Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа теоретического материала и практики в области снижения затрат разработать рекомендации по совершенствованию исследуемого направления на предприятии ГП «Марьяновское ДРСУ». Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
Изучить сущность и содержание процесса управления затратами, а так же рассмотреть технологию процесса планирования затрат;
Исследовать систему управления затратами на ГП «Марьяновское ДРСУ»
Определить положительные стороны в системе управления затратами и в частности планирования затрат на предприятии, а также выявить основные проблемы;
Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на ГП «Марьяновское ДРСУ»

Содержание

Введение
Глава 1. Конкурентоспособность продукции
Параграф1. Понятие конкурентоспособности
Параграф 2. Факторы и критерии конкурентоспособности продукции
Параграф 3. Основные методы оценки конкурентоспособности
Глава 2. Деятельность предприятия
Параграф 1. Основной вид деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»
Параграф 2.Анализ финансовой деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»
Глава 3. Рекомендации по снижению затрат как основной путь к увеличению конкурентоспособности.
Параграф 1. Рекомендации для снижения затрат на производство продукции в ГП «Марьяновское ДРСУ»
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике предприятия.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

 


МИНИСТЕРСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Омский  государственный технический университет».

Кафедра:   Экономики

Специальность  Государственное и муниципальное управление

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

на тему: Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

 

по дисциплине экономика предприятия

Студентка Шилаева  Людмила Владимировна группа ЗМУ – 237

                       Шифр проекта                                                        

                       Руководитель работы.                              Михайлов А.А

              Разработала Ст. гр ЗМУ 237                 Шилаева Л.В

 

Омск 2009

ГОУ ВПО «Омский  государственный технический университет»

Кафедра  Экономики

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Задание

на курсовое проектирование по дисциплине Экономика предприятия

Студентка   Шилаева Людмила Владимировна  группа ЗМУ 237 

  1. Тема проекта: Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

 

Срок сдачи  студентом законченного проекта____20.04.2009 года________________________________

Исходные данные к проекту :Документация ГП «Марьяновское ДРСУ»_________________________________


 Содержание  проекта (работы): Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

Глава 1 Теоретическая  часть

Глава 2 Анализ деятельности ГП «Марьяновское ДРСУ»

Глава 3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности  продукции на предприятии. 

    Разделы    пояснительной    записки    (перечень    подлежащих    разработке    вопросов)

А) Анализ деятельности предприятия

В)Рекомендации по повышению конкурентоспособности

 

 

 

 

 

 Дата выдачи  задания     20.12.2008 года

Зав. Кафедрой Михайлов А.А 

(подпись, дата) Руководитель 

(подпись,  дата) Студент  Шилаева Л.В  

подпись, дата)

 

 

 

Содержание

Введение

 

Глава 1. Конкурентоспособность  продукции

Параграф1. Понятие конкурентоспособности

Параграф 2. Факторы и  критерии конкурентоспособности продукции

Параграф 3. Основные методы оценки конкурентоспособности

 

Глава 2. Деятельность предприятия

Параграф 1. Основной вид  деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»

Параграф 2.Анализ финансовой деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»  

 

Глава 3. Рекомендации по снижению затрат как основной путь к увеличению конкурентоспособности.

Параграф 1. Рекомендации для снижения затрат на производство продукции в ГП «Марьяновское  ДРСУ»

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       В современных условиях жесткой  конкуренции на товарных рынках увеличение прибыли предприятия за счет наращивания объемов производства, расширения рынков сбыта, политики повышения цен представляется весьма сложной задачей. Поэтому руководство современных компаний первостепенной задачей считает рациональное сокращение собственных издержек в области производства. Сокращение издержек является единственным путем увеличения прибыли для компаний, цены на продукцию и услуги которых регулируются государством  к такой компании относится и Государственное предприятие Омской области «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление».

      Актуальность проблемы обусловлено  тем, что величина основных  видов ресурсов, расходуемых на  производство продукции, в значительной  степени влияет на эффективность  производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.

         Управление затратами имеет цель  – выявление возможностей повышения  результативности использования  ресурсов, управление затратами позволяет повысить эффективность деятельности, позволяет обнаруживать узкие места в финансовой системе предприятия, выявлять резервы для снижения затрат до рационального уровня, дает информацию для постановки долгосрочных планов, дает ясную информацию руководству.

         Курсовая работа посвящена исследованию  теоретических и практических  аспектов управления затратами.  На сегодняшний день представлены  разнообразные точки зрения, на  основе которых формируются практические  подходы  к процессу управления  затратами.

          Цель курсовой работы - на основе анализа теоретического материала и практики в области снижения затрат разработать рекомендации по совершенствованию исследуемого направления на предприятии ГП «Марьяновское ДРСУ». Для достижения цели необходима реализация следующих задач:

 

Изучить сущность и содержание процесса управления затратами, а так же рассмотреть технологию процесса планирования затрат;

Исследовать систему управления затратами на ГП «Марьяновское ДРСУ»

Определить  положительные стороны в системе управления затратами и в частности планирования затрат на предприятии, а также выявить основные проблемы;

Разработать рекомендации по совершенствованию  системы управления затратами на ГП «Марьяновское ДРСУ»

       Предметом исследования является –  управление затратами, рассматриваемая как с научной точки зрения, так и в разрезе практических подходов, а объектом – предприятие ГП «Марьяновское ДРСУ».

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность продукции

 

Параграф 1. Понятие конкурентоспособности

 

            Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Фактор конкуренции  носит принудительный характер, заставляя  производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого  конкурентного рынка маркетинг  становится эффективным средством  решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.

 

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который  максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой.

Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Наконец, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его  жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с  тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать  свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить  и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

 

 

Параграф 2. Факторы и критерии конкурентоспособности продукции

        

         Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

 

1. Классификация  Гарбацевича. 

внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;

внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

2.Классификация Трубилина .

факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, Научно техн. прогресс, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;

показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;

экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

 

 

Параграф 3. Основные методы оценки конкурентоспособности

 

             Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.

   Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.

  Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования.Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия