Пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6
1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория……………………………………………………………………… 6
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»…………………………………………………… 12
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21
3.1 Расширение ассортимента………………………………………………… 21
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………………….. 28
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая EEE.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

БОБРУЙСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра экономики и управления  
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

         

                по дисциплине: Экономика предприятий отрасли

    на тему: Пути повышения конкурентоспособности продукции на

                   материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»

                   «Кричевский хлебозавод» 

Студент

ЭУП, 4 курс, ЭУП  – 062                                                                   
 

Руководитель 

ассистент                                                                                                  Сакун С.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      БОБРУЙСК 2009

    РЕФЕРАТ

 
 

      Курсовая работа: 38 стр., 2 рис., 3 табл., 16 источников, 3 прил. 

    КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ, ФАКТОРЫ, КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, АССОРТИМЕНТ, ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.  

    Объект исследования - продукция Филиал РУПП «Могилёвхлебпром» Кричевский хлебозавод, конкурентоспособность на предприятии.

    Предмет исследования – конкурентоспособность как экономическая категория, факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции.

    Цель  работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции  РУПП «Могилёвхлебпром» Кричевский хлебозавод и направление его совершенствования.

    Методы  исследований: аналитических исследований и табличного представления материала.

    Исследования и разработки: рассмотрена роль себестоимости и материальных ресурсов в конкурентоспособности продукции, анализ и оценка конкурентоспособности продукции, рассмотрены пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах Филиал РУПП «Могилёвхлебпром» Кричевский хлебозавод.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ------------------------ 

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6
1.1 Конкурентоспособность продукции  как экономическая категория……………………………………………………………………… 6
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………………………………… 12
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21
3.1 Расширение ассортимента……………………………………………… 21
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список  использованных источников……………………………………….. 28
Приложение А. Результаты балльной оценки исследуемых образцов              

                            хлеба………………………………………………………..

30
Приложение Б. Организационная структура предприятия РУПП  

                           «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………..

32
Приложение  В.   Бухгалтерский баланс предприятия. Отчет о прибылях и 

                            убытках (2008 г.)…………………………………………..

34

    Введение

 
 

    Современный рынок представляет собой арену  острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.

    Критерии  качества и конкурентоспособности  продукции объективно оказывают влияние на рентабельность деятельности предприятий и размер получаемой ими прибыли.

    В условиях товарного производства продукт  труда может быть предметом рыночного обмена (товаром) только в том случае, если он обладает способностью удовлетворять определенные потребности, т.е. имеет общественную потребительную стоимость.

    В масштабе общества наибольшее признание  среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно соответствует ей по сравнению с товарами-конкурентами. Это выделяет такую продукцию из общей товарной массы, обеспечивает коммерческий успех предприятию-поставщику в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить о том, что товар обладает высоким уровнем конкурентоспособности.

    В связи с тем, что хлеб, хлебобулочные  и кондитерские изделия занимают основное место в питании населения, очень важно уметь управлять  ассортиментом и качеством этих продуктов. Особую значимость управление ассортиментом и формирование качества продукции приобретает сейчас, когда  к товару со стороны потребителя  предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия  с производимым товаром зависят  все экономические показатели предприятия  и занимаемая им рыночная доля. Повышение  качества выпускаемой продукции  расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности  на рынках сбыта. Именно поэтому управление ассортиментом выпускаемой продукции  и формирование качества – одно из самых главных направлений  деятельности предприятия.

    Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов  в сегодняшних условиях осложняется  в связи с необходимостью постоянного  приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации. 
 

    1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория. 
 

    Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли. В  научной литературе и обыденном  общении подобное столкновение интересов  получило название конкуренция.

    Понятие конкуренции лежит в основе такой  экономической категории, как конкурентоспособность.

    Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.

    Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность  самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие  возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей  и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)».

    Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.

    Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и  значительная часть прибыли.

    На  наш взгляд, все уровни конкурентоспособности  имеют двустороннюю связь. То есть конкурентоспособность  объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности  объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих  уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

    Однако  не всегда повышение конкурентоспособности  объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности  объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции  может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно  приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового  положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.

    Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует  положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности  стран.

    Рассматривая  конкурентоспособность на региональном уровне, необходимо отметить, что современные  концепции экономической мысли  по -разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Некоторые  ученые, такие как предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона - обеспечить своим гражданам достаточно высокий  уровень жизни. Способность региона  сделать это зависит не от какого-то понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно  используются национальные природные  ресурсы, а также труд и капитал. Вероятно это и так, но интегрирует  эти и другие преимущества региона  именно понятие конкурентоспособности.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»