Теоретические основы стратегии дистрибуции на примере ОАО "Колос"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В данной работе представлена классификация хлеба и хби, его основные характеристики, производители, предложение товара на рынке хлеба и хби.
Необходимо поставить основные задачи работы:
- рассмотрение теоретических основ стратегии дистрибуции;
- определить место и роль дистрибуции на предприятии;
- рассмотрение теоретических основ формирование дистрибутивных каналов и сетей;
- рассмотрение логистических посредников в дистрибуции;
- произвести анализ и оценка отраслевой конъюнктуры рынка хлеба и хби;
- произвести бизнес обзор ОАО «Колос»;
- произвести маркетинговый анализ бизнес среды ОАО «КОЛОС».
- произвести анализ внутренней маркетинговой среды ОАО «КОЛОС».
- сформулировать альтернативные стратегии для развития ОАО «КОЛОС».

Содержание

Введение.
Теоретические основы стратегии дистрибуции.
Виды стратегий дистрибуции.
Место и роль дистрибуции на предприятии.
Формирование дистрибутивных каналов и сетей.
Логистические посредники в дистрибуции.
Бизнес обзор ОАО «КОЛОС».
Маркетинговый анализ бизнес среды ОАО «КОЛОС».
Конъюнктура рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Основные игроки рынка хлебобулочных изделий в г. Белгороде.
Структура предложения хлебобулочных изделий.
Поведение потребителя на белгородском рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Каналы дистрибуции.
Барьеры входа-выхода и риски.
Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью ОАО «Колос».
Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Анализ внутренней маркетинговой среды ОАО «КОЛОС».
1. Сведения об Обществе.
2.Финансовая устойчивость предприятия, анализ бухгалтерской и финансовой отчетности.
3.Расчет основных коэффициентов, отражающих финансовую устойчивость предприятия.
Альтернативные стратегии для развития ОАО «КОЛОС».
Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Работа содержит 1 файл

Стратегический маркетинг,курсовая,МК-41.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Таким образом, главной проблемой сбыта в  рыночной экономике является максимизация объема продаж в условиях конкуренции. В зарубежной литературе также нет четкого разграничения целей и функций сбыта и маркетинга. Большинство авторов придерживается мнения, что сбытовые функции являются частью маркетинга фирмы. В то же время ряд отечественных исследователей считает, что основным отличием сбытовой деятельности от маркетинговой является наличие для сбыта установившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) товара  потребителям. Для маркетинга же характерно увеличение объема продаж путем освоения новых сегментов рынка или расширения имеющихся за счет изменения ассортимента продукции, улучшения политики продвижения товаров и т.п.

Выделяя собственно логистические проблемы в сбыте, необходимо, прежде всего, остановиться на таких ключевых активностях, как дистрибуция и физическое распределение. Эти две логистические активности зачастую отождествляются.

Таким образом, определим дистрибуцию как комплексную логистическую активность, заключающуюся в продвижении продукции от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.

Как и другие логистические активности, дистрибуцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактических целей бизнеса фирмы на рынке. Если эти цели и конкретные сегменты рынка определены, то с логистических позиций основной задачей дистрибуции является максимальная экономия всех ресурсов в цепи "производитель-потребитель" при обеспечении требуемого уровня качества продукции и сервиса.

Многие фирмы, чаще всего крупные корпорации, стремятся создавать свои (фирменные) дистрибутивные сети для обеспечения полного контроля над рынком сбыта продукции. Однако это требует значительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку, грузоперевозку, управление запасами и т.д.

 Большинство  фирм-производителей поэтому предпочитают при организации дистрибуции пользоваться услугами торговых и логистических фирм-посредников, стараясь в то же время сохранить за собой право собственности на продукцию на как можно более длинных участках дистрибутивных каналов.

Дистрибуция является ключевой логистической активностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными функциями логистического менеджмента дистрибуции являются:

  • построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей;
  • дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных каналах;
  • транспортировка продукции, возвратной тары и отходов;
  • складирование, хранение и грузоперевозка продукции в складской системе;
  • управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
  • передача прав собственности на продукцию;
  • обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
  • поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса;
  • ценообразование;
  • мониторинг и информационно-компьютерная поддержка логистических активностей в дистрибуции и т. д.

Укрупнено эти функции можно разделить на функции обмена, физического распределения и поддерживающие.

Между производителями и потребителями находится большое количество посредников, играющих важную роль в дистрибуции, которых условно можно разделить на две большие группы: оптовики и розничные торговцы. Число оптовых торговых посредников в дистрибутивных каналах современных организаций бизнеса находится в пределах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от национальных, отраслевых и внутрифирменных особенностей воспроизводства. Также широк диапазон изменения логистических издержек в дистрибуции, которые составляют в среднем от 30 % до 70 % и могут доходить до 300 % и более от себестоимости производства по различным отраслям и компаниям.

 

  1. Формирование дистрибутивных каналов и сетей.

Продукция фирмы-производителя  и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам, которые в совокупности образуют дистрибутивную сеть фирмы. По определению Американской ассоциации маркетинга "дистрибутивный канал — это структура внутрифирменных организационных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптовиков и ритейлеров, через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок".

Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависят  от:

  • стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта продукции;
  • логистической стратегии фирмы;
  • видов и параметров материальных (сервисных) потоков;
  • продуктовых атрибутов и ряда других факторов.

Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотношения между звеньями логистической сети в них, а также решения логистического менеджмента в дистрибуции во многом определяют две базисные концепции фирмы-производителя продукции: специализация и ассортимент.

Специализация имеет фундаментальное значение для политики дистрибуции. Специализация на определенных логистических активностях позволяет внутрифирменным или привлеченным звеньям логистической сети выполнить их наилучшим образом. Привлечение в структуры дистрибутивных каналов и сетей логистических посредников для фирмы может быть оправдано тогда, когда эти посредники выполняют основные функции в дистрибуции (транспортировку, складирование, грузоперевозку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.) более эффективно (с более высоким качеством и меньшими затратами), чем сама фирма-производитель.

Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно классифицировать по нескольким признакам.

По числу  торговых точек различают:

  • интенсивное распределение (относится к большому числу торговые точек, что позволяет наиболее интенсивно "покрыть" рынок; например, для товаров повседневного спроса);
  • селективное распределение (относится к незначительному числу торговых точек, рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка).

По признаку прямолинейности (то есть количеству звеньев вертикального канала распределения) различают:

  • прямую дистрибуцию (когда производитель осуществляет продвижение и продажу продукции в основном непосредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж);
  • непрямую дистрибуцию (когда товары поступают потребителям через систему посредников — оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и т.п.).

Структура дистрибутивной сети и схемы возможных товаропроводящих цепей зависят от вида производимой продукции и, соответственно, групп потребителей.

Для товаров  широкого потребления более типичным является использование в дистрибутивных каналах оптовиков и ритейлеров, хотя некоторые фирмы, обладающие значительными ресурсами, могут позволить себе прямую дистрибуцию и продажу продукции населению. Обычно, чем более массовым является спрос (или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивные сети.

Распределение продукции для промышленных потребителей в основном осуществляется через  агентов (брокеров) с помощью промышленных дистрибьюторов.

При построении схемы дистрибутивной сети, выборе каналов распределения продукции  и логистических посредников  в дистрибуции следует учитывать целый комплекс факторов. Сюда входит характер производства и спроса, имеющиеся ресурсы в дистрибуции, территориальные особенности сбыта продукции, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая территория, знание товара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями и т.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки и др.

В зависимости  от объемов производства (спроса) и  типа товаров различают три наиболее распространенные возможные схемы (модели) дистрибутивных сетей (рис. 1).

 

Массовые продукты                                 Товары среднего спроса                               Специальные товары


 

  1. Логистические посредники в дистрибуции.

Современный бизнес с его высоким уровнем специализации, как правило, приводит к необходимости  использования в дистрибутивных каналах фирмы логистических посредников, выполняющих различные функции. Укрупнено эти функции, как указывалось выше, можно разделить:

  • функции (операции) физического распределения;
  • функции обмена (купли-продажи);
  • поддерживающие функции (стандартизации качества дистрибуции, финансирования, информационной поддержки, страхования рисков и т.п.).

Посредниками  в операциях физического распределения  являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические активности, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.

Среди посредников  в дистрибуции, выполняющих поддерживающие функции, можно указать предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры, т.п.), предприятия информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективного пользования, предприятий связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации и т.д.

Центральное место  среди логистических посредников  в дистрибуции занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и многие другие функции физического распределения и поддерживающие (например, транспортировки, экспедирования, страхования, управления запасами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса и т.д.).

Торговые посредники в зависимости от их функций в дистрибутивной сети фирмы-производителя продукции могут быть классифицированы по трехуровневой системе.

Оптовые торговцы 1-го уровня приобретают право собственности на товар со всеми сопровождающими это право коммерческими рисками. Функциональные комиссионеры обычно избегают риска, связанного с приобретением товара в собственность, однако осуществляют определенные сервисные услуги, как для производителя, так и для потребителя продукции.

2-й уровень  классификации характеризует в  основном степень полноты охвата  посредниками всех торгово-распределительных функций в дистрибуции и уровень сопутствующего сервиса.

Третий уровень, непосредственно приближенный к потребителям, включает такие признаки классификации, как оказываемые сервисные услуги, класс потребителей, право собственности, контроля или представления, продуктовые атрибуты, методы организации торговли.

Особое место  среди торговых посредников занимают товарные биржи, которые играют роль организаторов оптовой торговли и выявляют равновесные цены на важнейшие биржевые товары.

Среди звеньев  розничной торговой сети (ритейлеров), осуществляющих непосредственную продажу продукции потребителям, можно отметить независимых розничных торговцев, франшизу, кооперативы ритейлеров, розничные магазины фирм-изготовителей продукции, предприятия, торгующие по почте, супермаркеты и др.

В настоящее  время различают три основных типа организации продаж фирмы-изготовителя:

  • ориентированная на потребителя (вертикальная дистрибутивная сеть, возглавляемая директором по продажам, которому подчинены менеджеры оптовиков и ритейлеров);
  • регионально-ориентированная (горизонтальная дистрибутивная сеть, когда директор по продажам возглавляет соответствующие отделения по регионам рынка сбыта);
  • продуктово-ориентированная (смешанная дистрибутивная сеть, когда директору по продажам подчинены региональные менеджеры по видам продукции). На практике все эти три базовых типа организации продаж могут комбинироваться в различных сочетаниях для достижения целей логистической стратегии фирмы.

Преимущество имеют компании, активно работающие с информацией о рынке, в первую очередь — о розничных точках, в которые приходят покупатели продукции поставщика. Проанализировав эти данные, можно выделить группы целевых розничных клиентов и сформировать целевые задачи по этой группе. А чтобы дистрибьютору было коммерчески интересно работать по установленным правилам, необходимо предусмотреть мотивационные программы — от бонусов и прямого поощрения в виде скидок до штрафных санкций и программ стимулирования сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бизнес-обзор ОАО «КОЛОС».

ОАО «Колос» - старейшее  предприятие г. Белгорода, основанное в 1943 году. Хлебокомбинат «Колос» входит в состав АПК «Стойленская Нива», и обладает высоким техническим и технологическим потенциалом, а также наилучшим кадровым составом, численностью более 1 000 человек.

Информация о работе Теоретические основы стратегии дистрибуции на примере ОАО "Колос"