Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Современный рынок представляет собой арену острой конкурен¬ции между предприятиями-поставщиками. В этой борьбе успех сопут¬ствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют со¬временными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей то¬варной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участ¬ков в работе организаций является оценка положения на рынке вы¬пускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурен-тоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической револю¬ции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.
Введение……………………………………………………………………………3
I раздел Теоретические аспекты кокурентоспособности………………………5
Факторы определяющие конкурентоспособность……………….…5
Качество - главный фактор определяющий конкурентоспособность……………………………………………………….9
Показатели качества продукции……………………………………11
Методы оценки конкурентоспособности продукции……………12
II раздел Анализ и оценка конкурентоспособности продукции (на примере ООО «Аликовский хлебокомбинат»
2.1 Анализ факторов конкурентоспособности хлебобулочной продукции……………………………………………………………………………17
III раздел Пути повышения конкурентоспособности продукции………….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
qi = (1)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: ani - для потребительских и аэi - для экономических показателей.
На пятом этапе проводится расчет группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности:
(2)
(3)
где Qn и Qэ - сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно.
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
(4)
В результате
оценки конкурентоспособности
- изменение
состава, структуры
- изменение
технологии изготовления
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение
структуры и размера
Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:
- комплексном
изучении рынка и выборе
- разработке
мероприятий по повышению
- оценке
перспектив продажи конкретных
изделий и формирования
- установлении цен на продукцию;
- подготовке
информации для рекламы
Исходя
из вышесказанного, следует, что конкурентоспособность
продукции - это ее оценка потребителем.
Свойство его зависит не только от
самого продукта, но в значительной
мере от продуктов конкурентов. К
факторам конкурентоспособности можно
отнести: качество продукции и его
соответствие спросу; экологическую
чистоту; себестоимость и цену; дизайн
и рекламные мероприятия; формы
продвижения продукции. Конкурентоспособность
продукции может быть определена
в стоимостных показателях в
виде отношения занимаемых долей
рынка, а также вероятности покупки
продукции. Фактор конкуренции носит
принудительный характер, заставляя
производителя под угрозой
Поэтому
рыночные отношения диктуют предприятию
четкие ориентиры в конкурентной
борьбе: максимальное удовлетворение
требований потребителя и эффективность
производственно-экономической
II раздел Анализ и оценка конкурентоспособности товара (на примере ООО «Аликовский хлебокомбинат»
Конкурентоспособность
– это относительная
Аликовский хлебокомбинат представляет предприятие по производству хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий. Цель деятельности комбината - удовлетворение потребностей населения в хлебобулочных и кондитерских изделиях на основе неуклонного повышения их качества.
Развитие кондитерского производства хлебокомбината в настоящее время проводится по нескольким направлениям:
- хлебобулочных изделий;
-кондитерский изделий(пряники, круассаны)
Производимая
на предприятии продукция
Проведем
оценку конкурентоспособности
Поэтому
одним из методов исследования конкурентоспособности
продукции данного предприятия
стал метод экспертных оценок. Данные
для анализа приведены в
Таблица
1 - Экспертная оценка конкурентоспособности
хлебопродукции в 2010 г.
Показатели | ХК «Чебоксарский» | ХК
«Цивильский» |
ХК
«Шумерлинский» |
||
Цена | 4 | 4,7 | 4,2 | ||
Экологичность и безопасность | 5 | 2 | 3 | ||
Вкус | 4,9 | 3 | 4,7 | ||
Ассортимент | 5 | 4,2 | 4,1 | ||
Квалификация персонала | 5 | 4,5 | 3,5 | ||
Сумма баллов | 23,9 | 18,4 | 19,5 | ||
Таким образом, места распределились в следующем порядке:
1. Хлебокомбинат «Чебоксарский»
2. Хлебокомбинат «Шумерлинский»
3. Хлебокомбинат«Цивильский»
Следующим шагом в оценке конкурентоспособности продукции стал опрос потребителей. Было опрошено 100 человек разных возрастов и социального положения, среди которых низкий уровень дохода имеет 19% респондентов, - это в большинстве случаев пенсионеры и студенты, 65% - люди со средним достатком и 16% - с высоким
В ходе опроса респондентам предлагалось оценить продукцию ООО «Хлебокомбинат Аликовский» и его основных конкурентов по десятибалльной шкале по основным показателям. Данные для анализа приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Потребительская оценка конкурентоспособности продукции в 2010 г.
Показатели | АМК (Р1) | «Цивильский» (Р2) | «Чебоксарский» (Р3) | Кi | «Шумерлинский» (Рб) | |
Качество | 5,5 | 5 | 9,5 | 0,4 | 7 | |
Цена | 5 | 5 | 6 | 0,3 | 5 | |
Ассортимент | 5 | 6 | 10 | 0,12 | 6 | |
Реклама | 1 | 2 | 7 | 0,18 | 2 | |
*Источник:
обобщение данных опроса
Произведем
некоторые расчеты для оценки
конкурентоспособности каждого
участника данного сегмента рынка.
Определим отдельные показатели
(атрибуты) конкурентоспособности
Далее рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности продукции по формуле (6). Для этого используем коэффициент значимости (Кi), значения которого были распределены экспертами.
qi = Pi/Pб(5)
Q = Кi * qi(6)
АХК
q1= 5,5/9,5= 0,6
q2= 5/6=0,8
q3 = 5/10= 0,5
q4 = 1/7= 0,1
Q = 0,6*0,4+0,8*0,3+0,5*0,12+0,1*
ЦК
q1= 5/9,5 = 0,5
q2= 5/6= 0,8
q3 = 6/10 =0 ,6
q4 = 2/7 = 0,3
Q = 0,5*0,4+0,8*0,3+0,6*0,12+0,3*
ШК
q1= 7/9,5 = 0,8
q2= 5/6=0,9
q3 = 6/10 = 0,6
q4 = 2/7= 0,3
Q = 0,8*0,4+0,9*0,3+0,6*0,12+0,3*
Таким образом, интегральный показатель конкурентоспособности продукции для ШК = 0,71; для ЦК =0,56;для АХК =0,55. Результаты расчетов показывают, что по отношению к продукции хлебокомбината «Чебоксарский», производитель Шумерлинского хлебокомбината является менее конкурентоспособным, но опережает конкурентов: Цивильского хлебокомбината на 0,15, а Аликовского хлебокомбината на 0,16. Это свидетельствует о том, что Чебоксарский хлебозавод серьезный конкурент ХК «Аликовский".
В ходе опроса было выявлено, что предприятию необходимо активнее проводить рекламную политику, повысить качество и расширить ассортимент продукции..
Для определения предпочтений потребителей был проведен опрос. В результате было выявлено, что 30% респондентов постоянно приобретают продукцию ООО «Аликовский хлебокомбинат», 30% - иногда, 28% - редко, и 12% - никогда (рис. 4)
Итак, после ряда проведенных маркетинговых исследований можно определить основные конкурентные преимущества исследуемого предприятия.
Преимущества:
- использование
только натуральных
- отсутствие ГМИ;
- продукцию
БМК потребляют детские сады
и школы города, значит она
пользуется доверием у
Однако имеются и недостатки, которые препятствуют увеличению сбыта продукции Общества:
- отсутствие специалиста по маркетингу;
- низкое качество продукции;
- низкий уровень проводимой рекламной компании;
- не
достаточно налаженные
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции