Производственный мерчандайзинг и экспертиза качества кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 03:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение производственного мерчандайзинга, применяемого для кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии». Объектами исследования служила кисломолочная продукция, вырабатываемая ОАО «Молоко Бурятии», реализуемая в магазинах г. Улан-Удэ, кроме того, проводилась экспертиза качества кисломолочных продуктов.

Содержание

Введение 5
1 Товароведная характеристика кисломолочных продуктов 6
1.1 Современное состояние рынка 6
1.2 Факторы, формирующие и сохраняющие качество кисломолочных продуктов 12
1.3 Мерчандайзинговые подходы к организации торговли 19
2 Производственный мерчандайзинг и оценка товароведных характеристик кисломолочных продуктов 24
2.1 Объект, цели и методы исследования 24
2.2 Краткая характеристика предприятия ОАО «Молоко Бурятии» 30
2.3 Мерчандайзинговый подход к организации торговли киломолочными продуктами, выпускаемыми ОАО «Молоко Бурятии» 33
2.4 Анализ ассортимента кисломолочных продуктов 42
2.5 Экспертиза качества кисломолочных продуктов 45
2.5.1 Анализ информативности упаковки 54
2.5.2 Экспертиза балловым методом 46
3 Анализ конкурентоспособности и потребительских предпочтений 61
3.1 SWOT-анализ деятельности предприятий ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутского масложиркомбината 61
3.2 Анализ покупательских предпочтений 67
Выводы и рекомендации 73
Список использованных источников 75
Приложения 78
Приложение А 78
Приложение Б 80
Приложение В 81

Работа содержит 1 файл

Диплом с послед.изменениями.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

При помощи экспертных методов  назначаются коэффициенты весомости. Эксперты, работая индивидуально, ранжируют показатели по значимости и назначают коэффициенты весомости. Мнения экспертов обобщаются расчетным путем. В таблице  приведен листок опроса мнений экспертов при назначении коэффициентов весомости показателей с усредненными значениями.

Далее определяют градацию и назначение граничных пределов для  разных категорий анализируемых показателей.

Эксперты определяют граничные пределы значений единичных  показателей для каждого критерия в соответствии с градацией уровней, установленной этими же экспертами. Мнения экспертов заносят в индивидуальные листы, а затем обобщают. В таблице 16 показан пример дифференцирования уровня показателей мерчандайзинга на различных торговых предприятиях в зависимости от дегустационных оценок.

Обсуждение разработанных  элементов балловой шкалы.

 

 

Таблица 16 - Уровень показателей мерчандайзинга на различных          торговых предприятиях в зависимости от экспертных оценок

Уровень мерчандайзинга

Средние оценки без учёта  коэффициента весомости,

 не менее

Комплексный показатель с учётом коэффициента весомости

Отличное

3,8

38-47

Хорошее

3

30-37

Удовлетворительное

2

20-29

Неудовлетворительное

Менее 2

10


Проводится предварительное  обсуждение разработанных элементов шкалы. Коллектив экспертов решает вопрос о возможности испытания балловой шкалы или необходимости доработки отдельных ее элементов. На этом этапе могут быть внесены коррективы относительно номенклатуры показателей, схем-таблиц, коэффициентов весомости.

Апробирование балловой шкалы.

Коллектив  экспертов  проводит   оценку   уровня мерчандайзинга по 40-балловой шкале, используя схемы-таблицы. Результаты оценочных операций эксперты заносят в оценочные листы. Затем проводится статистическая обработка индивидуальных оценок, рассчитываются  комплексные  показатели  и  количественные  меры согласованности экспертов.

 Обобщение оценок  выполняется методом усреднения.

Для характеристики разброса совокупности оценок дегустаторов оператор определяет стандартное отклонение для каждого единичного показателя по формуле:

 

                                                                                       (5),

 

где,  - сумма квадратов оценок экспертов, в баллах;

           n  - количество экспертов;

           - оценка в баллах в квадрате.

Стандартное отклонение S характеризует согласованность мнений экспертов при условии однородности анализируемых проб. Если оценки однозначны, то S по 5-балловой шкале обычно не превышает  (+0,5) балла. При отклонении  (+1) и более анализируемая совокупность оценок статистически неоднородна.

 Если при анализе  не было допущено ошибок, то  сомнению подвергается качество подготовки дегустаторов:  профессиональная и квалифицированная  компетентность, объективность. В таком случае проводится повторный анализ. Оценки экспертов, не выдержавших  повторного  испытания,  исключает  из  анализируемой совокупности, которую вновь статистически обрабатывают.

По единичным показателям в соответствии с разработанными ранее критериями устанавливается уровень мерчандайзинга.

Обсуждение и корректирование  балловой шкалы.

Разработанные 4-х балловые шкалы содержат четыре критерия оценивающие уровень мерчандайзинга.

Оценивались и сопоставлялись основные представленные критерии со словесным описанием  в схемах-таблицах. Результаты оценки заносились в регистрационные листы. Далее провели математическую  обработку полученных результатов.

Полученные результаты свидетельствуют о согласованности мнений экспертов, так как стандартные отклонения не превышают 0,5.

После чего средние арифметические оценки единичных показателей качества умножают на соответствующие коэффициенты весомости показателей и полученные произведения суммируют по каждому торговому предприятию, в результате были рассчитаны комплексные значения уровня мерчандайзинга, в соответствии с разработанными критериями определены уровни применения мерчандайзинговых подходов при реализации детского питания.

Результаты балловой оценки уровня мерчандайзинга представлены в таблице 17.

По проведенному анализу, можно отметить, как ряд положительных, так и отрицательных моментов. Плюсы в том, что в торговом предприятии (МегаТитан), соблюдены правила выкладки, а именно  кисломолочные  продукты четко разделены по производителям, отсутствует нагромажденность, что часто встречается в магазинах. Так же в исследуемых магазинах отмечается выгодное расположение данной группы товаров в так называемых «горячих зонах» торгового зала  с хорошей проходимостью, а это позволяет потребителям легко найти товар.

Стоит отметить  и ряд  недочетов по применению мерчандайзинговых  подходов  на торговых предприятиях. Розничные продавцы зачастую не применяют или  в недостаточной мере используют P.O.S.- материалы, которые  в свою очередь являются рекламой и позволяют продвигать товары. Хотя их изготовление и подготовка не требует каких-либо больших затрат времени и средств. Порой при выкладке присутствует нагромажденность товаров, что приводит к не привлекательному виду, это свидетельствует о том, что некоторые продавцы не  учитывают психологию покупателей и правила выкладки, которые ориентированы на увеличение уровня продаж.

Таблица 17 - Результаты балловой оценки уровня мерчандайзинга

Торговое предприятие

Общий балл

Уровень мерчандайзинга

«Николаевский»

21,8

Удовлетворительный

«Славянский базар»

20

Удовлетворительный

«МегаТитан»

48,2

Отличный


Полученные данные можно  представить в виде диаграммы.

Рисунок 7 – Анализ уровня мерчандайзинга

 

2.4 Анализ ассортимента  кисломолочных продуктов, представленных  в магазине «МегаТитан»

 

  Ассортиментный перечень  ОАО «Молоко Бурятии» насчитывает  33 наименования. Это такие продукты, как: сметана 15, 20%, творог 2%, 5%, 9 %, кефир 2,5% и другие. Продукцию ОАО «Молоко Бурятии» можно встретить везде, однако, перечень зависит от устойчивого спроса. Продукция в некоторых магазинах представлена узкой ассортиментной линейкой, в других же наоборот – полностью. Наиболее полно представлен в фирменных магазинах предприятия и оптово-розничной сети «Титан». Именно поэтому была рассмотрена структура ассортимента в магазине «МегаТитан». «МегаТитан» находится по адресу ул. Ботанической, 7а.

Расположен магазин  в зоне местного значения (район  жилой застройки). Вблизи магазина расположены объекты социальной значимости: остановка общественного транспорта, что обеспечивает дополнительный поток клиентов. Режим работы магазина с 9 до 23ч., без перерыва на обед и выходных. Предусмотрена оплата, как по наличному, так и безналичному расчету.

        Метод продажи, как и в супермаркете – самообслуживание, частично – через прилавок. В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают через прилавок индивидуального обслуживания.  Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. Для обеспечения нормальной бесперебойной работы в узле расчета магазина установлено 9 контрольно-кассовых терминала. В узле расчета покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

За базовый ассортимент  принято считать максимальное количество наименований кисломолочных продуктов, представленных на рынке г. Улан-Удэ – 203 наименования.

Таблица 18 - Ассортимент продуктового магазина «МегаТитан»

Производитель

Продукция

Количество наименований, шт.

Цена за ед. продукции, масса 500гр.

ОАО «Молоко Бурятии»

Биойогурт

5

31, 70

Бифивит

1

20,30

Бифилайф

1

22,30

Кефир

2

22,50

Сметана

3

35,00

Творог

5

38,70

Йогурт

3

39,00

Снежок

1

26,00

Иркутский производитель

Сметана

12

38,10

Ряженка

1

31,10

Биойогурт

9

36,20

Кефир

3

22,80

Творог

5

42,90

Бифилюкс

2

22,50

Сырки

6

16,00

Юнимилк

Сметана

11

20,40

Ряженка

3

21,60

Творог

13

52,00

Кефир

3

23,30

Йогурт

5

36,00

Эрман

Сметана

2

31,20

Йогурт 

2

40,70

Данон

Йогурт

5

34,00

Кефир

2

26,00

Творог

6

48,00

Весёлый молочник, Вимм-Билль-Данн

Кефир

2

26,60

Сметана

12

69,70

Ряженка

2

26,70

Снежок

1

27,00

Творог

8

36,00

Йогурт

5

37,00


 

Из таблицы 18 видно, что  ассортиментная линейка кисломолочных  продуктов достаточно разнообразна и содержит продукцию основных производителей. Наиболее полно представлена продукция таких производителей, как Иркутского производителя, так и крупных производителей Юнимилк и Вимм-Билль-Данн, Веселый молочник.

 

 

 

Производитель

Наименование продукта

Коэффициент широты, %

Коэффициент полноты, %

Коэффициент новизны, %

Коэффициент устойчивости, %

Коэффициент рациональности

ОАО «Молоко Бурятии»

Биойогурт

77,05

 

 

 

 

 

63,6

12,2

61,6

16

Бифивит

Бифилайф

Кефир

Сметана

Творог

Снежок 

Йогурт

Иркутский производитель

Сметана

90,4

Ряженка

Биойогурт

Кефир

Творог

Бифилюкс 

Сырки

Юнимилк

Сметана

70

Ряженка

Творог

Кефир

Йогурт

Эрман

Сметана

13,3

Йогурт 

Данон

Йогурт

43,3

Кефир

Творог

Весёлый молочник, Вимм-Билль-Данн

Кефир

70

Сметана

Ряженка

Снежок

Творог

Йогурт

Информация о работе Производственный мерчандайзинг и экспертиза качества кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии»