Производственный мерчандайзинг и экспертиза качества кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 03:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение производственного мерчандайзинга, применяемого для кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии». Объектами исследования служила кисломолочная продукция, вырабатываемая ОАО «Молоко Бурятии», реализуемая в магазинах г. Улан-Удэ, кроме того, проводилась экспертиза качества кисломолочных продуктов.

Содержание

Введение 5
1 Товароведная характеристика кисломолочных продуктов 6
1.1 Современное состояние рынка 6
1.2 Факторы, формирующие и сохраняющие качество кисломолочных продуктов 12
1.3 Мерчандайзинговые подходы к организации торговли 19
2 Производственный мерчандайзинг и оценка товароведных характеристик кисломолочных продуктов 24
2.1 Объект, цели и методы исследования 24
2.2 Краткая характеристика предприятия ОАО «Молоко Бурятии» 30
2.3 Мерчандайзинговый подход к организации торговли киломолочными продуктами, выпускаемыми ОАО «Молоко Бурятии» 33
2.4 Анализ ассортимента кисломолочных продуктов 42
2.5 Экспертиза качества кисломолочных продуктов 45
2.5.1 Анализ информативности упаковки 54
2.5.2 Экспертиза балловым методом 46
3 Анализ конкурентоспособности и потребительских предпочтений 61
3.1 SWOT-анализ деятельности предприятий ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутского масложиркомбината 61
3.2 Анализ покупательских предпочтений 67
Выводы и рекомендации 73
Список использованных источников 75
Приложения 78
Приложение А 78
Приложение Б 80
Приложение В 81

Работа содержит 1 файл

Диплом с послед.изменениями.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Таблица  33 - Коэффициенты весомости единичных показателей творога

Эксперт

Показатели  качества

Вкус и запах

Внешний вид  и консистенция

Цвет

Обр.№ 6

Обр.№ 5

Обр.№ 6

Обр.№ 5

Обр.№ 6

Обр.№ 5

Первый

5

4

3

5

5

4

Второй

5

4

5

4

5

3

Третий

4

3

4

5

5

3

Средний балл

4,7

3,7

4

4,7

5

3,3


Определяем  граничные пределы значений комплексных  и единичных показателей для каждой категории качества в соответствии с градацией качественных уровней. Данные представлены в таблицах 34, 35, 36.

На заключительном этапе проводится апробирование  разработанной шкалы. Рассчитывают комплексный показатель Q с учетом коэффициента весомости. Полученные данные представлены в таблице 37.

Таблица  34 - Градация уровней качества творога

Качество

Сумма баллов

Отличное

от 91 до 100

Хорошее

от 71 до 90

Удовлетворительное

от 41 до 70

Нестандартная продукция

от 40 и ниже


Таблица 35 – Категории качества с учетом комплексного показателя для биойогурта

Категории качества

Комплексный показатель с учетом коэффициента весомости, не ниже

Высшее

81-100

Выше среднего

61-80

Среднее

41-60

Ниже среднего

21-40

Низкое

Менее 20


Таблица 36 – Категории качества с учетом комплексного показателя для кефира

Категории качества

Комплексный показатель с учетом коэффициента весомости, не ниже

Высшее

81-100

Выше среднего

61-80

Среднее

41-60

Ниже среднего

21-40

Низкое

Менее 20


Таблица 37 – Результаты исследований

Наименование  образца

Общая сумма  баллов

1

2

Биойогурт со злаками  «Молочная азбука» с массовой долей жира 2,5% (производитель ОАО  «Молоко Бурятии»)

86

Биойогурт «Байкальский»  с массовой долей жира 2,5% (производитель ОАО «Иркутский масложиркомбинат»)

81,2

Кефир ОАО «Молоко  Бурятии» с массовой долей жира 2,5% (производитель ОАО «Молоко Бурятии»)

86

Кефир «Байкальский»  с массовой долей жира 2,5% (производитель  ОАО «Иркутский масложир комбинат»)

81,2

Творог с  массовой долей жира 2 % (производитель ОАО «Молоко Бурятии»)

91,3

Творог «Байкальский»  с массовой долей жира 2 % (производитель  ОАО «Иркутский масложиркомбинат»);

78


При разработке и апробации балловой шкалы оценки органолептических показателей качества творога, биойогурта и кефира экспертным путем было установлено, образец 1, биойогурт со злаками «Молочная азбука» с массовой долей жира 2,5% (производитель ОАО «Молоко Бурятии») получил 86 баллов, по градации качества относится к уровню качества «отличное». Образец 2, биойогурт «Байкальский» (производитель ОАО «Иркутский масложиркомбинат») набрал чуть меньше баллов – 81,2 и так же относится к «отличной» категории каества. Образцы кефира разных производителей: ОАО «Молоко Бурятии» и ОАО «Иркутский масложиркомбинат» набрали соответственно 86 и 81,2 баллов, относятся к «отличной» категории качества. Образец 5, творог с массовой долей жира 2 % (производитель ОАО «Иркутский масложиркомбинат» г. Иркутск), получил 78  баллов,  следовательно, по градации категорий качества относится к уровню качества «хорошее». Образец 6, творог с массовой долей жира 2 % (производитель ОАО «Молоко Бурятии» г. Улан-Удэ), получил наибольшее количество баллов – 91,3, следовательно, по показателям органолептической оценки, может быть, отнес к уровню качества «хорошее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ конкурентоспособности и потребительских  предпочтений

3.1 Swot-анализ деятельности предприятий ОАО «Молоко Бурятии» и ЗАО Иркутского масложиркомбината.

 

Swot-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного  для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

 Угрозы - события, наступление  которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Применение SWOT-анализа  позволяет систематизировать всю  имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии. SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности предприятия и внешнюю ситуацию. Проведем SWOT - анализ таких предприятий, как ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутский масложиркомбинат

Карта SWOT-анализа деятельности предприятия ОАО «Молоко Бурятии» представлена в таблице 38.

Таблица 38 – Карта SWOT-анализа деятельности предприятия ОАО «Молоко Бурятии»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Внутренняя сторона

1) достаточно большой потенциал предприятия;

1) конкуренция со стороны Иркутского масложиркомбината;

2) хорошая сырьевая база;

2) серийность производства;

3) поддержка со стороны Правительства Республики Бурятия;

3) недостаточно квалифицированный персонал;

4) нет затрат на транспортировку 

4) не проводятся маркетинговый  исследования по изучению новых каналов сбыта;

 

5) стандартные методы продвижения продукции на рынок;

 

6) узкий ассортимент;

 

7) отдел сбыта плохо работает;

 

8) не проводится рекламная поли-


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 38

1

2

3

   

-тика.

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

1) увеличение объёмов производства;

1) появление новых конкурентов;

2) проведение маркетинговых исследований по изучению новых каналов сбыта;

2) неспособность удовлетворить потребность покупателя;

3) сокращение численность безработных;

3) сильная зависимость от поставщиков сырья;

4) обучение персонала; 

4) повышение цены на сырье

5) снижение затрат на производство;

 

6) выход на другие рынки, т.е.  в соседние регионы;

 

7) применение новых видов упаковки

 

 

Рассмотрим карту SWOT-анализа деятельности предприятия ЗАО Иркутский масложиркомбинат.

Таблица 39 -  Карта SWOT-анализа деятельности предприятия ЗАО Иркутский масложиркомбинат

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Внутренняя среда

1) высокий  потенциал предприятия;

1) гибкость предприятия, т.е.  достаточно сложно внести изменения в работу предприятия;

2) хорошая сырьевая база;

2) нет новых каналов сбыта,  довольствуются старыми

3) хорошая сбытовая политика  предприятия;

 

4) отсутствие достойных конкурентов

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 39

1

2

3

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

1) увеличение объёмов производства;

1) появление новых конкурентов;

2) проведение маркетинговых исследований по изучению новых каналов сбыта;

2) неспособность удовлетворить  потребность покупателя;

3) сокращение численность безработных;

3) сильная зависимость от поставщиков сырья;

4) улучшение сбытовой политики;

6) повышение цены на сырье

5) выход на новые рынки сбыта;

 
 

6) применение новых видов упаковки

 

На основе приведенного выше анализа можно сделать выводы о потенциале развития предприятия ОАО «Молоко Бурятии», кроющегося в устранении слабых сторон, умелом использовании возможностей и учете угроз. Таким образом, необходимо в первую очередь выполнить следующие рекомендации:

  1. Усилить слабые стороны предприятия:

- применить новые методы  продвижения товаров, т.е. найти  новые каналы сбыта; 

- начать постоянное  производство;

- работников предприятия  направить на повышение квалификации;

Информация о работе Производственный мерчандайзинг и экспертиза качества кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии»