) [2].

Анализируя разные подходы к применению компьютеров  в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить такие  направления его применения:

- прослушивание  и анализ музыкальных произведений;

- создание музыки;

- изучение истории  и теории музыкального материала,  который одновременно подается  в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;

- создание собственных  музыкальных программ;

- получение разной  музыкальной информации с использованием  сети ИНТЕРНЕТ.

Информация о работе Применение Информационных технологий в процессе обучения музыке