Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 03:32, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение производственного мерчандайзинга, применяемого для кисломолочных продуктов, выпускаемых ОАО «Молоко Бурятии». Объектами исследования служила кисломолочная продукция, вырабатываемая ОАО «Молоко Бурятии», реализуемая в магазинах г. Улан-Удэ, кроме того, проводилась экспертиза качества кисломолочных продуктов.
Введение 5
1 Товароведная характеристика кисломолочных продуктов 6
1.1 Современное состояние рынка 6
1.2 Факторы, формирующие и сохраняющие качество кисломолочных продуктов 12
1.3 Мерчандайзинговые подходы к организации торговли 19
2 Производственный мерчандайзинг и оценка товароведных характеристик кисломолочных продуктов 24
2.1 Объект, цели и методы исследования 24
2.2 Краткая характеристика предприятия ОАО «Молоко Бурятии» 30
2.3 Мерчандайзинговый подход к организации торговли киломолочными продуктами, выпускаемыми ОАО «Молоко Бурятии» 33
2.4 Анализ ассортимента кисломолочных продуктов 42
2.5 Экспертиза качества кисломолочных продуктов 45
2.5.1 Анализ информативности упаковки 54
2.5.2 Экспертиза балловым методом 46
3 Анализ конкурентоспособности и потребительских предпочтений 61
3.1 SWOT-анализ деятельности предприятий ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутского масложиркомбината 61
3.2 Анализ покупательских предпочтений 67
Выводы и рекомендации 73
Список использованных источников 75
Приложения 78
Приложение А 78
Приложение Б 80
Приложение В 81
Таблица 19 – Расчет коэффициентов широты, полноты,
новизны, устойчивости, рациональности.
Коэффициент широты равен 77,05%, это значит, что ассортимент возможных разновидностей кисломолочных продуктов присутствуют в ассортименте магазина. В целом же по городу Улан-Удэ ассортимент данного магазина разнообразен. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирмы. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. В данном случае в магазине «МегаТитан» полнота ассортимента находится в пределах от 13,3 до 90,4%. Ассортимент кисломолочной продукции довольно широк.
Рассчитав коэффициент рациональности, можно придти к выводу, что ассортимент кисломолочных продуктов в магазине недостаточно оптимален (16%), так как коэффициент рациональности должен быть равен как минимум 20%. Проанализировав данные расчеты, видно, что в магазине показатель рациональности ассортимента не вполне удовлетворяет потребностям покупательского спроса. Данное расхождение результата показывает разницу между потребностями, предполагаемым при формировании ассортимента, и реальным покупательским спросом. Возможно, ассортиментная политика магазина неправильно организована, должна быть построена оптимальная ассортиментная структура. Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.
2.5 Экспертиза качества кисломолочных продуктов
2.5.1 Анализ упаковки и ее информативность
Упаковка – это предметы и материалы, устройства, использующиеся для обеспечения сохранности товаров и сырья. Кроме того, упаковка в большинстве случаев является одним из носителей рекламы, является носителем полезной информации для потребителя, могут присутствовать элементы вскрытия.
На ОАО «Молоко Бурятии» применяют следующие виды упаковки:
Таблица 20 – Перечень выпускаемой продукции, упаковка, срок хранения
Наименование товара |
Вид тары |
Условия хранения | |
Потребительская |
Транспортная | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Молоко |
Пакет 1л., 0,5л.; Бутылка 1л. |
Картонные коробки, масса 20кг, 17кг |
(+2 +4) С, срок годности: 3,2% - 60 суток, остальные по 5 суток |
Творог 9% жир. |
Пакеты, каш.фольга |
Картонные коробки, масса 12кг, 10кг. |
+4 С, срок годности 3 суток |
Кефир 2,5%жир., нежирный |
Пакет 1л., 0,5л. |
Картонные коробки, масса 20кг.,17кг. |
+4 С, срок годности 5 суток |
Снежок 2,5%жир. |
Пакет 0,5л.; |
Картонные коробки, масса 17кг. |
+4 С, срок годности 5 суток |
Йогурт 2,5%, 3,5%; 6% жир. |
Пакет, стакан 125гр. |
V = 9 упак.ед. |
+4 С, срок годности 10суток |
Биойогурт 2,5%жир. |
Пюр-пак о,5л. |
V = 9 упак.ед. |
+4 С, срок годности 7суток |
Ряженка 2,5%жир. |
Пакет 0,5; |
Карт.кор.,масса 17кг. |
+4 С, срок годности 3суток |
Сметана 15%, 20% |
п/коробки, бочонок, п/пакет |
К/к, масса 5,52кг., 11,04кг. |
+4 С, срок годности (3-7) суток |
Сырки 4,5% жир. |
Каш.фольга 100гр. |
Картонные коробки |
+4 С, срок годности 3 суток |
Масло крестьянское 72,5% жир. |
Каш.фольга 180гр. |
Гофрированные ящики 20кг. |
+4 С, срок годности 20суток |
Напиток молочный пастер. Российский 2,5% жир. |
п/пакет 0,5% |
Картонные коробки |
+4 С, срок годности 5 суток |
Маркировка позволяет оперативно идентифицировать товар. Качество маркировки – не менее важный и актуальный вопрос. Это не только эстетическая привлекательность этикетки, но и прежде всего, её информативность: качественная маркировка товара позволяет легко идентифицировать упакованную в коробки, мешки или другую тару продукцию.
В данной работе было проведено исследование маркировки представленных образцов творога, биойогурта и кефира разных производителей (ОАО «Молоко Бурятии» и Натуральные продукты ЯНТА – Иркутский производитель) был изучен Технический регламент на молоко и молочную продукцию от 23 мая 2008 года. Информативность упаковки творога представлена в таблице 21. В таблице 23 представлена экспертиза качества кисломолочных продуктов.
Таблица 21 – Информативность упаковки творога
Маркировка по Федеральному закону № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» |
Образец № 1 |
Образец № 2 |
1 |
2 |
3 |
Наименование продукта |
Творог |
Байкальский творог |
Товарный знак |
ОАО «Молоко Бурятии» |
Натуральные продукты ЯНТА |
Наименование и местонахождение предприятия–изготовителя |
ОАО «Молоко Бурятии» 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 6 |
ОАО «Иркутский масложиркомбинат» 664043, Россия, г. Иркутск, ул. Д.Банзарова,1 |
Срок годности |
72 часа |
72 часа |
Дата выработки |
1.05.12 |
1.05.12 |
Состав |
Нормализованное молоко с использованием закваски чистых культур молочнокислых микроорганизмов, кальция хлористого, фермента молокосвертывающего |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, закваска |
Пищевые добавки и ароматизаторы |
Нет |
Нет |
Пищевая ценность (в 100 гр.) |
жир 2,0 г, белок – 18,0 г, углеводы -3,3 |
Жир 2,0 г, белок – 18,0 г, углеводы -3,3 |
Энергетическая ценность, ккал. |
103 |
103 |
Масса нетто, гр. |
200 |
200 |
Температура хранения, 0С |
4±2 |
4±2 |
Количество молочнокислых микроорганизмов в течении срока годности не менее, КОЕ/г |
106 |
106 |
Продолжение таблицы 21
1 |
2 |
3 |
Обозначение документа в соответствии с которым |
ГОСТ Р 52096 |
ГОСТ Р 52096 |
изготовлен и может быть идентифицирован продукт |
||
Информация о подтверждении соответствия |
+ |
+ |
Штриховой код |
+ |
+ |
По результатам проведенного анализа информативности упаковки образцов творога отклонений от требований государственного стандарта не обнаружено. Все образцы имеют необходимую информацию для потребителя (состав, сроки годности и хранения, пищевую и энергетическую ценность, а так же сроки и условия хранения), на упаковку нанесена информация о подтверждении соответствия и штриховой код товара, который значительно облегчает проведение торговых операций.
В таблице 22 представлен анализ информативности маркировки биойогурта и кефира разных производителей ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутского производителя.
В целом по маркировке можно сказать, что требования к нанесению необходимой информации соблюдены. Кроме того, на продуктах указана информация для потребления (Биойогурт со злаками обладает хорошими вкусовыми и лечебно-профилактическими свойствами. Добавки в виде фруктово-ягодного наполнителя со злаками улучшают вкусовые свойства. минеральный комплекс злаков: повышает защитную функцию организма, укрепляет иммунитет, повышает усвояемость пищи и способствует выводу шлаков из организма), что также является полезной информацией для потребителя.
Одним из критериев современного состояния потребительского рынка является качество товаров.
Качество продукции определяется совокупностью свойств, обуславливающих пригодность ее удовлетворять определенным потребностям человека в соответствии с назначением.
Таблица 22 – Анализ информации на упаковке биойогурта и кефира производителей ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутского производителя.
Требования ФЗ |
Элементы информации | |||
Фактическое соответствие | ||||
Биойогурт ОАО «Молоко Бурятии» |
Биойогурт Иркутский производитель |
Кефир ОАО «Молоко Бурятии» |
Кефир Иркутск | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наименование молока и молочной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона; |
Биойогурт со злаками «Молочная азбука» |
Биойогурт «Байкальский» ананас |
Кефир 2,5 % «Молоко Бурятии» |
Кефир 2,5% «Байкальский» |
Массовая доля жира в % |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Массовая доля молочного жира в процентах в жировой фазе (для молокосодержащих продуктов); |
- |
- |
- |
- |
Наименование и местонахождение изготовителя такой продукции; |
ОАО «Молоко Бурятии» 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 6; тел/факс (3012) 45 – 66 – 21, 46 – 66 – 14; 45 – 67 – 75 |
ОАО «Иркутский масложиркомбинат», 664043 Россия, г. Иркутск, улица Д.Банзарова |
670047,Россия, Республика Бурятии, г. Улан-Удэ, улица Боевая 6. |
ОАО «Иркутский масложиркомбинат», 664043 Россия, г. Иркутск, улица Д.Банзарова |
Товарный знак изготовителя; |
Молоко Бурятии |
Молоко Бурятии |
Молоко Бурятии |
Янта |
Масса нетто |
500 г |
500 г |
500 г |
500 г |
Продолжение таблицы 22
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Состав таких продуктов с указанием входящих в них компонентов. |
Молоко цельное, наполнитель « злаки» (злаки – отруби, сахар, вода очищенная, стабилизатор, крахмал, регуляторы кислотности – лимонная кислота, консерванты: бензоат натрия, сорбат натрия, краситель бета-каротин, ароматизатор идентичный натуральному Злаки), молоко сухое обезжиренное, сливки, с использованием йогуртной закваски и концентрата бифидобактерий. |
Молоко цельное, наполнитель «ананас», консерванты: бензоат натрия, сорбат натрия, молоко сухое обезжиренное, сливки, с использованием йогуртной закваски и концентрата бифидобактерий молоко сухое обезжиренное, сливки, с использованием йогуртной закваски и концентрата бифидобактерий. |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, сухая закваска на кефирных грибках |
Молоко цельное, молоко обезжиренное, сухая закваска на кефирных грибках |
Пищевая ценность таких продуктов (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов, в том числе сахарозы) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов таких продуктов, энергетическую ценность в калориях или килокалориях; |
Жира – 2,5 г; белка – 2,93г; углеводов – 11,29г; в т.ч. сахарозы – 7,5 г. Энергетическая ценность – 79 ккал. |
Жира – 2,6 г; белка – 2,93г; углеводов – 11,29г; в т.ч. сахарозы – 7,5 г. Энергетическая ценность – 79 ккал. |
Жира – 2,5; белка – 2,8; углеводов – 4,0. Энергетическая ценность – 50 ккал. |
Жира – 2,5; белка – 2,8; углеводов – 4,0. Энергетическая ценность – 50 ккал. |
Срок годности такой продукции; |
7 суток |
10 суток |
5 суток |
5 суток |
Дата производства такой |
1.05.2012 |
1.05.2012 |
1.05.2012 |
1.05.2012 |
Продолжение таблицы 22
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продукции |
||||
Условия хранения такой продукции; |
Хранить при температуре (4 2) С |
Хранить при температуре (4 2) С |
Хранить при температуре (4 2) С |
Хранить при температуре (4 2) С |
Обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которыми произведена такая продукция; |
СТО 00432202 – 001 – 2009 |
ГОСТ 52093-2003 |
ГОСТ Р 52093 |
ГОСТ Р 52093 |
Информация об использовании сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока при производстве молочной продукции; |
Присутствует |
Присутствует |
- |
- |
Информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона; |
Знак обращения на рынке |
Знак обращения на рынке |
Знак обращения на рынке |
Знак обращения на рынке |
Таблица 23 – Экспертиза качества кисломолочных продуктов ОАО «Молоко Бурятии» и Иркутского производителя.
Показатели/ Продукт |
В соответствии с требованиями НТД |
Фактические результаты | |
ОАО «Молоко Бурятии» |
Иркутский производитель | ||
1 |
2 |
3 | |
|
Вкус и запах чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов. Для продуктов из рекомбинированных сливок допускается привкус топленого масла. Внешний вид и консистенция однородная густая масса с глянцевой поверхностью. Цвет белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе. |
Соответствует требованиям НД | |
Сметана | |||
Кефир |
Вкус и запах чистые кисломолочные без посторонних привкусов и запахов. Вкус слегка острый, допускается дрожжевой привкус. Цвет молочно-белый равномерный по всей массе. консистенция и внешний вид однородная с нарушенным или ненарушенным сгустком. |
Соответствует требованиям НД | |
Творог |
Вкус и запах чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов. Для продуктов из восстановленного рекомбинированного молока с привкусом сухого молока. Внешний вид и консистенция мягкая, мажущая или рассыпчатая с наличием или без ощутимых частиц молочного белка. Для нежирного – незначительное выделение сыворотки. Цвет белый или с кремовым оттенком, равномерный по всей массе. |
Соответствует требованиям НД | |
Биойогурт |
Вкус и запах кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов. Внешний вид и консистенция однородная, в меру вязкая. При добавлении стабилизатора - желеобразная. Цвет молочно-белый, слегка кремовый или обусловленный цветом вносимой добавки, равномерный по всей массе. |
Соответствует требованиям НД | |
Бифилайф, бифилюкс |
Вкус и запах приятные, без посторонних запахов. Вкус умеренно выраженный, приятный, в меру сладкий, без посторонних привкусов. Цвет светло-кремовый, светло-желтый, светло-розовый, в зависимости от вносимых ингредиентов, различной интенсивности. Внешний вид однородная жидкая масса, свойственная напиткам. |
Соответствует НД |